Искусство благовоний и измерение времени в Китае

07 апреля 2020
П.Д. Рябышев
Ароматический будильник в форме спирали
  Ароматический будильник в форме спирали
 
 
 

С глубокой древности ароматическая культура и различные благовония играли важную роль во многих странах восточноазиатского региона, особенно в Китае. Благовония широко применялись в религиозных ритуалах, в бытовой жизни и духовной сфере. С течением лет, по мере развития ароматической культуры, благовония были приспособлены и для измерения времени. Этот аспект их использования до сих пор практически не известен на Западе.

Для измерения времени человечество давно выработало определенные способы, связанные с наблюдением за небесными светилами, с анализом свойств сыплющегося песка, капающей воды и др. Благовония также хорошо подходили для этой цели, поскольку сгорали равномерно, с контролируемой скоростью и без использования открытого огня [3, р. 26]. У альтернативных инструментов измерения времени существовали недостатки, которых не было у «ароматических часов». Так, водяные клепсидры теряли функциональные свойства при температуре воздуха ниже нуля, солнечные часы – при облачной погоде, а песочные клепсидры – при повышенной влажности. Стоит заметить, что привычные западному человеку песочные часы в виде сообщающихся стеклянных сосудов не были известны в Китае вплоть до середины XVI века, когда их завезли туда монахи-иезуиты. В связи с тем, что стеклодувное мастерство не было развито в странах Азии, такие песочные часы не получили широкого распространения.

В китайских письменных источниках VI в. н. э. уже есть упоминания об использовании благовонных палочек [3, р. 54]. Для того, чтобы с их помощью измерять время, на них наносились отметки или насечки, соответствующие определенным временным промежуткам. Неслучайно у танского поэта Юй Цзянь-у можно встретить следующие строки: «По горящим куреньям узнаю я ночные часы, по размеченной свечке проверяю я сроки для стражи» [2, с. 215].

Поскольку для отсчета времени требовалась особая точность, ароматическое сырье производили по строго определенным рецептам, следя, чтобы скорость прогорания благовоний оставалась фиксированной и равномерной. Основу ароматического сырья обычно составляла сандаловая или агаровая древесина, к которой присоединялись другие ингредиенты, чтобы отрегулировать скорость горения. Так, глина замедляла его, а резиносодержащие компоненты, наоборот, ускоряли. Разумеется, прибавлялись и измельченные в порошок ароматические вещества – такие как ладан, пачули, гвоздика, камфора и многие другие. К ингредиентам добавлялось небольшое количество воды или вина, все смешивалось в пастообразную субстанцию, которую с помощью пресса продавливали через круглые отверстия. Получавшуюся на выходе длинную «лапшу» сушили и затем разрезали на палочки нужной длины.

Сферы применения благовонных палочек как инструментов измерения времени были самыми разными. Наиболее широко они употреблялись в храмах для определения времени проведения некоторых ежедневных ритуалов.

Помимо этого, задокументированы случаи использования благовонных палочек вне религиозной практики. Так, например, добывавшие уголь китайские шахтеры перед спуском под землю зажигали трехчасовую палочку, которая позволяла им отсчитывать смены. В таких условиях именно благовонные палочки оказались самым удобным инструментом подсчета времени, поэтому этот обычай сохранялся вплоть до середины ХХ века [3, р. 55].

Будильник в виде драконьей лодки на подставке, с металлической тарелкой
  Будильник в виде драконьей лодки на подставке,
с металлической тарелкой
 
 
 

«Ароматические часы» были незаменимы и для мореплавателей. В капитанской каюте, рядом с компасом, постоянно поддерживались горящие ароматические палочки, а позднее вместо них стали применяться более изощренные виды «ароматических часов». Они служили не только для определения смены вахт, но и для получения примерного представления о долготе, на которой находится корабль. Палочки также использовались при дворе для расчета длительности придворных церемоний [4, р. 330–332]. В конце XIX века, с изобретением механических часов, на территории Китая все еще можно было приобрести полуметровую благовонную палочку с отметками, которая горела 12 часов [3, р. 56]. Для отсчета более длительных временных промежутков (в 7 дней, 30 дней и др.) в храмах до сих пор активно применяются благовония в форме спиралей. Раньше на них тоже могли наносить временные отметки.

Помимо «ароматических часов» китайцы изобрели несколько видов «ароматических будильников». Поначалу это была большая благовонная спираль, подвешенная на специальное настольное крепление, основанием которого служила металлическая тарелка. Маленький подвес на тонкой нитке помещался у нужной отметки на спирали так, что, когда до этой отметки доходил огонь, нитка прогорала, а груз падал на металлическую тарелку, издавая звенящий звук, достаточно громкий для пробуждения. Интересны с художественной точки зрения более поздние будильники в виде вырезанных из дерева драконьих лодок. Этот образ связан с традиционным китайским праздником драконьих лодок (??? дуаньу цзе), во время которого и по сей день устраиваются состязания на полноразмерных лодках, выполненных в форме фигуры дракона. Будильник, представляющий собой уменьшенную копию такой лодки, чаще всего имеет длину около 70 см. Принцип его функционирования аналогичен действию будильника со спиралью. В полость внутри лодки в горизонтальном положении помещалась благовонная палочка, над которой у определенной отметки прикреплялись два связанных нитью подвеса. В нужный момент они падали на металлическую тарелку с высоты 15–20 см. Большая часть дошедших до нас «драконьих будильников» датируется XVIII–XIX веками.

Траектория сгорания ароматического порошка печати Авалокитешвары
  Траектория сгорания ароматического порошка
печати Авалокитешвары
 
 
 

Наиболее оригинальным видом «ароматических часов» являются ароматические печати ?? сянъинь (?? сянчжуань). Они представляли собой искусно выполненный узор из порошкового ароматического сырья на плоской поверхности, на которой вырезались знаки, обозначающие отрезки времени. Время можно было определять по тому, как огонь продвигался по узкой «ароматической дорожке», тянувшейся от одного знака к другому [2, с. 216].  Узор мог быть как геометрическим, так и в виде иероглифа. Ароматические печати проникли на территорию Китая вместе с тантрическим буддизмом в VIII в. н. э. С первой известной ароматической печатью – печатью Авалокитешвары – связан определенный эзотерический ритуал, но достоверно неизвестно, использовалась ли она для измерения времени.

В 1073 году придворным ученым Мэй Ци была изобретена «ароматическая печать ста делений» (???? байкэ сянъинь), имевшая исключительно практическое назначение – печать горела ровно сутки. Для достижения такой точности было необходимо тщательным образом рассчитать соотношение глубины, ширины, длины «дорожки» и скорости сгорания ароматического сырья.

Из известного сочинения XVII века «История благовоний» (?? Сян шэн) до наших дней дошли инструкции по созданию самой печати и ароматического порошка для нее. Согласно им, печать изготавливается из твердых пород дерева, имеет круглую форму и делится на 12 попарно симметричных сегментов, каждый из которых соответствует определенному знаку китайского зодиака. На деревянном основании вырезается дорожка-лабиринт глубиной и шириной в 0,38 см, куда засыпается ароматический порошок. Засыпанный порошок можно зажечь в любой точке – у печати нет «начала», все сектора связаны в один замкнутый контур.

Ароматическая печать ста делений
  Ароматическая печать ста делений
 
 
 

В том же трактате «История благовоний» содержатся указания по созданию ароматических печатей «пяти ночных стражей» (???? уе сянкэ). С помощью них замеряли время смены ночного караула. Ночная стража (? гэн) – это одна из нескольких единиц измерения времени, использовавшихся в средневековом Китае. Ночь делилась на пять равных стражей. Когда заканчивалась одна стража и начиналась другая, происходила смена караула. Это нашло отражение в данном виде ароматических печатей, поэтому все они разделены на пять равных сегментов. В отличие от печати «ста делений», этот вид печатей имеет начало и конец. Поскольку продолжительность ночи, а вместе с ней и продолжительность ночных стражей, изменялась в зависимости от времени года, то и размер печатей менялся соответственно. В трактате говорится о двенадцати разновидностях печатей, самые крупные из которых следовало использовать в период с 3 декабря по 9 января, а самые маленькие – с 2 июня по 10 июля [3, р. 92–99].

Если поначалу печати вырезались из дерева, то позднее стало очевидным, что скорость сгорания ароматического порошка регулируется лучше, если выкладывать его на ложе из хорошо просеянного пепла. Это было необходимо для того, чтобы верхний слой порошка и нижний, контактирующий с поверхностью, имели равный доступ к кислороду. Пепел не горит и при этом пропускает воздух, поэтому на нем «дорожка» из ароматического порошка сгорает более равномерно. Что касается нижнего слоя порошка на ложе из дерева или из металла, то в обоих случаях он сгорал бы медленнее, чем верхний. При этом стало понятно, что для защиты сгорающего ароматического сырья от порывов ветра можно поместить печать в вентилируемый контейнер [3, р. 88]. Так и появились курильницы в виде печатей (??? иньсянлу).

Курильница в виде печати
  Курильница в виде печати
 
 
 

В верхней части крышки таких курильниц искусно вырезаны узоры, часто в виде стилизованных иероглифов с благопожелательным значением. Среди таких изделий есть многоярусные курильницы. Нижний ярус представляет собой ящичек для хранения мелких инструментов, средний ярус приспособлен для хранения ароматического порошка, а верхний ярус предназначен для возжигания. Поскольку их декор изобилует художественными образами, популярными в литературе и искусстве, эти курильницы очень ценили представители интеллигенции и ученого сословия [1, с. 84]. Фениксы, драконы, рыбы, бабочки, сосны, восемь триграмм, символы инь-ян, благопожелательные надписи, цитаты из классики – вот далеко не полный перечень символических изображений на курильницах в виде печатей. То, что такие курильницы на самом деле часто являлись «ароматическими часами», было неизвестно коллекционерам вплоть до середины XX века.

Исчисление времени при помощи сжигания ароматического сырья, выложенного на поверхности курильницы по заданной траектории, – не только яркий пример изобретательности средневековых китайских ученых, но и доказательство большого значения использования благовоний в истории развития китайской традиционной культуры и научно-практического знания.

Литература


1 Войтишек Е. Э., Яо Сун. Эволюция курильниц в контексте развития ароматической культуры в Китае // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2018. Т. 17, № 10: Востоковедение. С. 77–89.
2 Шефер Э. Золотые персики Самарканда. Книга о чужеземных диковинах в империи Тан. М. : Наука, 1981. 608 с.
3 Bedini S. The Trail of Time: Time Measurement with Incense in East Asia. Cambridge : Cambridge University Press, 1994. 368 p.
4 Needham J. Science and Civilisation in China : Volume 3, Mathematics and the Sciences of the Heavens and the Earth. Cambridge : Cambridge University Press, 1959. 877 p.

В статье использованы иллюстрации из следующих источников


1 [1 – 4]. Bedini S. The Trail of Time: Time Measurement with Incense in East Asia. Cambridge : Cambridge University Press, 1994. 368 p.
2 [5]. Science Museum Blog