Точка на карте Новосибирска: из заметок экскурсовода об архитектурном памятнике Сибревком

09 октября 2011
Е.Г. Червова
Сибревком

Статья продолжает серию материалов, посвященных истории и архитектурным особенностям здания Сибревкома, в котором ныне располагается Новосибирский государственный художественный музей. Публикация этих материалов в журнале связана с двумя юбилейными датами 2016 года: 90-летием здания Сибревкома и 140-летием со дня рождения автора его проекта, выдающегося сибирского зодчего А.Д. Крячкова (1876 – 1950).

История развития архитектурного облика Новосибирска неотделима от истории ХХ столетия. В начале главной улицы города, Красного проспекта, еще сохранились купеческие дома из красного кирпича - образцы застройки Новониколаевска начала прошлого века. Здесь же, в историческом центре, расположены и разнообразные по стилю здания 1920 – 1930-х годов, среди которых особое внимание привлекает здание Сибревкома, где ныне находится Новосибирский государственный художественный музей.

В феврале 1925 года, когда Новониколаевск (с 1926 года – Новосибирск) стал общественным и административным центром Западно-Сибирского края, архитектору А.Д. Крячкову поручили разработку проекта здания для Сибирского революционного комитета, переехавшего сюда из Омска. К началу 1926 года этот проект был осуществлен. До 1933 года в здании одновременно находились партийные и советские организации; с 1933 по 1982 годы здесь размещался Областной комитет коммунистической партии. В 1982 году здание было передано картинной галерее, получившей с 2004 года статус художественного музея. Оно охраняется государством как памятник архитектуры федерального значения.

В облике здания Сибревкома, в его интерьерах есть немало особенных черт, выделяющих его среди других городских строений и рассказывающих сегодняшним музейным посетителям о высокой профессиональной культуре его создателя, о классических архитектурных традициях и об идеалах 1920-х годов, воплотившихся в нем.

Сибревком

Отличительной особенностью здания Сибревкома является оформление фронтона его главного фасада скульптурной композицией, изображающей рабочего и крестьянина с атрибутами их труда. Автор ее, скульптор Степан Романович Надольский (1882 – 1943) получил образование в Строгановском художественно-промышленном училище. С 1903 года в качестве вольнослушателя он посещал Высшее художественное училище при Академии художеств. Его педагогами были выдающиеся мастера скульптуры и рисунка В.А. Беклемишев и Я.Ф. Ционглинский. В 1907 – 1918 годах Надольский жил в Москве, сотрудничая в производственных артелях скульптуры, декоративной лепки и камнеобработки, в Абрамцевских керамических мастерских. В 1918 году уехал в Бийск, затем – в Барнаул, а в 1924 – 1929 годах работал в Новосибирске. Этот период стал наиболее плодотворным в творчестве скульптора. Он участвовал в художественных выставках, занимался преподавательской деятельностью и выполнял значительные заказы в области монументальной скульптуры. Один из таких заказов – ныне утраченная скульптурная группа «Рабочий и крестьянин, водружающие знамя» (1924) для Дома Совпартшколы, другой - фигуры «Рабочего» и «Крестьянина с косой» (1925) для здания Сибревкома. Эти парные изображения, связанные сюжетно и композиционно, лишенные мелких деталей, отличающиеся хорошо найденными пропорциями, подчеркивают изначальное назначение здания, привлекают внимание к его истории. В 2008 году эти скульптуры, разрушившиеся от времени, были заменены на новые бетонные отливки.

Сибревком

Территорию здания ограждает металлическая решетка с каменными столбами. Ее звенья декорированы овальными медальонами из металла с изображением серпа и молота на фоне лучей. Литые картуши с двух сторон украшены небольшими факелами, закрывающими крепление. Эти элементы органично сосуществуют со скульптурной группой на фасаде, наглядно свидетельствуя об эпохе, на которую пришлось строительство здания.

Перед входом в здание установлены столбы-обелиски. Первоначально на них имелись электрические фонари, освещавшие фасад, а скругленные пандусы позволяли автомобилям подъезжать к дверям.

Главный вход в здание подчеркнут монолитными гранитными «египетскими» колоннами. Эти колонны привезены с Алтая, с Колыванской камнешлифовальной фабрики.

В вестибюле сохранился пол из метлахской плитки. Эта плитка высокой прочности получила название от города Метлах в Германии, где было организовано ее массовое производство. В качестве сырья для нее используется тугоплавкая глина, из которой формируются различные элементы, а потом наносится цветная глазурь. После этого изделия отправляются в печь. Глина, запекаясь при температуре в 1200 градусов, сильно уплотняется, и благодаря этому метлахская плитка приобретает особые свойства. Она становится влагоустойчивой, морозостойкой, износостойкой. Плитка не выцветает, не тускнеет и долго сохраняет свой первоначальный внешний вид, поэтому ее применяют для декорирования пола, стен и потолка не только в жилых помещениях, но и в административных зданиях. Восьмигранная охристая плитка с темно-коричневыми квадратными вставками, использованная в вестибюле Сибревкома, сдержана в декоре и красива по рисунку.

Граница вестибюля обозначена двумя гранитными ступенями и круглыми колоннами дорического ордера. Такие же колонны оформляют вход на парадную лестницу. Ее широкие перила украшены овальными медальонами из гипса, в которых повторяется изображение серпа и молота, использованное в наружной ограде. Одинаковый размер медальонов лестницы и картушей на внешней решетке (длина – 59 см) позволяет нам предположить, что эти отливки сделаны с одной формы из разного материала.

Сибревком

Колонны в интерьерах здания и розетка на потолке над главной лестницей украшены орнаментом в виде листьев аканта. Название растения «акант» в переводе означает «шип» и указывает на его колючие листья и прицветники. Встречаются и другие его названия: «медвежья лапа», «медвежий коготь», «остролист». В древности растение считалось символом мужества и отваги, преодоления преград и трудностей. Орнаментом с листьями аканта в прошлом украшали дворцы, ограды, статуи; эта идея и в настоящее время используется в архитектуре.

На втором этаже посетителей музея встречает просторный зал, спроектированный как зал заседаний и выделяющийся своим декоративным убранством среди остальных помещений здания. У входа в него хорошо заметна высота потолка, выполненного выше перекрытия третьего этажа, зрительно увеличивая пространство зала. На парных пилястрах повторен тот же орнамент в форме листьев аканта, но более крупный по сравнению с колоннами холла. Плафон также оформлен растительным орнаментом. Украшением зала служит большая круглая орнаментированная люстра, фонарь которой набран из пластин молочного стекла. Декор зала создает ощущение парадности и величия; он прекрасно сосуществует с полотнами мастеров русской живописи XVIII – XIX столетий, экспонирующимися здесь.

Фасады и интерьеры архитектурного памятника «Сибревком», неразрывно связанные со временем его строительства и с историей его бытования, дарят немало интересных впечатлений людям, приходящим знакомиться с коллекциями художественного музея Новосибирска.