Александр Лабас. Взгляд с высоты

20 июля 2020
А.Д. Клушин, О.А. Черепенина
А.А. Лабас. Поселок на берегу. 1939
  Поселок на берегу. 1939
  А.А. Лабас
 
 
 

В последние десятилетия необычайно вырос интерес к творчеству Александра Лабаса. Выставки его произведений состоялись в ряде музеев, были изданы каталоги, книги, опубликованы статьи в периодике. Небольшая коллекция этого замечательного художника, в состав которой входят шесть живописных работ и семнадцать акварелей, хранится в Новосибирском государственном художественном музее. Произведения были приобретены у вдовы художника Леони Беновны Нойман в 1987 году. В феврале 2020 года они были представлены на музейной выставке, посвященной 120-летию со дня рождения мастера.

Александр Лабас (1900 – 1983) принадлежит к поколению российских художников, творческое мировоззрение которых сформировалось в конце 1910-х - 1920-х годах. Для юных свидетелей Октябрьской революции, Гражданской войны драматизм событий переломной эпохи отступал перед перспективой построения нового мира, создания нового искусства. Среди множества группировок, у членов каждой из которых было собственное мнение о содержании и языке современного искусства, Лабас в 1925 году выбирает Общество станковистов (ОСТ). Революционные преобразования в России совпали с наступлением века технического прогресса. Несомненной приметой счастливого будущего для остовцев являлись достижения науки и техники. Охваченные пафосом новизны, художники передавали ускоренные ритмы современного города, изображали инженерные конструкции, производственные механизмы, машины и поезда. «Я рожден был удивительно точно во времени, мне этот век подходит, как ни один другой», – говорил Лабас. Он запечатлел первый паровоз Турксиба, плывущие вверх эскалаторы только что построенного в Москве метро, несущиеся по улицам трамваи и автомобили. Художник прославился открытием темы авиации в живописи: его парящие в воздухе дирижабли и самолеты восхищали современников и до сих пор являются романтическими символами эпохи.

А.А. Лабас. Южный городок. 1932
  Южный городок. 1932
  А.А. Лабас
 
 
 

Пролетающие высоко в небе самолеты видим мы и в нескольких пейзажах из новосибирской коллекции. Часть из них относится к сериям акварелей, исполненных художником во время поездок в Крым и Одессу в 1930-е годы. В отличии от дерзких композиционных приемов и вибрирующего колорита, воспроизводящих ощущение полета, легкости в произведениях 1920-х годов, пластическое построение листов южных циклов более традиционно. Черноморское побережье поразило Лабаса не обилием солнечного света и яркостью красок, а дышащим вечностью простором. Эпический характер южной природы в его акварелях выражен в уравновешенности композиций, размеренном ритме, приглушенной цветовой гамме. Панорамная организация пространства в листах «Южное побережье», «Поселок на берегу», «Самолет над морем» позволяет включить в него плоскости неба, моря, земли, а также заполняющие их постройки, деревья, фигурки людей, самолеты и корабли. Открытую, вытянутую по горизонтали композицию или другой излюбленный прием художника – выбор удаленной, чаще высокой точки зрения – встретим мы и в пейзажах с изображением улиц приморских городов («Южный городок», «Летний день у моря»), Луганска, поселка на Дальнем Востоке.

Расширяя границы конкретного пейзажа, художник как бы вводит его в безграничное мировое пространство. Натурные впечатления становятся элементами создания емкого синтетического образа. Свойственный Лабасу космизм, постоянное ощущение связи природы и человека со вселенной, желание заглянуть за пределы видимого является основополагающим принципом его художественного восприятия.

Но философские размышления художника не отвлеченно бесстрастны, они всегда пронизаны светлым чувством удивления, умиротворения или радости. Основой лирического магнетизма произведений Лабаса является цвет. Тончайшей нюансировкой отличается колорит его акварелей. Виртуозно владея приемами техники, несколькими касаниями кисти художник намечает предметы, силуэты фигурок людей. Переходы цвета от легких размытых до насыщенных пятен, чередование точных, мелких мазков и размашистых движений руки передают движения воздушных масс, метаморфозы света, рождая ощущение отраженной в каждом отдельном пейзаже мощной таинственной жизни природы. Особенно выразительно художественное решение акварелей «Абрамцево. Пруд» и «Ташкент. Жаркий день». Каждый лист – это емкое, концентрированное воплощение своеобразия, духа места: неброского, чуть сурового от темной зелени деревьев колорита Подмосковья и расплавляющего формы и краски знойного марева Ташкента.

А.А. Лабас. Девочка с цветами. 1961
  Девочка с цветами. 1961
  А.А. Лабас
 
 
 

В нескольких акварелях ташкентской серии из собрания музея, созданных во время эвакуации в 1942 - 1943 годах, основной мотив – уходящие вглубь улочки, аллеи с фигурами пешеходов в национальных костюмах, отдельных всадников на коне или ослике. Листы наполнены движением и светом. Только в атмосфере самой статичной из композиций «Читают последние известия» с изображением городского уголка в идиллически ясный день, с группкой замерших перед стендом со свежей газетой людей, ощутимо неуловимое чувство тревоги военных лет.

К позднему периоду творчества Лабаса относятся акварельные листы «Ялта. На лестнице» (1961), «Автопортрет в сером пиджаке» (1981) и написанный маслом на бумаге пейзаж «Дзинтари. Отдых на пляже» (1977).

В живописи Лабас предпочитал работать приемами, свойственными акварели: неопределенность контура, создание эффекта прозрачности в наложении краски, наличие непрописанных мест в картинах, приглушенный колорит, энергичный мазок, как будто мастер стремится воплотить свежесть впечатления от встречи с натурой. Хотя живопись Лабаса в собрании музея представлена в основном его поздними произведениями, в них чувствуется позитивный дух 1920 – 1930-х годов. Им наполнены пейзажи «Стадион “Динамо” утром» (1961), «Зимний день» (1967) из серии «Смоленск». Этот настрой свойствен и двум женским портретам из нашей коллекции: «Девочка с цветами» (1961) и «Девушка в розовой кофте» (1982). Данный тип портрета с меланхоличным акцентом в характеристике персонажа был выработан художником еще в ранние годы. Его примером служит небольшая композиция «Молодой капитан» (1936), выполненная темперой на бумаге.

Лабас обращался также к жанру натюрморта. Его ранний шедевр написан в стилистике классической живописи с плотным живописным решением, но с легкостью беглого мазка, придающего артистичность исполнению («Цветы на фоне ночного неба», 1938). Образ цветов в ночи несет на себе невольную печать драматической эпохи конца 1930-х годов. Поздний же натюрморт «Троицкое. Цветы на окне» (1968) из серии «Цветы», наполненный светом, пронизан другим настроением - присущим художнику радостным приятием бытия.