Тайны двух мужских портретов

09 октября 2011
Е.В. Соловцова

Хочется возможно шире охватить сущность портрета как такового,
возможно глубже проникнуть в тайну интимного искусства,
запечатлевающего самое одухотворенное, что есть в мире видимом –
человеческое лицо.
Наряду с этим внимание наше распространяется и на сопутствующие
моменты: образование художника, его общественное положение, его
индивидуальность и судьба его внутренней жизни - все это, по мере
возможности, должно быть раскрыто и опознано.

Э. Голлербах
Портрет неизвестного мужчины с гусиным пером
  Портрет неизвестного мужчины с гусиным пером
  П.П. Веденецкий (?)
Прежняя атрибуция - Н.И. Аргунов
  Национальный музей. Варшава
 
 
 

Изучая каталог выставки «Аргуновы – крепостные художники Шереметевых», прошедшей в Государственной Третьяковской галерее в 2005 году, я обратила внимание на «Портрет неизвестного мужчины с гусиным пером» (инв. М.Ob.807), предоставленный Национальным музеем в Варшаве. Статья каталога гласит: «В левом нижнем углу поздняя надпись: N. Arguno. В музее считался работой Н. Аргунова. В 2005 году Н.Г. Преснова и И.Е. Ломизе (ГТГ), ознакомившись с присланными материалами из Варшавского музея – рентгенограммами и цветной макрофотосъемкой, - пришли к выводу, что портрет не обнаруживает признаков письма Н. Аргунова. Подпись перекрывает кракелюр, что свидетельствует о ее позднем происхождении. По предположению И.Е. Ломизе, автором портрета является П.П. Веденецкий, являющийся автором «Портрета неизвестного с письмом» из Иркутского областного художественного музея (1816, инв. Ж-94). Оба портрета обнаруживают сходство в композиции, типаже модели, одинаковых приемах в изображении лиц, причесок и рук» [3, с. 165, кат. №143]. Действительно, если пролистать страницу за страницей каталог работ Николая Аргунова, несложно увидеть, насколько отличается по стилю этот портрет от достоверных произведений художника. Думаю, именно благодаря огромному накопленному опыту эксперт ГТГ Иоланта Евгеньевна Ломизе не ограничилась отказом от традиционной атрибуции, но и высказала предположение о возможности авторства Павла Петровича Веденецкого. Автором «Портрета неизвестного с письмом» из Иркутского художественного музея П.П. Веденецкий был признан специалистами Государственной Третьяковской галереи в 1970-х годах.

Иоланта Евгеньевна вряд ли имела возможность сравнить воочию два портрета, один из которых находится в Иркутске, а другой – в Варшаве. Но она подарила мне идею поставить рядом их воспроизведения, чтобы оценить правильность догадки и попытаться выяснить, кто именно изображен на этих портретах. Такой шанс у меня появился благодаря помощи как Людмилы Николаевны Снытко, ведущего специалиста по коллекции русского искусства Иркутского областного художественного музея имени В.П. Сукачева, так и Изабеллы Вьерчиньской, хранителя коллекции портретной миниатюры в составе отдела польского искусства до 1914 года Национального музея в Варшаве.

Виртуальное сопоставление двух полотен затруднено разным состоянием их лакокрасочного покрытия. Холст из Иркутского музея реставрирован, произведена регенерация лака, благодаря чему колорит близок к первоначальному; портрет из Варшавского музея, не имея утрат, покрыт желтым лаком, придающим лицу и рукам желтоватый оттенок. Если неспешно сравнивать черты лица модели на одном и на другом портрете, то может показаться, что перед нами один и тот же человек, только на картине 1816 года он стал чуть старше. В то же время в этих произведениях имеются и определенные различия, что не позволяет точно идентифицировать изображенных как одного человека. Однако нельзя не заметить то общее, что бросается в глаза при сравнении двух картин: письмо в руке у персонажа на иркутском полотне и письмо на столе на портрете из Варшавы, которое мужчина словно бросил писать, глубоко задумавшись. И в том, и в другом случае письмо явно имеет большое смысловое значение.

Портрет неизвестного с письмом. 1816
  Портрет неизвестного с письмом. 1816
  П.П. Веденецкий
  Иркутский областной художественный музей имени В.П. Сукачева
 
 
 

Приглядимся к портрету из Иркутска повнимательнее. Это поясное изображение сидящего молодого мужчины, купца приличного достатка, если судить по одежде и прическе, с письмом в правой руке, на котором отчетливо читается дата: «ноября… 1816» и надпись: «С: П. Бургъ». Неизвестный не имеет никаких знаков отличия. На нейтральном темно-сером фоне и при минимальном количестве деталей выделяются два ярких световых пятна – лицо и руки. Таким композиционным построением портрета художник старается подчеркнуть значительность изображенного человека и важность документа в его руке. Тонкая детализация лица, глаз, волос, рук доказывает уверенное владение автором приемами портретной живописи. Художнику удается передать и живое выражение лица, и естественность позы, и даже настроение персонажа.

В портрете же из Варшавы, отдавая дань таланту автора, нельзя не отметить чуть более скупо выписанные детали, более резкие светотеневые переходы, некоторую угловатость позы. Акцент здесь также сделан на лице, но различные мелкие подробности интерьера скорее отвлекают внимание от внутреннего состояния персонажа. Но мы можем с долей некоторого удивления видеть, что в этой картине, являющейся по жанру портретом, прочитывается некоторый сюжет. Перед нами молодой мужчина, одетый в патриархальное «русское платье», со своеобразной прической и длинной бородой - купец из старообрядцев, достигший, по-видимому, определенного положения. Нам не зря кажется, что он немного изможден и чем-то озабочен; вероятно, думая о содержании своего личного или делового письма, он заранее знает, что может получить отказ, видимо, так уже было в прошлом, поэтому ему явно тяжело подбирать правильные аргументы.

Не подвергая сомнению атрибуцию специалистами ГТГ портрета 1816 года как работы П.П. Веденецкого, можно было бы предположить, что портрет из Варшавского музея написан все-таки менее искушенным художником. Однако это поспешный вывод; если внимательно изучить биографию Павла Петровича, здесь скорее можно увидеть разные этапы становления мастерства портретиста по мере его обучения у лучших преподавателей Императорской Академии художеств.

Павел Петрович Веденецкий (1791? - не ранее 1857) – сын художника Петра Афанасьевича Веденецкого (1766/1767 – 1847), который, по мнению исследователей [1], может считаться ведущим живописцем Нижнего Новгорода первой половины XIX века. Как никто понимавший необходимость настоящего художественного образования, Петр Афанасьевич сначала сам учил сына рисовать, затем отдал его в знаменитую школу живописи А.В. Ступина в Арзамасе (1806/1808 – 1811?). С 1814 по 1817 год Павел Петрович состоял вольноприходящим учеником Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге; как раз в 1816 году он получил Малую серебряную медаль за рисунок с натуры, а в 1817-ом был уволен по собственному прошению с аттестатом I степени на звание классного художника исторической живописи и шпагой [6, с. 13 - 24]. Хорошо сохранившимся материалом из графического наследия художника 1820 - 1830-х годов является альбом в коричневом кожаном переплете с тиснеными буквами «П. В.» на обложке из собрания Государственной Третьяковской галереи, содержащий 69 рисунков Павла Петровича и рисунки других авторов [5, с. 323 - 324]. Согласно записи одного из бывших владельцев, после смерти П.П. Веденецкого альбом перешел к его племяннику П.А. Дмитриеву, жившему в Нижнем Новгороде. Скорее всего, Павел Петрович так и не был женат и не имел детей. С 1818 до 1829 года он с перерывами работал в Санкт-Петербурге, в 1831 - 1832 годах в Ярославле, в 1833 году в Прикамье, а судя по географии рисунков из альбома, с 1824 года до середины 1830-х - и в Нижнем Новгороде. В 1830-х годах по приглашению уральских промышленников Демидовых П.П. Веденецкий ездил по уральским заводам; известны его картины «Нижний Тагил зимой», «Нижнетагильский завод», «Черноисточинский завод», «Нижнесалдинский завод». С начала 1840-х Павел Петрович обосновался в Нижнем Новгороде, где жил до своей кончины в двухэтажном каменном доме своего отца возле Черного пруда. «На проезде, соединяющем Алексеевскую улицу с Ошарскою, против южной стороны сада, стоит небольшой чистенький, двухэтажный каменный домик ; домик этот принадлежит академику П.П. Веденецкому, кисть которого, как отличного портретиста, высоко ценится нижегородцами. Господин Веденецкий произведениями своей мастерской снабжает также во множестве Сибирь и северовосточные губернии» [11, с. 13 - 14].

Художник Веденецкий за работой. 1815
  Художник Веденецкий за работой. 1815
  П.М. Каменский
  Государственная Третьяковская галерея. Москва
 
 
 

Петр Афанасьевич Веденецкий, отец Павла Петровича, не имевший возможности получить академическое образование, но, несомненно, очень талантливый художник, в своих произведениях близок по стилю к «наивному реализму», типичному для провинциальной и усадебной живописи [1]. Во многих повторениях известен его портрет изобретателя-самоучки, конструктора Ивана Петровича Кулибина (1735 – 1818), выполненный в 1818 году. Инженер-механик сидит за столом, в правой руке держит измеритель над листом бумаги, сомкнутыми пальцами левой руки прижимает этот лист к столу, рядом стоит чернильница с гусиным пером. Этому изображению чем-то созвучна и композиция «Портрета неизвестного мужчины с гусиным пером» из Варшавы, хотя поза модели не в точности такая же. Без сомнения, влияние творческой манеры отца не могло не сказаться в ранних работах Павла Петровича. Однако в них чувствуется, что он уже прошел курс обучения в школе живописи А.В. Ступина в Арзамасе. Александр Васильевич Ступин готовил своих лучших учеников для поступления в Императорскую Академию художеств, давая им по мере возможности начатки академического образования. Как заметил С.С. Акимов, «Высшие достижения школы арзамасцев относятся именно к жанру портретов, потому что на завершающей стадии обучения ученики школы писали не обнаженную модель (чрезвычайно трудно было найти натурщика для постановки обнаженной натуры в патриархальном городе), а портреты и этюды одетой фигуры» [2, с. 179].

Вот к такому периоду в творчестве П.П. Веденецкого - переходному по этапам обучения художественному мастерству - по-видимому, и относится «Портрет неизвестного мужчины с гусиным пером» из Национального музея в Варшаве. Если принять во внимание все подробности биографии Павла Петровича Веденецкого, то его можно датировать 1812 - 1814 годами, когда молодой художник еще не уехал из Нижнего Новгорода в Санкт-Петербург.

«Портрет неизвестного с письмом» из Иркутского музея был написан в 1816 году, когда П.П. Веденецкий уже два года посещал классы Императорской Академии художеств. «С 1812 года в должности профессоров состояли Андр. И. Иванов. А.Е. Егоров, В.К. Шебуев. Перспективу преподавал М.Н. Воробьев. В академический совет входили Сем. Ф. Щедрин, О.А. Кипренский, Ф.Я. Алексеев, А.Г. Варнек» [8, с. 9 - 10]. Одновременно с П.П. Веденецким в Академии учились К.П. Брюллов, А.П. Брюллов, Ф.А. Бруни, П.В. Басин. И «Портрет неизвестного с письмом» подтверждает, что молодой живописец Веденецкий вполне освоил приемы академического письма. Можно объяснить и отсутствие авторской подписи как на одном, так и на другом портрете: ведь до получения звания аттестованного художник не имел права подписывать свои работы.

Портрет чиновника. 1830 - 1840-е
  Портрет чиновника. 1830 - 1840-е
  П.П. Веденецкий
  Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург
 
 
 

Собирая материал для статьи, я неоднократно задавалась вопросом: интересно, а как выглядел сам Павел Петрович, когда писал свои портреты? Воспроизведение рисунка из альбома Веденецкого нашлось в книге Алексея Алексеевича Сидорова: «Рисунок, принадлежащий малоизвестному мастеру П.М. Каменскому, изобразившему своего товарища, «арзамасца» П.П. Веденецкого, за мольбертом, увлеченного процессом творчества. В расстегнутом академическом сюртуке, со всклокоченными волосами и полуоткрытым ртом самозабвенно работает молодой художник» [9, с. 297]. На мой взгляд, А.А. Сидоров дал исчерпывающую характеристику преданности Веденецкого своему ремеслу и объяснение его академических успехов.

Место художника Павла Петровича Веденецкого в истории отечественной живописи, скорее всего, еще не определено окончательно. Нет, Павел Петрович не забыт, время от времени он упоминается в каталогах различных выставок, но всестороннее исследование всех аспектов его творчества еще впереди. Наиболее объемно наследие П.П. Веденецкого изучено в работах Т.М. Трошиной, заведующей кафедрой музееведения Уральского государственного университета. Татьяна Михайловна относит Павла Петровича Веденецкого к малоизвестным провинциальным мастерам [10]. Я бы скорее причислила его к живописцам достаточно высокого уровня академического образования и профессионального мастерства, которые предпочли быть первыми художниками в провинции, чем одними из многих в столице. Так, исполненный Веденецким в 1830-е годы «Портрет неизвестного чиновника» из собрания Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге становится в ряд обычных заказных работ других выпускников Императорской Академии художеств. Но в наследии самого автора подобный портрет может считаться выдающимся, особенно, если сравнивать его с произведениями истинно провинциальных художников.

Настоящий ценитель искусства знает, что любой портрет может сделать привлекательным не только умение и старание художника, но и личность модели. Кто же заказал Павлу Петровичу Веденецкому свои портреты – об этом в следующем номере журнала.

ЛИТЕРАТУРА


1 Акимов С.С. Изобразительное искусство в художественной культуре российской провинции во второй половине XVIII – середине XIX в.
2 Акимов С. С. О своеобразии педагогической системы арзамасской школы живописи А.В. Ступина // Общество. Среда. Развитие. Terra Humana. 2012. - №1. - С. 177 – 182.
3 Аргуновы - крепостные художники Шереметевых : каталог выставки / Государственная Третьяковская галерея. - М.: Изд-во «Пинакотека», 2005.
4 Голлербах Э. Портретная живопись в России. XVIII век. – М.-П-г., 1923.
5 Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Серия «Рисунок ХVIII – XX веков». Рисунок XIX века. - М.: Изд-во «СканРус», 2007. - Том 2. Кн. 1. А – В.
6 Егорова Е.И. «Живописному художеству обучены». Крепостные и забытые живописцы Прикамья конца XVIII – первой половины XIX века : каталог выставки. - Пермь, 1988.
7 Идеал и действительность. Русский портрет первой половины XIX века из собрания Государственного Эрмитажа : каталог выставки / Государственный Эрмитаж. - СПБ.: АО «Славия», 2006.
8 Петинова Е.Ф. Петр Васильевич Басин, 1793 – 1877. – Л.: Художник РСФСР, 1984.
9 Сидоров А.А. Рисунок старых русских мастеров. - М.: Изд-во Академии наук СССР, 1956.
10 Трошина Т.М. Коллекции Демидовых в музеях и архивах Урала (проект «Художественное наследие Демидовых в музеях России») // Альманах международного Демидовского фонда. – М., 2003. – Вып. 2.
11 Храмцовский Н. Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода (в двух частях) / издание В.К. Мичурина – Нижний Новгород, 1859. - Часть 2.