Сибирь старинная (К 80-летию со дня рождения В.К. Колесникова)

12 июля 2017
С. А. Беляева

«Уважение к минувшему – вот черта,
отличающая образованность от дикости».

А.С. Пушкин
Автопортрет. 1967
  Автопортрет. 1967
  В.К. Колесников
 
 
 

В 2017 году известному сибирскому графику В.К. Колесникову исполнилось бы 80 лет. «Новосибирск имеет право гордиться Владимиром Климентьевичем Колесниковым, - писал о нем академик Алексей Павлович Окладников. - Он действительно талантливый и яркий художник, художник высокого мастерства, и я счастлив, что мы работаем и живем в одном городе».

В.К. Колесников родился 27 июня 1937 года в Воронеже. В 1963 году он окончил архитектурный факультет Новосибирского инженерно-строительного института имени В.В. Куйбышева. С 1963 года Владимир Климентьевич экспонировал свои работы на выставках разного уровня: областных, региональных, республиканских, всесоюзных, международных; в 1971, 1979, 1981, 2007 годах в Новосибирске прошли его персональные выставки. В 1967 году В.К. Колесников стал членом Союза художников.

Значительную часть своей жизни - с 1954 по 2010 год - художник провел в Новосибирске, работал и как архитектор, и как дизайнер, в 1963 - 1965 годах выполнял рисунки для газеты «Советская Сибирь». Но главной в его творческой судьбе стала книжная и станковая графика. Владимир Климентьевич оформил и проиллюстрировал для Западно-Сибирского, Куйбышевского и других издательств более двух сотен книг, первая из которых - «Капитан Фракасс» Теофиля Готье (1957). Многие из этих изданий отмечены дипломами и премиями всероссийских и всесоюзных книжных выставок-конкурсов. И эта высокая оценка его профессионального мастерства неудивительна, ведь оформление каждой книги было для Колесникова серьезной работой, «вживанием» в литературный материал, благодаря чему художник из пассивного иллюстратора чужих мыслей превращается в полноправного соавтора писателя.

Тема сибирской старины занимала особое место в творчестве В.К. Колесникова. Сотни станковых листов и книжных иллюстраций, воссоздающих прошлое Сибири, – таков результат многолетнего увлечения Владимира Климентьевича историей края, которая представала перед ним в архивных рукописях, в «каменных летописях» старинной архитектуры. Колесников увлекся деревянным зодчеством Сибири еще будучи студентом архитектурного факультета; интерес этот с годами становился все более глубоким. Владимир Климентьевич побывал почти во всех старых сибирских городах: Омске, Томске, Тобольске, Красноярске, Якутске, Иркутске, Тюмени. Он изучал деревянную и каменную архитектуру далеких веков, старинные карты, костюмы народов Сибири, делая многочисленные зарисовки; работал в библиотеках, архивах со старыми книгами, альбомами, гравюрами, в том числе - познакомился с «Летописью Кунгурской» Семена Ремезова и рисунками Мейерберга.

Приглашение в гости (Приезд князя). Из серии «Ястребиная охота»
  Приглашение в гости (Приезд князя).
Из серии «Ястребиная охота»
  В.К. Колесников
 
 
 

Характерной чертой творчества В.К. Колесникова становится художественное переосмысление исторического прошлого. За графические работы, посвященные 400-летию освоения Сибири, и оформление книги А.П. Окладникова «Освоение Сибири» он был награжден Почетной грамотой президиума Сибирского отделения Академии наук СССР.

В коллекции Новосибирского художественного музея хранится ряд значительных работ В.К. Колесникова, связанных с книгой Леонида Мартынова «Повесть о Тобольском воеводстве». Они стали не только поводом для первой персональной выставки, получившей название «Сибирь старинная» (1971), но и значительным этапом творчества мастера. Изящны, красиво закомпонованы гравюры из серии «Ястребиная охота», гармонично соединяющие в себе рисунок и текст. А группа листов с изображениями старинных сибирских острогов - Томска, Сургута, Мангазеи, Нарыма, Тобольска, Тюмени – открывает давние страницы истории освоения Сибири.

Процесс присоединения огромного сибирского края к русскому государству был длительным и сложным. Уже в конце XVI века освоение новых земель закрепилось строительством острогов - основных оборонительных и опорных пунктов на пути казачьих дружин. Характерными особенностями крепостного зодчества в Сибири, связанными с социально-экономическими и климатическими условиями, были лаконичность общего решения и подчеркнутая строгость сооружений, выразительность их силуэтов и малая декоративность. Эти черты острожного строительства впоследствии нашли отражение и в сибирской деревянной архитектуре.

Станковые листы и иллюстрации В.К. Колесникова можно отнести к жанру исторического архитектурного пейзажа. В своих произведениях он умело восстанавливает облик острогов, дает возможность представить, какими они были несколько веков назад. Суровость и лаконичность их внешнего вида, само их предназначение диктуют и особенности изображения – сдержанность и благородство цвета, простоту рисунка, - выразительно передающие атмосферу тех лет. В то же время художник прибегает к стилизации, продиктованной спецификой книжной иллюстрации. Все это, а также продуманное гармоничное сочетание изображений, гербов и шрифтовых надписей, способствует тому, что из простого зрительного сопровождения текста рисунки превращаются в равноценную составную часть исторического повествования.

Тобольск
  Тобольск
  В.К. Колесников
 
 
 

После выхода «Повести о Тобольском воеводстве» появляются и другие работы Колесникова, посвященные прошлому Сибири - «Сибирский град», «Вынос икон перед русским воинством», «Острожная жизнь», «Серебряная Мангазея»; а через десять лет после «Повести» в Западно-Сибирском книжном издательстве выходит сувенирное издание «Ермак».

В собрании Новосибирского художественного музея помимо книжной графики В.К. Колесникова хранятся его станковые листы, также посвященные теме острожного зодчества и принадлежащие к сериям «Сибирь старинная» и «Сибирские остроги».

Произведения из серии «Сибирь старинная» отличаются единством стиля и в то же время позволяют увидеть, как точно выбирает художник выразительные средства и приемы, наиболее подходящие для каждого изображения. Особое внимание привлекают листы «Томск» и «Нарым», отмеченные яркой красочностью, сказочностью созданных образов.

Работы из серии «Сибирские остроги» очень разнообразны, каждая по-своему интересна и неповторима: исполненный в строгой коричневой гамме «Кузнецкий град», лаконичный «Сибирский город Нарым», изысканный молочно-черный с серебристыми проблесками «Енисейскград», сдержанный зеленоватый темный «Епанчинград». В ажурном, с четко читающимися силуэтами, «Кузнецком караульном граде» в очередной раз применяется совмещение разных точек зрения - прием, неоднократно встречающийся в графике Колесникова; подобное композиционное решение использовалось и в творчестве сибирских художников старшего поколения (например, А.Г. Заковряшина и К.Я. Баранова). А в монотипии «Острог» в единое целое соединились постройки, показанные сверху, снизу, сбоку, изображенные в прямой и обратной перспективах.

Произведения В.К. Колесникова, хранящие обаяние старины, определяют ценность и своеобразие его творческого наследия и остаются неотъемлемой частью сибирской художественной культуры.