Из наследия А.Д. Силича: новые материалы

11 апреля 2010
С.П. Голикова
Зимний городской пейзаж. 1938
  Зимний городской пейзаж. 1938
  А.Д. Силич
 
 
 

В истории сибирского искусства первой половины ХХ века есть немало имен талантливых мастеров, творчество которых было хорошо знакомо современникам, но оказалось почти не известным в наши дни. За привычными словами «незаслуженно забытый художник» скрываются превратности личных судеб, по различным причинам приведшие к утрате наследия этих авторов или к недоступности его для сегодняшних исследователей.

К числу таких художников принадлежит новосибирский живописец и график Александр Дмитриевич Силич (1901 – 1945). Его творческая жизнь была активной и многообразной. Первые художественные опыты Силича начала 1920-х годов связаны с его оформительской работой в воинских клубах, в газете «Красноармейская звезда». Профессиональное образование он получил в Омском художественно-педагогическом техникуме имени М.А. Врубеля – одном из лучших учебных заведений Сибири 1920-х годов, многие выпускники которого работали в Новосибирске. А.Д. Силич входил в состав ведущих творческих объединений своего времени: Ассоциации художников революционной России (1925 – 1926), общества «Новая Сибирь» (1926 – 1931), Союза советских художников (с 1933). Его произведения экспонировались на Первой Всесибирской выставке живописи, скульптуры, графики и архитектуры (1927), западносибирских краевых художественных выставках (1934, 1939), Пятой новосибирской областной художественной выставке (1940). В военные годы он принимал участие в тематических экспозициях «Художники Сибири в дни Великой Отечественной войны» (1942), «Героическое прошлое русской армии» (1943), «Сибирь – фронту» (1944), которые были организованы при содействии сотрудников Третьяковской галереи, эвакуированных в Новосибирск, и стали заметными событиями в культурной жизни города. В конце 1930-х – начале 1940-х годов Силич неоднократно получал заказы Новосибирского областного отдела по делам искусств и кооперативного товарищества «Художник» на создание больших жанровых картин: «Связь на Алтае», «Выборы в Верховный Совет в Ойротском крае», «Геологоразведочная партия за работой», «Возвращение с работы». Творческие поездки по Алтаю и Горной Шории, связанные с выполнением этих заказов, давали ему множество натурных впечатлений, отражавшихся в обширных этюдных материалах. Значительное место в деятельности художника занимала журнальная графика, привлекавшая многих сибирских мастеров его поколения. С 1920-х годов Силич активно сотрудничал в редакциях газеты «Советская Сибирь», журналов «Настоящее», «Сибирские огни», на страницах которых печатались его городские зарисовки и карикатуры, афиши театральных спектаклей и кинофильмов; в 1940-е годы работал для «Окон ТАСС».

Каменка. Новосибирск. 1937
  Каменка. Новосибирск. 1937
  А.Д. Силич
 
 
 

В 1944 году, незадолго до безвременной смерти, А.Д. Силич переехал из Новосибирска в Харьков – и это обстоятельство предопределило судьбу его наследия, которое на долгие последующие годы оказалось вне поля зрения сибирских искусствоведов, музейных собирателей и зрителей. До недавнего времени в фондах Новосибирского художественного музея хранилось только одно произведение Силича – живописный «Портрет старика», поступивший в коллекцию в 1962 году из запасников краеведческого музея. Нынешнее местонахождение многих заказных полотен, по свидетельству самого автора принадлежавших в 1930-е – 1940-е годы театрам, клубам и другим учреждениям Новосибирска, Прокопьевска, Горно-Алтайска , еще предстоит устанавливать. Практически единственным источником для суждения об индивидуальном стиле и тематических пристрастиях художника остались многочисленные газетные и журнальные публикации его рисунков 1930-х годов.

Произведения Силича, увезенные на Украину, бережно сохранила его приемная дочь Валентина Юрьевна Юрченко. В семейном собрании находилось более ста живописных этюдов, акварелей, рисунков, среди которых были портреты близких, виды Новосибирска, Алтая и Крыма, жанровые наброски.

В 2001 и 2004 годах В.Ю. Юрченко при содействии харьковского искусствоведа Н.Н. Черкасской передала в дар Новосибирскому художественному музею несколько графических листов А.Д. Силича. Их появление в музейной коллекции заново привлекло внимание к творчеству этого автора и прежде всего – к его новосибирским пейзажам, интересным не только для историков искусства, но и для краеведов, знатоков архитектуры города.

Произведения А.Д. Силича, поступившие в художественный музей, позволяют увидеть в нем прекрасного мастера городского пейзажа, владевшего различными образными интонациями. Практика художника-журналиста побуждала его обращаться к характерным для Новосибирска мотивам строительства и тесного, контрастного соседства разностильных сооружений; делала его внимательным наблюдателем, насыщавшим свои рисунки множеством живых подробностей. Таков пейзаж с одноэтажными постройками на фоне темного силуэта конструктивистского здания, помещенный в одном из декабрьских номеров газеты «Советская Сибирь» 1933 года под названием «Старый и новый Новосибирск». Таковы недатированная акварель «Проспект днем» и рисунок «Каменка. Новосибирск» (1937) с фигурками прохожих и велосипедистов, автомобилями и конными повозками. В этих работах выражен интерес художника к городской повседневности и сиюминутности, им присущи черты репортажности и документальности.

Каменские домики. 1938
  Каменские домики. 1938
  А.Д. Силич
 
 
 

В то же время в листе «Каменка» ощутима спокойная созерцательность. Изображенный здесь заснеженный овраг с маленькими домиками обрамлен высоким пролетом моста и словно отгорожен от шумной суеты. Линии этого рисунка отличаются легкой непринужденностью, а свободное поле бумаги выразительно используется в передаче глубокого пейзажного пространства.

Иронический дар Силича-карикатуриста раскрывается в шарже «Квартиры на Мостовой-44», тема которого также связана с городским районом, прилегающим к долине реки Каменки. В наименовании рисунка приведен адрес самого художника, а в облике изображенного человека, небрежно расположившегося на заборе ветхого деревянного дома, угадываются автопортретные черты.

Хорошо знакомый Силичу тихий уголок в центре Новосибирска с видом на Стоквартирный дом в глубине предстает на двух акварелях 1938 года: «Зимний городской пейзаж» и «Каменские домики». Этот мотив не раз привлекал внимание художника, о чем свидетельствует и более ранняя композиция, опубликованная в 1933 году в «Советской Сибири» с подписью: «Бетонные гиганты новых строек ведут наступление на бревенчатые избы старого Новосибирска». Здесь острый интерес к деталям городского быта вновь уступает место мягкому лирическому чувству – и цельность акварельной живописи не противопоставляет, но гармонично вводит в общую пространственную среду уютные домики на ближнем плане и многоэтажные здания вдали, объединенные розовато-серой морозной дымкой в зимнем этюде и теплыми, медовыми тонами осеннего пейзажа.

Произведениям А.Д. Силича, достоверно и многогранно запечатлевшим виды Новосибирска далеких 1930-х годов, принадлежит достойное место в художественной летописи города.

Примечания


1 Сведения об этом содержатся в анкете и заявлении А.Д. Силича, составленных им в 1944 году для вступления в Харьковское отделение Союза советских художников и хранящихся в архиве семьи художника (Харьков)
2 Советская Сибирь, 1933, 28 декабря.