Камерные вечера в художественном музее
В череде событий, происходящих в залах музея: экскурсий, открытий выставок, лекций и творческих встреч, - камерные музыкальные вечера занимают особое место. Они проходят особенно торжественно и приподнято. В парадном Екатерининском зале выстраиваются ряды стульев, снимается чехол с блестящего рояля, монтируется большой экран и звук. Собирается публика, приходят музыканты, нарядные и серьезные перед выступлением, волнуются научные сотрудники. Но когда стрелка часов пересекает отметку 17-00, волнение уходит и начинается волшебство…
Традиция проведения музыкальных встреч в залах Новосибирского художественного музея началась в 1983 году. В них участвовали артисты новосибирских театров и филармонии. Необычными и интересными, заставляющими зрителя задуматься были их темы: «Джорджоне, Гайдн, Стендаль», «Микеланджело, Бетховен, Роллан», «Бах и Рембрандт», «Мелодии венецианской лагуны». В восьмидесятых годах подобные камерные вечера устраивались не только для взрослой аудитории, но и для детей. В 1990-е годы они превратились в концерты, проводившиеся в музейных залах, и практика их организации постепенно прекратилась. Идея возродить такую форму работы появилась в 2011 году при подготовке лекционного цикла «Германия. Сквозь время и пространство». Лекцию, посвященную немецкому романтизму, было решено дополнить музыкой и поэзией. Программа имела большой успех, и на его волне возобновилось регулярное проведение камерных вечеров под общим названием «Музыка и музыканты в гостях у муз».
Каких только встреч не случилось за это время в Екатерининском зале! Русская народная музыка в виртуозном исполнении домристки Анастасии Кириленко и картины Н.П. Богданова-Бельского и Б.М. Кустодиева. Музыка французских композиторов конца XIX - XX веков
Благовещение. Строгановская школа XVII век |
Каждый камерный вечер задумывается не просто как ряд музыкальных номеров в сопровождении живописных полотен. Мы хотим достичь именно созвучия, переклички эпох, искусств, великих имен. Так, на камерном вечере «На крыльях мечты», прошедшем в апреле 2014 года, прозвучала соната
На вечере вокальной музыки, посвященном 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова, прозвучали не только романсы на слова великого русского поэта, но и музыкальные произведения, которые он слышал и любил. Органичными на этом камерном вечере стали рассказ о
19 марта 2016 года состоялся камерный вечер «Весенний хоровод». В зале звучала разнообразная по настроению музыка в исполнении лауреатов международных конкурсов Анастасии Кириленко (домра), Евгении Новакович (домра), Артема Павлова (баян) и Светланы Реутской (фортепиано). Сопровождали музыкальные номера картины русских художников XIX - XX веков на тему весны. Пейзажи
Настроение «Весеннего хоровода» поддержал и рассказ о народных весенних традициях - ведь на Руси весна была не только временем пробуждения природы и начала полевых работ, но и временем важных и любимых в народе праздников. Один из них – Благовещенье, важнейший христианский праздник: с благой вести архангела Гавриила о рождении у Марии Сына Божьего началось освобождение рода человеческого от греха и вечной смерти. «Днесь спасение нашего главизна»,- поется в этот день на богослужении, а Иоанн Златоуст называет Благовещенье «корнем праздников». И в народе этот праздник всегда почитался как величайший, несущий с собой покой и радость, как один из самых светлых дней в году. О событиях Благовещенья рассказывает икона из собрания нашего музея.
Вербное воскресенье в Москве при царе Алексее Михайловиче. Шествие патриарха на осляти. 1865 | |
В.Г. Шварц | |
ГРМ |
Еще один любимый в народе весенний праздник – это Вербное воскресенье или Вход Господень в Иерусалим. Этот праздник пришел на Русь в Х столетии. С особенной торжественностью он отмечался в XVI - XVII веках в Москве, где совершался красочный обряд «Шествия на осляти». Увидеть этот старинный обычай мы можем на картине «Вербное воскресенье в Москве при царе Алексее Михайловиче» замечательного русского художника В.Г. Шварца, хранящейся в Государственном Русском музее. Шествие начиналось от Царской площади у Покровского собора, в котором патриарх и царь облачались в шитые золотом и жемчугами ризы. На Красной площади собирались стрельцы и народ. Затем патриарх садился на осля – лошадь в специальной попоне, а царь пешком вел ее за красный повод в Кремль. Патриарх во время шествия осенял народ крестом, за ним шли церковные иерархи в богатейших облачениях, церемонию заключали гости. Царя окружали его бояре, окольничие и думные дворяне с пальмовыми ветвями в руках, перед ними шли стольники. Впереди всех ехала повозка, на которой стояла украшенная орехами, изюмом, яблоками и цветами верба. По пути следования дети стрельцов устилали дорогу тканями, в основном красными и зелеными. Поверх тканей укладывали разноцветные кафтаны. Во время царствования Федора Алексеевича число детей, укладывающих ткани и кафтаны, достигало тысячи. Когда шествие вступало в Спасские ворота, на всех церквях Кремля начинался колокольный звон и продолжался до вступления процессии в Успенский собор. После литургии патриарх благословлял вербу, ключари отрезали ветви для алтаря, царской семьи и бояр. Остатки вербы, украшения вербы и саней раздавали стрельцам и народу. «Шествие на осляти» проводилось в Москве до 1693 года, после чего свидетельства о нем исчезают. Петр уничтожил это действо, считая его для себя унизительным, а вскоре упразднил и само патриаршество на Руси.
Христово Воскресенье. 1864 | |
В.В. Пукирев |
Пасха, День Светлого Христова Воскресения - самый древний и самый главный христианский праздник, как поют в церкви, «праздников праздник и торжество из торжеств». В эти весенние дни нам дается возможность в череде будней и суете быта остановиться, оглядеться, подумать и приобщиться к традициям, почувствовать себя частицей великого русского народа. Как наши далекие прадеды, мы с детской радостью и упоением красим яйца, печем куличи, делаем пасхи. И подчас забываем о том, что эта традиционная еда наделена особым смыслом. С образами возрождения, начала новой жизни связано пасхальное яйцо. Исконно русский обычай – красить яйца луковой шелухой. С них начинается праздничная трапеза. В старину первое яйцо делилось на несколько частей, соответствующих количеству членов семьи. Совместная еда одного яйца, по мнению крестьян, должна была укрепить семью, сохранить в ней дружеские отношения, поддержать любовь друг к другу.
В нашем музее хранится картина В.В. Пукирева «Христово Воскресенье», рассказывающая о христосовании, традиционном обмене приветствиями, поцелуями и крашеными яйцами. Мы видим комнату небогатого дома; на столе, покрытом белой скатертью, – тарелка с ярко-малиновыми яйцами, пасхальный хлеб, рюмка с янтарным вином, штоф. Праздник ощущается в том, как чисто убрана комната, как аккуратно накрыт стол, в иконах на стене и в той особой теплоте, которая связывает людей. Уют и задушевность создает и сама живописная манера, тонкие, лессировочные мазки, мягкий коричнево-охристый колорит с вкраплениями насыщенных красных пятен. В.В. Пукиреву удалось удивительно верно передать атмосферу праздничного пасхального утра. И это настроение на камерном вечере было поддержано музыкой...
Отзвучали последние аккорды. Публика покидает зал. На рояль опять наброшен чехол. Мы расстаемся с музыкантами. Расстаемся, надеясь на новую встречу под сводами Екатерининского зала Новосибирского художественного музея. Встречу с новой интересной музыкой, новыми музыкальными инструментами, новыми исполнителями и новыми рассказами о живописи и архитектуре. Ведь камерные вечера вновь становятся хорошей традицией в нашем музее.