Возвращенный талант

11 апреля 2010
А.Д. Клушин
Портрет А.П. Моисеенко. 1927
  Портрет А.П. Моисеенко. 1927
  А.Г. Заковряшин
 
 
 

В конце декабря 2009 года в Новосибирском художественном музее открылась выставка «Возвращение таланта", ставшая итогом длительной реставрационной и исследовательской работы с коллекцией произведений А.П. Моисеенко, хранящейся в музейных фондах.

Александр Петрович Моисеенко (1889 – 1962), 120-летие со дня рождения которого мы отмечали в 2009 году, является важной фигурой в период формирования профессионального искусства Сибири в начале XX века. Неоспорима его роль в консолидации художественных сил Хакасии в 1920-е годы, велика его роль в открытии и шлифовке таланта Александра Георгиевича Заковряшина, самого оригинального сибирского графика этого времени.

Родившийся в 1889 году в Харькове, он судьбой был занесён в Сибирь, где и прошли его самые плодотворные для творчества годы. Сведений о биографии художника сохранилось очень мало, и некоторые интересующие нас факты вообще отсутствуют.

Сирота из семьи железнодорожника, он воспитывался дядей, бывшим военным, отдавшим его в харьковское торговое училище. Там он приобщился к революционным идеям, занимался распространением нелегальной литературы и в 1907 году, а потом и в 1909, был осуждён на ссылку сначала в Тобольскую губернию, а затем на вечное поселение в Енисейскую губернию. Там он встретил Октябрьскую революцию, пережил трудные годы гражданской войны. Известно, что всё это время, и до революции, и после, Александр Петрович Моисеенко работал по специальности бухгалтером. Во всяком случае, с 1918 года по 1932 год он был начальником планово-финансового отдела потребительской кооперации в Минусинске, с 1933 года по 1960 год в связи с переездом в Новосибирск трудился старшим инспектором Комбанка. Это канва его жизненного пути, где абсолютно нет места подробностям личного характера. И только в связи с даром Веры Ермиловны Моисеенко работ своего мужа и его друзей в Новосибирскую областную картинную галерею можно с уверенностью говорить о его семейном положении.

С детства Александр Петрович Моисеенко тяготел к искусству, но дядя, исповедуя практицизм, направляет его по коммерческому пути. Это подчинение обстоятельствам потом тяготело над будущим художником и не позволило ему стать профессионалом в искусстве. Но всю свою жизнь он приобретал художественный опыт самостоятельным путём. Он много читал, общался с коллегами по искусству, был знаком с его современным состоянием. В этом плане, когда художник встретил А. Г. Заковряшина, он выступил перед ним в роли просвещённого мэтра, за что Александр Георгиевич был ему всегда благодарен. Их дружба длилась долгие годы и прервалась только с гибелью А. Г. Заковряшина на Великой Отечественной войне.

Озеро Шира. Хаккасия. 1930
  Озеро Шира. Хаккасия. 1930
  А.П. Моисеенко
 
 
 

Осведомлённость Александра Петровича в области искусства сказывается в том, что первоначальные его работы выполнены в символистском духе, присущем русскому искусству начала XX века (это, в основном, графика). Этот провинциальный вариант русского символизма рисует картины, пропитанные завуалированной критикой настоящего и надеждой на неясное, но светлое будущее. Использование арсенала выразительных средств мирового искусства у А. П. Моисеенко можно обнаружить на примере женской фигуры в одном из листов, которая является видоизменённой цитатой из настенной росписи Дома мистерий в Помпеях. Более поздние пейзажи, а это основной жанр, в котором работал художник в 1920-е и 1930-е годы, выдают знакомство Моисеенко с импрессионизмом и с традициями русского пейзажа, разрабатываемыми мастерами, входившими в «Союз русских художников».

Группа местных художников в Минусинске, куда входили Г. Л. Лисовский, А. Ф. Куркульский, Ф. Г. Кушнарёв, А. Г. Заковряшин, вместе с А. П. Моисеенко устраивает в 1920-е годы выставки как в городе, так и за его пределами, принимает участие в деятельности Минусинского филиала общества художников «Новая Сибирь». Конечно, работы Моисеенко не претендовали на какую-то особую роль в художественном контексте Сибири, но его сохранившееся наследие, в отличие от многих других художников, от творчества которых почти ничего не осталось, гармонично вписывается в свою эпоху.

Работы, показанные на выставке «Возвращение таланта», дают представление о своеобразии творческого почерка А. П. Моисеенко. Он редко датировал свои вещи, редко их называл, о чём свидетельствуют каталоги тогдашних выставок, определяя их часто как «этюд». Несколько больших полотен, которые он написал, не дошли до нашего времени. К сожалению, творческая активность художника после переезда в Новосибирск постепенно угасает. После 1938 года мы не встретим его имя среди других художников города. Что послужило причиной ухода его из искусства, мы можем только предполагать. Возможно, что борьба стилей, характерная для начального этапа становления искусства Сибири, приобрела в 1930-е годы опасную политизированность, отчего пострадал, например, А. В. Вощакин, расстрелянный в 1937 году.

Картины, часто созданные на бумаге маслом, находившиеся со времени поступления в Новосибирский художественный музей иногда в плачевном состоянии, ныне реставрированы Н. П. Добрыниной и Ю. В. Васильевой и дают полное впечатление о красоте и энергии живописного почерка художника.

Надо отметить, что наследие художника сосредоточено фактически только в нашем музее. В Минусинске его работ нет. Также на данный момент нет сведений, что они имеются в каком-либо другом музее Сибири. Это делает коллекцию уникальной и позволяет зрителям впервые почти в полном объёме познакомиться с творчеством столь интересного мастера. Начало коллекции было положено шестью работами, которые подарила в 1963 году В. Е. Моисеенко, жена художника. В 1977 году С. Е. Гущин из Красноярска, о котором мы ничего не знаем, подарил большую часть наследия художника, 45 произведений.

Пути истории причудливы и непредсказуемы. Кто-то, известный при жизни, после не вызывает интереса, а наследие кого-то пропадает вовсе. Александру Петровичу Моисеенко повезло. Его картины, пусть не все дошедшие до нас, радуют и восхищают. За ними стоит личность, в них – аромат времени.