Архетипические образы в детском творчестве (по материалам музейной студии «Зазеркалье»)

10 апреля 2017
Н.В. Дюндик
Педагог В.А. Мордвинцева со студийцами «Зазеркалья»
  Педагог В.А. Мордвинцева со студийцами «Зазеркалья»

Изостудия «Зазеркалье» была открыта в Новосибирском государственном художественном музее в 1988 году. Она появилась в то время, когда подобные детские творческие объединения при художественных музеях работали лишь в немногих городах, прежде всего – в Москве и Петербурге. С первых дней существования эта студия обладала неповторимыми особенностями, которые сделали ее чрезвычайно привлекательной для детей и родителей, а со временем позволили ей стать своеобразным «брендом» художественного музея, да и Новосибирска в целом.

Преимущества музейной изостудии очевидны: ее воспитанники имеют возможность не просто получать навыки рисования, живописи и декоративно-прикладного творчества, но и стать постоянными посетителями и исследователями экспозиций классического музея, с его интересной историей и уникальной коллекцией. Наши студийцы с помощью своих наставников изучают историю мировой культуры и историю искусств на подлинных произведениях прошлого и современности. Разнообразие музейных выставок позволяет необычайно расширять кругозор детей, развивать их художественные вкусы и умение воспринимать новые, необычные поиски сегодняшних мастеров изобразительного искусства. Помимо педагогов с художественным образованием с воспитанниками «Зазеркалья» с ранних лет существования студии работали искусствоведы музея. Они же были и первыми кураторами коллективных и персональных выставок детского творчества.

Одним из решающих факторов, определивших успех детской изостудии при Новосибирском художественном музее, было стремление педагогов сосредоточиться не на обучении детей азам академического рисунка и живописи, а на раскрытии внутреннего мира каждого ребенка. Свою главную задачу руководители студии всегда видели в том, чтобы показать детям, как можно выразить свою индивидуальность в художественном творчестве, как развить собственные возможности, которые, быть может, и не связаны с изобразительным искусством.

В первые годы существования «Зазеркалья» здесь работали четыре педагога со своими авторскими программами - и, следуя философии изостудии, уже тогда воспитанников каждого руководителя было решено называть «творческой мастерской», а не «классом» или «группой». С 1990 по 2015 год в «Зазеркалье» действовали две творческие мастерские, а в 2016 году, в ответ на растущую популярность студии, их число увеличилось до трех.

Греческий полдень
  Греческий полдень
  Даниил Габриелян

За двадцать восемь лет деятельности музейной изостудии ее учениками успели побывать почти пять тысяч ребят. Многолетние наблюдения за творчеством наших студийцев показывают, что в их работах – несмотря на все их разнообразие - отмечаются постоянные, устойчивые сюжетные, стилистические и колористические доминанты, которые мы предлагаем называть «архетипическими образами». Об этом свидетельствуют материалы тематических, общих и персональных выставок «Зазеркалья», беседы с детьми и преподавателями, прежде всего – с Викторией Анатольевной Мордвинцевой, работающей в студии со времени ее основания. Использование понятия «архетипический» в данном случае имеет как прямое отношение к теории архетипов К.Г. Юнга1, так и косвенное. Как известно, этот термин со временем стал употребляться в исследовательской литературе как обозначение неких образных и поведенческих структур, носящих характер константы и почти не обусловленных внешним влиянием. Размышляя о работах наших студийцев, мы постарались выявить в них как образы, соответствующие классическому понятию «архетипа», так и архетипические черты, которые, на наш взгляд, являются локальными особенностями, свойственными именно «Зазеркалью».

Прежде всего, такие архетипические черты обнаруживаются в манере и технике исполнения детских работ.

Одной из значительных и уникальных методических находок нашей студии стало обучение дошкольников (детей от четырехлетнего возраста) технике масляной живописи. После небольшого курса рисования гуашью, когда ребенок учится выбирать цвета, смешивать их, закрывать ими всю поверхность бумажного листа, не оставляя свободных фрагментов, он может приступить к работе масляными красками. Типичной чертой, присущей живописи большинства наших студийцев, оказывается ее пастозность. На протяжении всех лет существования «Зазеркалья» очень многие воспитанники постоянно создают работы в такой энергичной, почти осязаемой манере, когда образ, возникающий на картине, буквально начинает обретать материальные очертания. Особенно это характерно для таких детей, которые и при личном общении демонстрируют стремление познавать окружающий мир прежде всего на осязательном уровне, воспринимать его вещественным. Такая манера студийцев настолько характерна и узнаваема, что на коллективных выставках их картины без труда можно отличить от работ других ребят.

Еще одна важная черта, свойственная нынешним воспитанникам студии, - их способность одинаково продуктивно работать в различных техниках. Нами было отмечено, что в отличие от предыдущих поколений детей 1980-х, 1990-х и даже начала 2000-х годов ученики, приходящие к нам сегодня, более активно, заинтересованно и осознанно стремятся осваивать разные изобразительные техники, постоянно расширяя свои возможности. Многие из них сами проявляют инициативу и предлагают педагогу начать работать с новыми материалами. И если прежде на выставках наших студийцев мы могли ясно различить технические предпочтения того или иного ребенка, то сегодня устойчивой тенденцией становится появление юных художников-«многостаночников», которых увлекает прежде всего сам процесс постоянного узнавания разнообразных способов работы. Живопись, графика, витраж, пастель, батик – все оказывается любопытным для них.

Выставка «Художники о художниках». Фрагмент экспозиции
  Выставка «Художники о художниках». Фрагмент экспозиции

Очень интересным открытием для нас стало неосознанное стремление некоторых детей синтезировать свою собственную манеру и колорит с почерком известных мастеров. Получив на занятиях представление о творчестве знаменитых художников, многие дети признавались, что увидели в ком-то из них своих «вторых учителей и наставников», отмечали, что, подробно изучая манеру работы мастера, они «начали понимать, как нужно рисовать картины и какие образы ближе всего». «Словно понимаешь, какая манера и техника всегда была тебе интересна, но ты не знал, как к ней приблизиться», - высказывались некоторые ученики. Примечательно то, что в число таких «наставников» вошли не все многочисленные живописцы, с наследием которых педагоги знакомили детей, а лишь несколько художников- импрессионистов, экспрессионистов и фовистов. Это В. Ван Гог, Ф. Марк, А. Матисс, О. Ренуар, К. Моне, А. Муха. Весьма интересным оказался результат такого знакомства. Некоторые дети смогли не просто примерить на свои работы их манеру и колорит, но и органично вписать это в свой творческий почерк. Спустя некоторое время их рисунки вышли на несколько новый, более совершенный уровень; при этом влияние известных мастеров и их произведений приобрело в картинах студийцев характер архетипического начала, но их собственная манера не утратила оригинальности и самобытности.

Другая грань «архетипического» проявляется в избранных сюжетах, которые особенно любимы детьми, посещающими музейную студию, и повторяются в работах воспитанников «Зазеркалья» вновь и вновь. Такие сюжеты станут темой статьи в следующем номере журнала.

ЛИТЕРАТУРА


1 Юнг К.Г. Архетип и символ. СПб., 1991; Юнг. К.Г Человек и его символы. СПб., 1996; Юнг К.Г. Божественный ребенок. СПб., 1997; Юнг К.Г., Нойманн Э. Психоанализ и искусство. М., 1998.