• Главная
  • Архив журнала
  • Оглавление - 2(16)2014
  • Выставочные залы
  • Сибирский андеграунд...
  • Сибирский андеграунд

    В.О. Назанский

    438
  • Сибирский андеграунд

    В апреле 2014 года, впервые после выставки «Белая галерея», прошедшей в 1992 году, в Новосибирском государственном художественном музее состоялась выставка «Сибирский андеграунд. 20 лет спустя». В то время как в Москве и Петербурге андеграундное искусство давно стало предметом изучения и коллекционирования (организуются выставки, пишутся статьи, издаются книги, а на арт-рынке идет борьба за художественное наследие), в Сибири наблюдается некая пауза, связанная и со сменой эпох, и с уходом из жизни ряда ярких представителей местного андеграунда. 

    Сибирский андеграунд возник в 1970-1980-е годы как индивидуальные художественные практики «неформатных» художников, существовавших вне системы, иногда образовывавших небольшие неформальные сообщества друзей, внутри которых царила полная свобода мысли и творчества. На этих «островах в океане» шла своя параллельная жизнь, развивалось «другое искусство», не ориентированное на конъюнктуру времени и идеологии, пытающееся ответить на основные вопросы человеческого бытия на современном художественном языке, использовавшем достижения и русского авангарда, и европейского модернизма. Феномен сибирского андеграунда не сводим полностью к политике, к критике идеологизированной системы; большее отношение он имеет к проблематике свободы творчества, свободы личности; поведенчески он связан и с давними традициями русского нестяжательства, и с мифологизированным образом художника, и с особым вольным сибирским духом. Эта свобода имела свою цену - нищету, несоциализованность, невозможность участия в выставках. Положение меняется в 1990-е годы: возникают первые независимые галереи и объединения, проходят первые выставки неофициального искусства. Собственно, тогда, двадцать лет назад, усилиями самих художников и произошло открытие сибирского андеграунда. Особую роль в этом сыграли галерея «Сибинтерарт», межрегиональное объединение художников «Белая галерея», академгородковская студия «Март», группа «Аквилон» в Краснообске. Несмотря на недолгое время существования, на площадке «Сибинтерарта» был показан почти весь диапазон сибирского андеграунда, открытием стала гротескная живопись Леонида Иванова. Наиболее длительным и продуктивным стал организованный художником и поэтом Николаем Мясниковым (1954 - 2012) проект «Белая галерея» (1991 - 1997). Благодаря его усилиям - интеллектуальным, креативным, организационным - впервые искусство сибирского андеграунда вошло в музейные залы. Выставки «Белой галереи» прошли в Новосибирском, Томском, Кемеровском, Алтайском художественных музеях, также были изданы и несколько поэтических сборников.

    Шло время - разделение искусства на официальное и неофициальное теряло актуальность, менялось общество, ценности, приоритеты, менялись судьбы художников, их роли, статус, стратегии: одни благополучно интегрировались в социум, другие, в силу инерции образа жизни и личностных особенностей, оставались одиночками и постепенно уходили из жизни. Хронологические рамки сибирского андеграунда можно определить последней третью ХХ века.

    Нынешняя выставка впервые после более чем двадцатилетнего перерыва вновь привлекла внимание к теме сибирского андеграунда. На выставке было представлено более ста произведений живописи, графики и малой пластики художников из Новосибирска, Академгородка, Барнаула, Горно-Алтайска, Томска. Среди ее участников - новосибирцы Максим Зонов (1966 - 2002), Леонид Иванов (1956 - 2002), Александр Краснопеев (1949 - 1997), Николай Мясников (1954 - 2012), Николай Жуков, Зинаида Рубан, Борис Шилов (1953 - 2012); барнаульцы Владимир Квасов (1937 - 2006) и Олег Скоморохов; академгородковцы Наталья Чижик (1944 - 1998), Александр Косенков, Елена Юдина; томич Геннадий Мазжерин (1955 - 2011), горноалтайцы Сергей Дыков, Леонид Сафронов и другие.

    Основу выставки составили произведения художников «Белой галереи», студии «Март», круга галереи «Сибинтерарт», но избранный здесь принцип экспонирования - феноменологический. Не претендуя на всю полноту охвата темы, организаторы выставки стремились вызвать интерес к этой не до конца еще известной странице истории художественной жизни, напомнить о творчестве талантливых художников и помочь воспринять сибирский андеграунд как своеобразную часть культурного наследия.