«География и картина».
Из опыта музейной атрибуции

26 декабря 2022
С.П. Голикова
Дом Перепелкиных. Село Семилужное Томской губернии. 1922
  Дом Перепелкиных. Село Семилужное Томской губернии. 1922
  В.М. Мизеров
 
 
 

В собрании Новосибирского государственного художественного музея выделяется небольшая коллекция гравюр, рисунков и акварелей сибирских художников, работавших в 1920 – 1930-е годы. Большинство экспонатов этого раздела, обладающего значительной художественной и научной ценностью, принадлежит к числу ранних поступлений в фонд музея, формировавшегося на рубеже 1950 – 1960-х годов. Первоначальные сведения об этих произведениях в дальнейшем, по мере постоянной исследовательской работы с коллекцией, были существенно уточнены. Проведенные атрибуции касаются авторства, датировок, сюжетов графических листов; особым их аспектом становится и прояснение вопросов о местностях или отдельных архитектурных объектах, изображенных художниками.

С некоторыми итогами последнего из перечисленных направлений атрибуционной работы научных сотрудников музея знакомила выставка «География и картина», состоявшаяся весной 2022 года. Среди ее разнообразных экспонатов были пейзажи известных сибирских графиков первой половины ХХ века В.М. Мизерова, М.Б. Властовой-Вериго-Чудновской, А.Г. Заковряшина. Показанные работы этих авторов, прежде безымянные или имевшие условные, неопределенные наименования, обрели сейчас новые, более точные названия. Источниками их атрибуций послужили найденные сведения о создании и бытовании этих произведений, обнаруженные варианты изображений, журнальные публикации 1920-х годов, а также консультации и исследования специалистов в области истории сибирского искусства и архитектуры.

Купола и листья. 1920-е
  Купола и листья. 1920-е
  В.М. Мизеров
 
 
 

В творчестве Вадима Матвеевича Мизерова (1889–1954), воспитанника архитектурного отделения Казанской художественной школы, с 1920 года работавшего в Томске, большое место принадлежало архитектурному пейзажу. Эта часть его наследия свидетельствует об исключительном интересе, который проявляли многие томские художники 1920-х годов к образам города. Занимаясь планомерными архитектурными зарисовками, они вносили существенный вклад в сохранение и изучение памятников местного зодчества.

Выразительный набросок ветхого деревянного дома, находящийся сейчас в новосибирском собрании, был исполнен В.М. Мизеровым в июле 1922 года, во время экспедиции Томского комитета музеев и охраны памятников старины и природы в село Семилужное. Старинное поселение, расположенное неподалеку от Томска, на Иркутском тракте, привлекло внимание художников исторической достоверностью построек, их характерностью для сибирской крестьянской архитектуры, воспринявшей и переработавшей некоторые черты классицистического стиля. При поступлении в коллекцию музея рисунок Мизерова не имел названия и лишь позднее был определен как изображение дома Перепелкиных, старожилов села. Этому помогло сопоставление листа с подписанным наброском спутника Вадима Матвеевича по экспедиции – художника Александра Ниловича Тихомирова, руководившего в то время Томским краевым музеем. Эту «причудливую развалину дома с мезонином, искалеченный силуэт которого бросался в глаза» [1, с. 222], Тихомиров особо отметил в своих записках о поездке в Семилужное, датировав дом серединой XIX века по сведениям, сообщенным его хозяином.

Рисунок Мизерова отличается эмоциональностью и ритмической цельностью – и эти свойства выводят его за стилистические пределы документальной зарисовки. Разрушающийся старый дом здесь словно подхвачен вверх вихревыми линиями облаков, вовлечен в их движение.

Творчество В.М. Мизерова по праву может рассматриваться как одно из самых талантливых отражений стиля модерн в сибирском искусстве начала ХХ столетия. Характерная черта этого стиля – интерес к выразительным возможностям силуэта и гибкой контурной линии – воплощена в работе «Купола и листья». Особое декоративное изящество этого архитектурного пейзажа достигается локальностью контрастных цветовых пятен бирюзово-синей храмовой кровли, желтой осенней листвы, темной хвои елей и изысканной условностью их очертаний, выполненных черной тушью.

При всей обобщенности пейзажного образа, созданного здесь художником, поиск его конкретного прототипа видится оправданной исследовательской задачей. Сопоставление этого листа с сохранившимися фотографиями томских храмов первых десятилетий ХХ века позволяет предположить, что на нем изображены купола Иннокентьевской церкви Иоанно-Предтеченского женского монастыря. Эта обитель известна своим некрополем – местом погребения многих выдающихся томских ученых, архитекторов, писателей, церковных и общественных деятелей. В 1920 году монастырь был закрыт, к 1930 году в его храмах прекратилось богослужение, а на его территории расположился студенческий городок Технологического института.

Март. 1923
  Март. 1923
  В.М. Мизеров
 
 
 
Мостик в Университетской роще Томска. Современный вид
  Мостик в Университетской роще Томска. Современный вид
 
 
 

В монохромном рисунке «Март» (1923) ясно выражены особые свойства художественных образов В.М. Мизерова, полных отрешенной, тихой и медлительной красоты. Однако архитектурный мотив этого утонченного лирического пейзажа конкретен и узнаваем. Он определяется как изображение мостика через речку Медичку в Университетской роще Томска. Такое название маленькая городская река Еланка получила, когда по соседству с нею появились здания клиник медицинского факультета. Каменный мост через нее, построенный в 1909 году по проекту выдающегося сибирского архитектора А.Д. Крячкова, в наши дни полуразрушен. Пейзаж В.М. Мизерова сохранил изначальный гармоничный облик этого небольшого паркового сооружения. Тонкий, изящный линейный контур, использованный в рисунке, подчеркивает строгую, лаконичную красоту пропорций моста и его декоративных деталей, к которым столь естественно добавляется густой, пышный снег, лежащий на них.

Томск. Амбары над Ушайкой. 1920
  Томск. Амбары над Ушайкой. 1920
  М.Б. Властова-Вериго-Чудновская
 
 
 

Иной стилистический вариант томского архитектурного пейзажа предстает в творчестве Магдалины Брониславовны Властовой-Вериго-Чудновской (1892–1994), художницы, поэтессы, автора мемуарной прозы, принадлежавшей к плеяде тех ярких личностей, чья деятельность определяла содержание культурной жизни Томска начала 1920-х годов.

Рисунки с городскими мотивами преобладают в небольшой коллекции произведений художницы, хранящейся в Новосибирске. К числу таких работ относится лист, принятый в музейное собрание под названием «Городская река с крутыми берегами» (1920). Его сравнение с живописным полотном М.Б. Властовой-Вериго-Чудновской «Амбары над Ушайкой» из фондов Томского художественного музея позволило увидеть, что рисунок является эскизом этой картины, изображающей берега речки Ушайки в центре Томска, со зданиями магистрата (одного из первых каменных строений в городе, возведенного в 1802 – 1812 годах) и пожарной части в глубине. В эскизе отчетливо выражены отличительные особенности графического почерка художницы – они проявляются в упрощенности форм зданий, подчеркнутой напряженности, ломкости неровных контуров набережных. В ее интерпретации архитектурного пейзажа Томска реальные виды города 1920-х годов преображены авторским восприятием, но в то же время легко узнаваемы.

Малоформатные карандашные рисунки М.Б. Властовой-Вериго-Чудновской, порой остановленные на стадии беглого наброска, нередко показывают обычные, непримечательные постройки, создающие общее представление о будничном облике Томска начала ХХ века. В этот ряд входит и «Пейзаж с деревянными домами» (около 1920), при поступлении в музейную коллекцию интерпретированный как сельский вид. Выявление его варианта с авторской надписью «Томск», также находящегося в новосибирском собрании, дало возможность отклонить первоначальную трактовку мотива и рассматривать это изображение как одну из зарисовок городской деревянной застройки, столь характерной для Томска 1920-х годов и сохраняющейся в наши дни. Рисунок демонстрирует композиционные и пластические приемы, предпочитаемые этой художницей: выбор высокой точки зрения, насыщенность пространства листа, клубящиеся абрисы древесных крон. Они передают ощущение особой динамичности и энергии, отличающее ее томские пейзажи.

Томск. Пейзаж с деревянными домами. Около 1920
  Томск. Пейзаж с деревянными домами. Около 1920
  М.Б. Властова-Вериго-Чудновская
 
 
 
Томск. 1920
  Томск. 1920
  М.Б. Властова-Вериго-Чудновская
 
 
 

Творческий путь выдающегося сибирского графика Александра Георгиевича Заковряшина (1899–1945) начался в середине 1920-х годов в Минусинске. Его деятельная юношеская увлеченность искусством изменила художественную жизнь тихого провинциального городка: по инициативе Заковряшина здесь состоялась «Первая весенняя коллективная выставка картин, этюдов, графики художников Минусинска», организовалась местная группа общества художников «Новая Сибирь».

Образ старого одноэтажного, деревянного Минусинска, где городскими приметами видятся, пожалуй, лишь торговая вывеска да фонарный столб, создан в одной из ранних линогравюр А.Г. Заковряшина. Она вошла в музейную коллекцию под наименованием «Деревня на холме», и ее авторское название «Минусинск» обнаружилось благодаря ее публикации в первом номере журнала «Сибирские огни» за 1928 год. Сопровождая журнальную статью художника С.Н. Липина «Молодая сибирская графика», эта работа наглядно иллюстрирует размышления автора о «бурных композициях» Заковряшина и об его пристальном интересе к выразительным возможностям языка черно-белой гравюры на линолеуме.

Форт Шевченко. Руины крепости. 1939
  Форт Шевченко. Руины крепости. 1939
  А.Г. Заковряшин
 
 
 
Форт Шевченко. Руины крепостной стены. 1939
  Форт Шевченко. Руины крепостной стены. 1939
  А.Г. Заковряшин
 
 
 
Минусинск. Не позднее 1927
  Минусинск. Не позднее 1927
  А.Г. Заковряшин
 
 
 

Особой страницей в наследии А.Г. Заковряшина служат авторские почтовые открытки. Живя с 1935 года в Алма-Ате, он посылал открытые письма с собственными рисунками своему близкому другу Александру Петровичу Моисеенко, художнику, ревностному собирателю и хранителю его произведений. Часто эти почтовые карточки не содержали никакого текста, и лишь изображения на них становились своеобразными рассказами о событиях и впечатлениях в жизни автора.

Таковы две открытки, запечатлевшие руины стен старинного оборонительного укрепления Новопетровское на полуострове Мангышлак, где в 1850–1857 годах находился в ссылке великий украинский поэт Т.Г. Шевченко. В маленький городок, сложившийся на месте этой военной крепости и переименованный сначала в Форт Александровский, а затем в Форт Шевченко, А.Г. Заковряшин совершил путешествие в 1939 году. Об этом свидетельствуют надписи на почтовых штемпелях и обратные адреса на оборотах открыток, позволившие установить место их создания. Эти миниатюрные пейзажи, написанные как пленэрные этюды, в свободной и непосредственной живописной манере, демонстрируют новизну художественных поисков автора. Подобные живописные опыты почти не встречаются в сибирских работах А.Г. Заковряшина, когда в его творчестве преобладали линогравюра, офорт, рисунок.

Примеры музейной атрибуционной работы, продемонстрированные зрителям на выставке «География и картина», раскрывают разнообразные пути таких исследований и обогащают представление о творчестве сибирских художников 1920 – 1930-х годов, обращавшихся к жанру городского и архитектурного пейзажа.

Литература:


1 Артюхова И.В. Архитектурные зарисовки А.Н. Тихомировым с. Семилужного: этнографический анализ // Музей и современные технологии : материалы Всероссийских научных конференций. Томск, 20-23 мая 2003 г., 20-24 сентября 2004 г., 19-22 ноября 2005 г. Томск : Изд-во Томского ун-та, 2006. С. 221–246.