Камерные вечера в художественном музее

05 апреля 2016
О.Г. Куржукова, Е.Ю. Уваровская
В экспозиционном зале

В череде событий, происходящих в залах музея: экскурсий, открытий выставок, лекций и творческих встреч, - камерные музыкальные вечера занимают особое место. Они проходят особенно торжественно и приподнято. В парадном Екатерининском зале выстраиваются ряды стульев, снимается чехол с блестящего рояля, монтируется большой экран и звук. Собирается публика, приходят музыканты, нарядные и серьезные перед выступлением, волнуются научные сотрудники. Но когда стрелка часов пересекает отметку 17-00, волнение уходит и начинается волшебство…

Традиция проведения музыкальных встреч в залах Новосибирского художественного музея началась в 1983 году. В них участвовали артисты новосибирских театров и филармонии. Необычными и интересными, заставляющими зрителя задуматься были их темы: «Джорджоне, Гайдн, Стендаль», «Микеланджело, Бетховен, Роллан», «Бах и Рембрандт», «Мелодии венецианской лагуны». В восьмидесятых годах подобные камерные вечера устраивались не только для взрослой аудитории, но и для детей. В 1990-е годы они превратились в концерты, проводившиеся в музейных залах, и практика их организации постепенно прекратилась. Идея возродить такую форму работы появилась в 2011 году при подготовке лекционного цикла «Германия. Сквозь время и пространство». Лекцию, посвященную немецкому романтизму, было решено дополнить музыкой и поэзией. Программа имела большой успех, и на его волне возобновилось регулярное проведение камерных вечеров под общим названием «Музыка и музыканты в гостях у муз».

Каких только встреч не случилось за это время в Екатерининском зале! Русская народная музыка в виртуозном исполнении домристки Анастасии Кириленко и картины Н.П. Богданова-Бельского и Б.М. Кустодиева. Музыка французских композиторов конца XIX - XX веков Г. Форе, Д. Мийо, А. Онеггера, Ф. Пуленка, исполненная солистами новосибирской филармонии Д. Ефремовым (кларнет) и Е. Предвечновой (фортепиано), и символическое искусство О. Редона. Мы путешествовали по Вестминстерскому аббатству в сопровождении уникального контр-тенора Ивана Петрова и мелодий Г.Ф. Генделя, Г. Перселла, Дж. Доуленда . Проходили сквозь двадцатый век с музыкой советских композиторов Д. Шостаковича, Г. Свиридова, М. Жербина, В. Шебалина и живописью таких корифеев советского искусства как П. Кончаловский, Ю. Пименов, А. Дейнека. Переносились в Париж и Аргентину под зажигательные мелодии аккордеона Анастасии Бурмистровой и ансамбля «Серпантин». Разве можно забыть танго А. Пьяццоллы и Дж. Динаро - Л. Корвета, исполнявшиеся в сопровождении мультимедийной экскурсии по яркому Буэнос-Айресу! Под музыку джаз-квартета Владислава Савельева мы гуляли по вечернему Нью-Йорку и музеям Америки. Рассказывали об истории и архитектуре лучших оперных театров Европы и слушали партии из опер Р. Леонкавалло, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, Дж. Верди, Ш. Гуно, исполненные солистами филармонии и оперного театра. Певучая виолончель лауреата международных конкурсов Татьяны Штабной и музыка Л. Боккерини, Р. Шумана, К. Дебюсси оказались идеально созвучными тонкой и прозрачной акварельной живописи Дж. Сарджента, У. Тернера, К. Брюллова, К. Сомова.

Благовещение. Строгановская школа. XVII век
  Благовещение. Строгановская школа
XVII век
 
 
 

Каждый камерный вечер задумывается не просто как ряд музыкальных номеров в сопровождении живописных полотен. Мы хотим достичь именно созвучия, переклички эпох, искусств, великих имен. Так, на камерном вечере «На крыльях мечты», прошедшем в апреле 2014 года, прозвучала соната Ф. Листа «По прочтении Данте» в блистательном исполнении пианиста Д. Норбутаса. Это музыкальное произведение подсказало и тему искусствоведческого комментария, сопровождающего, как правило, каждый камерный вечер. Мы посчитали уместным и интересным рассказать о том, как поэзия Данте Алигьери отразилась в жизни и творчестве английского художника-прерафаэлита Д.Г. Россетти.

На вечере вокальной музыки, посвященном 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова, прозвучали не только романсы на слова великого русского поэта, но и музыкальные произведения, которые он слышал и любил. Органичными на этом камерном вечере стали рассказ о М.Ю. Лермонтове -художнике и показ его живописных и графических произведений, не так широко известных, как его поэтические творения.

19 марта 2016 года состоялся камерный вечер «Весенний хоровод». В зале звучала разнообразная по настроению музыка в исполнении лауреатов международных конкурсов Анастасии Кириленко (домра), Евгении Новакович (домра), Артема Павлова (баян) и Светланы Реутской (фортепиано). Сопровождали музыкальные номера картины русских художников XIX - XX веков на тему весны. Пейзажи И. Левитана, Л. Туржанского, С. Виноградова, С. Жуковского тонко вплетались в ткань произведений Д. Скарлатти, М. Ларканжа, А. Цыганкова, И. Тамарина. Звуки домры, переливчатые, мелодичные и энергичные, словно воплощались в оттенках и полутонах живописных полотен, возникающих на экране.

Настроение «Весеннего хоровода» поддержал и рассказ о народных весенних традициях - ведь на Руси весна была не только временем пробуждения природы и начала полевых работ, но и временем важных и любимых в народе праздников. Один из них – Благовещенье, важнейший христианский праздник: с благой вести архангела Гавриила о рождении у Марии Сына Божьего началось освобождение рода человеческого от греха и вечной смерти. «Днесь спасение нашего главизна»,- поется в этот день на богослужении, а Иоанн Златоуст называет Благовещенье «корнем праздников». И в народе этот праздник всегда почитался как величайший, несущий с собой покой и радость, как один из самых светлых дней в году. О событиях Благовещенья рассказывает икона из собрания нашего музея.

Вербное воскресенье в Москве при царе Алексее Михайловиче. Шествие патриарха на осляти. 1865
  Вербное воскресенье в Москве при царе Алексее Михайловиче. Шествие патриарха на осляти. 1865
  В.Г. Шварц
  ГРМ
 
 
 

Еще один любимый в народе весенний праздник – это Вербное воскресенье или Вход Господень в Иерусалим. Этот праздник пришел на Русь в Х столетии. С особенной торжественностью он отмечался в XVI - XVII веках в Москве, где совершался красочный обряд «Шествия на осляти». Увидеть этот старинный обычай мы можем на картине «Вербное воскресенье в Москве при царе Алексее Михайловиче» замечательного русского художника В.Г. Шварца, хранящейся в Государственном Русском музее. Шествие начиналось от Царской площади у Покровского собора, в котором патриарх и царь облачались в шитые золотом и жемчугами ризы. На Красной площади собирались стрельцы и народ. Затем патриарх садился на осля – лошадь в специальной попоне, а царь пешком вел ее за красный повод в Кремль. Патриарх во время шествия осенял народ крестом, за ним шли церковные иерархи в богатейших облачениях, церемонию заключали гости. Царя окружали его бояре, окольничие и думные дворяне с пальмовыми ветвями в руках, перед ними шли стольники. Впереди всех ехала повозка, на которой стояла украшенная орехами, изюмом, яблоками и цветами верба. По пути следования дети стрельцов устилали дорогу тканями, в основном красными и зелеными. Поверх тканей укладывали разноцветные кафтаны. Во время царствования Федора Алексеевича число детей, укладывающих ткани и кафтаны, достигало тысячи. Когда шествие вступало в Спасские ворота, на всех церквях Кремля начинался колокольный звон и продолжался до вступления процессии в Успенский собор. После литургии патриарх благословлял вербу, ключари отрезали ветви для алтаря, царской семьи и бояр. Остатки вербы, украшения вербы и саней раздавали стрельцам и народу. «Шествие на осляти» проводилось в Москве до 1693 года, после чего свидетельства о нем исчезают. Петр уничтожил это действо, считая его для себя унизительным, а вскоре упразднил и само патриаршество на Руси.

Христово Воскресенье. 1864
  Христово Воскресенье. 1864
  В.В. Пукирев
 
 
 

Пасха, День Светлого Христова Воскресения - самый древний и самый главный христианский праздник, как поют в церкви, «праздников праздник и торжество из торжеств». В эти весенние дни нам дается возможность в череде будней и суете быта остановиться, оглядеться, подумать и приобщиться к традициям, почувствовать себя частицей великого русского народа. Как наши далекие прадеды, мы с детской радостью и упоением красим яйца, печем куличи, делаем пасхи. И подчас забываем о том, что эта традиционная еда наделена особым смыслом. С образами возрождения, начала новой жизни связано пасхальное яйцо. Исконно русский обычай – красить яйца луковой шелухой. С них начинается праздничная трапеза. В старину первое яйцо делилось на несколько частей, соответствующих количеству членов семьи. Совместная еда одного яйца, по мнению крестьян, должна была укрепить семью, сохранить в ней дружеские отношения, поддержать любовь друг к другу.

В нашем музее хранится картина В.В. Пукирева «Христово Воскресенье», рассказывающая о христосовании, традиционном обмене приветствиями, поцелуями и крашеными яйцами. Мы видим комнату небогатого дома; на столе, покрытом белой скатертью, – тарелка с ярко-малиновыми яйцами, пасхальный хлеб, рюмка с янтарным вином, штоф. Праздник ощущается в том, как чисто убрана комната, как аккуратно накрыт стол, в иконах на стене и в той особой теплоте, которая связывает людей. Уют и задушевность создает и сама живописная манера, тонкие, лессировочные мазки, мягкий коричнево-охристый колорит с вкраплениями насыщенных красных пятен. В.В. Пукиреву удалось удивительно верно передать атмосферу праздничного пасхального утра. И это настроение на камерном вечере было поддержано музыкой...

Отзвучали последние аккорды. Публика покидает зал. На рояль опять наброшен чехол. Мы расстаемся с музыкантами. Расстаемся, надеясь на новую встречу под сводами Екатерининского зала Новосибирского художественного музея. Встречу с новой интересной музыкой, новыми музыкальными инструментами, новыми исполнителями и новыми рассказами о живописи и архитектуре. Ведь камерные вечера вновь становятся хорошей традицией в нашем музее.