04 ноября 2021

«Айвазовскому вослед…»

4 ноября в 18.00 в рамках национального проекта «Культура» состоится открытие выставки «Айвазовскому вослед…» из фондов Центрального военно-морского музея имени императора Петра Великого
0
«Айвазовскому вослед…»
Иконка календаря
04 ноября 2021
открытие
Иконка календаря
30 января 2022
закрытие
Иконка локации
Красный пр. 5
место проведения

Выставка  включает в себя произведения живописи и графики XIX-ХХI веков, модели кораблей, предметы морской практики, флаги и знамена.

Выставки из таких крупных музейных собраний, как Центральный военно-морской музей – это особая страница в работе Новосибирского художественного музея. Подобные проекты – это результат огромной подготовительной работы, которая порой длится годами. Для нас очень важно, чтобы наши посетители могли знакомиться с самыми лучшими музейными собраниями России даже не выезжая из своего родного города. Тем более, что сейчас это довольно сложно в силу ряда причин. Центральный военно-морской музей уже не первый раз привозит к нам свои выставки, и мы надеемся, что и в дальнейшем наше сотрудничество будет таким же плодотворным — прокомментировала экспозицию директор музея Екатерина Болдырева.

Рассматривая и изучая череду монументальных изображений морских баталий, этюдов и зарисовок, мы имеем возможность говорить не только о войнах и сражениях, но и развитии морского пейзажа. – говорит искусствовед Мария Олейник. - Выставка «Айвазовскому вослед» представит новосибирским зрителям лучшие примеры маринистики, настоящие жемчужины русского искусства, прославляющие отечественный Военно-Морской Флот.

Отечественная школа маринистики начинает формироваться в эпоху романтизма в живописи. Интересно, что на первые шаги российской маринистической живописи повлияло чуткое отношение Морского министерства: при Главном морском штабе был военно-морской ученый отдел, в структуре которого в 1844 году появилась должность – художник при Главном морском штабе. Первым эту должность занял – Иван Константинович Айвазовский (1817-1900), которому удалось утвердить в русском искусстве маринистку в правах наравне с другими жанрами живописи. На выставке представлено полотно, не похожее ни на одно другое, «Гибель корабля “Лефорт”» (1858), посвященное кораблекрушению 84-пушечного линейного корабля, на котором погибло 843 человека. Знаменитый маринист отозвался на эту трагедию и написал аллегорическое произведение. Ярусная композиция выстроена от морского дна к небу. В центре изображен затонувший корабль, со дна моря как будто поднимаются люди, их руки обращены к небу, а с небес сам Иисус Христос распростер объятия восходящим душам погибших моряков. Аллегорическая картина включает в себя не только евхаристический сюжет вознесения души, но и отражает переживания художника.

На смену И.К. Айвазовскому в 1856 г. на должность художника Главного морского штаба был назначен Алексей Петрович Боголюбов (1824-1896). Маринист часто бывал во Франции и подолгу жил там, а с 1874 г. из-за серьезной болезни большую часть времени стал проводить в Париже, летом часто приезжая на родину. Будучи профессором Санкт-Петербургской Академии художеств, А.П. Боголюбов был попечителем находившихся за границей ее пенсионеров. Вместе с ними он выезжал на этюды, организовывал показ работ на выставках. Художник Л.Д. Блинов был особенно близок Боголюбову по духу, ему Алексей Петрович доверял исполнение копий своих работ. Примером такой работы является копия Л.Д. Блинова с картины А.П. Боголюбова «Атака минным катером «Шутка» турецкого парохода в 1878 г. у Мечки (Дело Скрыдлова).

Популярный жанр «Портрет корабля» служил наглядным пособием для отечественных кораблестроителей. По заказу Морского министерства и императорского двора подобные картины выполняли акварелист и архитектор Н.Д. Прокофьев (1860-1916), художник-любитель, генерал-майор в отставке А.П. Алексеев (1841-1908). Большинство работ было выполнено с натуры, и в этом их особая ценность. На выставке можно увидеть и акварели Альберта Николаевича Бенуа.

Завершают раздел живописи и графики произведения, созданные уже в XXI веке в студии художников-маринистов Центрального военно-морского музея.

Очень интересен раздел закладных досок. Началом жизненного цикла корабля обычно считается дата его закладки. Церемония закладки корабля берет свое начало в глубокой древности, когда в киль корабля закладывалась монета с изображением правителя, при котором корабль строился. Впоследствии вместо монет стали закладывать специально изготовленную табличку, выполненную из металла, на которой гравировалась дата закладки, имена должностных лиц, строивших корабль и присутствовавших при закладке. Зачастую на ней отражались основные характеристики корабля и состав его вооружения. Таким образом, закладная доска представляет собой своеобразное свидетельство о рождении.

На выставке представлены также модели кораблей, морские приборы, подзорные трубы, морское обмундирование, флаги, такие уникальные экспонаты, как кусок бортовой обшивки крейсера «Аврора», пробитый снарядом противника в Цусимском сражении, мундиры, флаги, судовые колокола.  Отлично дополняет выставку раздел из 17 планшетов рассказывающий о богатой и интереснейшей истории Центрального военно-морского музея.

Просветительская программа выставки «Айвазовскому вослед…».

«Айвазовскому вослед…»