Охота в русском искусстве

26 декабря 2022
А.Д. Клушин

Пора, пора! рога трубят;
Псари в охотничьих уборах
Чем свет уж на конях сидят,
Борзые прыгают на сворах.
Выходит барин на крыльцо;
Все, подбочась, обозревает,
Его довольное лицо
Приятной важностью сияет.
Чекмень затянутый на нем,
Турецкой нож за кушаком,
За пазухой во фляжке ром,
И рог на бронзовой цепочке.

В последних числах сентября
(Презренной прозой говоря)
В деревне скучно: грязь, ненастье,
Осенний ветер, мелкой снег,
Да вой волков; но то-то счастье
Охотнику! Не зная нег,
В отъезжем поле он гарцует,
Везде находит свой ночлег,
Бранится, мокнет и пирует
Опустошительный набег.

А.С. Пушкин «Граф Нулин»



Егерь с собаками
  Егерь с собаками
  Н.Е. Сверчков
 
 
 

Выставка «Охота в русском искусстве», организованная в Новосибирском государственном художественном музее в декабре 2022 года, впервые в полном объеме показывает коллекцию хранящихся в нем произведений на эту тему. В основном, это живопись и графика.

Изображению охоты принадлежит важное место в мировом искусстве. Добыча зверей и птиц, обеспечивающая пропитание человека, вдохновляла художников начиная с первобытной эпохи. Эти сцены появились в связи с магическими ритуалами, призывающими удачу перед началом охоты, отголосок которых сохранился, например, у коренных народов Австралии, Африки или Северной Америки. По свидетельству этнографов, такие обряды были у них в ходу вплоть до нашего времени. С течением веков, в цивилизованном обществе магическая сторона охотничьих традиций стала менее пафосной. Но в охоте все равно сохранялась ритуальная часть, изначально насыщенная религиозными и сословными идеями.

Мировое искусство подарило человечеству много значимых художников, работавших в этом направлении. Охотничий жанр тяготеет к анималистическому, потому что в центре его сюжетного повествования всегда находятся животные или птицы. Но и сам человек-победитель в этой схватке за жизнь обретает здесь себе место как триумфатор. К охотничьему жанру обращались художники итальянского Возрождения Паоло Уччелло и Витторе Карпаччо. Позже, в мифологической форме, его интерпретировал Тициан. Стоит вспомнить произведения Рубенса, Франса Снейдерса или Пауля де Воса, творивших в XVII веке и создававших большие картины декоративного характера, пронизанные движением и энергией больших масс людей и зверей. Жестокость охотничьих забав дала повод лучшему анималисту Голландии Паулюсу Поттеру написать картину «Наказание охотника», в которой показано, как звери наконец расправляются со своим обидчиком. В XVIII веке французы Жан-Батист Удри и Франсуа Депорт придали охотничьему жанру изящество и блеск. Ближе к нашему времени отдавали дань этому роду живописи такие знаменитые мастера как англичанин Джордж Стаббс, испанец Франсиско Гойя или французы Эжен Делакруа и Гюстав Курбе, не считая множества художников, специализировавшихся на охотничьей тематике. И это при том, что не упомянуты еще скульпторы и графики, работавшие в этом жанре.

Коломенское. XVII век. 1985
  Коломенское. XVII век. 1985
  Г.Э. Сатель
 
 
 

В России на протяжении всей истории прослеживается глубокий и живой интерес к охоте. Сохранившиеся сведения об охотничьих традициях русского средневековья имеют скорее материально-бытовой характер, о них известно также из литературных источников и документов, но в произведениях изобразительного искусства эта тема почти не представлена. Начиная же с XVIII века, с развитием светского искусства, появляются интересные образцы интересующего нас жанра. Благодаря усилиям Иоганна Фридриха (Ивана Федоровича) Гроота, приехавшего в Россию из Германии в 1742 году, в отечественной живописи утвердились анималистический жанр и традиция изображения охотничьих натюрмортов. В XIX веке русские художники чувствовали себя уверенно в этой популярной области искусства. П.О. Ковалевский, Н.Е. Сверчков, А.А. Степанов зарекомендовали себя как великолепные мастера сцен охоты. Заядлым охотником был В.Г. Перов, оставивший нам знаменитую картину «Охотники на привале» (1871). В русской литературе тема охоты нашла прекрасное воплощение в творчестве С.Т. Аксакова, написавшего «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» (1852), и И.С. Тургенева, с 1847 года печатавшего свои рассказы, объединенные позже в сборник «Записки охотника». Им предшествовали яркие и образные картины охоты, всего в несколько строк, запечатленные А.С. Пушкиным в поэме «Граф Нулин» (1825). Позже Л.Н. Толстой превосходно описал охоту в романе «Война и мир». Таким образом, можно сказать, что тема охоты в отечественном искусстве с этого времени стала достаточно важной для того, чтобы отобразить национальный характер и особенности поведения русского человека в экстремальных условиях. Эволюция образа охотника – это своего рода превращение его в путешественника и стороннего наблюдателя жизни, близкого к натуралисту как по отношению к природе, так и к самому человеку.

Пир царя Алексея Михайловича с ближними боярами в отъезжем поле. 1897
  Пир царя Алексея Михайловича с ближними боярами
в отъезжем поле. 1897
  А.П. Рябушкин
 
 
 
Выезд царя Алексея Михайловича на охоту. 1897
  Выезд царя Алексея Михайловича на охоту. 1897
  В.М. Васнецов
 
 
 

Основой нашей выставки стали замечательные произведения кисти В.М. Васнецова, В.И. Сурикова, И.Е. Репина, К.В. Лебедева и А.П. Рябушкина, в свое время украшавшие Александровский дворец в Царском Селе, резиденцию последнего русского императора. Позже к этим работам присоединилась приобретенная в частном собрании совместная композиция А.Н. Бенуа и Е.Е. Лансере. Все они связаны с изданием знаменитой книги Николая Ивановича Кутепова «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси» (выходила в четырех томах с 1896 по 1911 годы). Появление этой книги оказалось весомым итогом в утверждении значимости охотничьей тематики для русского искусства. Многие ее иллюстрации стали шедеврами своего рода и воспринимались любителями искусства как произведения самостоятельного характера. Так случилось, например, с работой В.А. Серова «Петр II и цесаревна Елизавета на псовой охоте».

Николай Иванович Кутепов (1851–1907) остался для многих автором занимательного труда о русской охоте. На самом деле он не был писателем. До 1885 года он был профессиональным военным с успешной карьерой и хорошим послужным списком, участником русско-турецкой войны 1877–1878 годов. В 1885 году он подал прошение об увольнении от службы, а 5 сентября того же года был назначен заведующим хозяйственной частью Придворной охоты. В 1891 году император Александр III пожелал, чтобы была написана книга об истории царской охоты в России. Вполне естественно, что ее создание было поручено полковнику Кутепову. Он работал со многими документами в архивах, часть которых приведена в издании. Оформлением монументального труда, который, тем не менее, именовался очерками, руководил молодой художник Николай Семенович Самокиш.

На музейной выставке это издание присутствует в одном пространстве с иллюстрациями к нему. Можно рассмотреть и сравнить то, что сделали художники и как выглядят полиграфические двойники их произведений. Сама книга, судя по записи в библиотечном инвентаре, была приобретена музеем в конце 1960 года. Этой записью развеивается легенда о том, что издание поступило в музей вместе с экспонатами из Александровского дворца.

Всю представленную серию любопытно рассматривать в контексте исторической достоверности, которая присутствует в этих листах. Акварель кисти Виктора Михайловича Васнецова из нашей коллекции, помещенная в первом томе труда Кутепова, изображает сцену отдыха великого князя Владимира Мономаха после охоты. Быт и поведение персонажей просты, типажи убедительны. Натюрморт из охотничьих трофеев на переднем плане выполнен в лучших традициях фламандской школы. Все, кроме князя и двух ближайших людей из его свиты, сидящих на поваленном стволе, расположились на земле без особых удобств. Они показаны уставшими и довольными результатами охоты. Здесь нет непроницаемой преграды между князем и его окружением. А вот композиция Алексея Петровича Рябушкина «Пир царя Алексея Михайловича с ближними боярами в отъезжем поле» рисует нам другую картину. Мы видим роскошную и обширную палатку, под сенью которой расставлены столы, а на возвышении между ними – стол и государя, сидящего за ним в кресле, в роскошном облачении. Между ним и его свитой – большие пространственные интервалы, в позах слуг подчеркнуто особое подобострастие. И если можно представить, как просто и шумно отправлялся на охоту Владимир Мономах, то можно воочию убедиться и в том, каким был выезд на охоту Алексея Михайловича, государя, жившего в церемонном XVII веке. Он был неспешным и представительным, с многочисленной челядью. Об этом мы можем судить по еще одной акварели Виктора Михайловича Васнецова. Если не знать ее сюжет, то можно было бы предположить, что это выезд царя на молебен, например, в Троице-Сергиеву лавру.

Отдых великого князя Владимира Мономаха после охоты. 1895
  Отдых великого князя Владимира Мономаха после охоты. 1895
  В.М. Васнецов
 
 
 
«Отведывание» соколов под селом Коломенским стольником и московским ловчим А.И. Матюшкиным с начальными и рядовыми сокольниками. 1896
  «Отведывание» соколов под селом Коломенским стольником и московским ловчим А.И. Матюшкиным с начальными и рядовыми сокольниками. 1896
  К.В. Лебедев
 
 
 

Очень красива картина Клавдия Васильевича Лебедева «”Отведывание” соколов под селом Коломенским стольником и московским ловчим А.И. Матюшкиным с начальными и рядовыми сокольниками». К соколиной охоте цари относились ревниво, не разрешая выпускать без их ведома соколов на птиц. В этой работе Лебедев изобразил церемонию показа ловкости обученных молодых соколов.

Царская потеха: борьба царского псаря с медведем (XVII столетие). 1897
  Царская потеха: борьба царского псаря с медведем (XVII столетие). 1897
  В.М. Васнецов
 
 
 

Кроме самой охоты были популярны медвежьи потехи, то есть бои людей с медведями. В этих боях некоторые царские слуги делали себе имя, как, например, пеший псарь Кондратий Корчмин, живший при царе Михаиле Федоровиче. Такую сцену изобразил на своей акварели Виктор Михайлович Васнецов. Эта кровавая забава была сродни испанской корриде. В ней были свои герои, свои приемы. Но с приходом Петра I к власти все это кануло в прошлое. К работе Васнецова примыкает акварель Василия Ивановича Сурикова «Охота царя Михаила Федоровича на медведя (на берлоге)», где сюжет приобретает для зрителя крайне напряженный и даже как будто непредсказуемый характер.

Особое место в этой серии занимает акварель Ильи Ефимовича Репина «Инок Филарет (в мире боярин Федор Никитич Романов) в заточении в Антониево-Сийском монастыре; подосланный крадущийся служка и подслушивающий пристав Воейков». В ней художник показал томящегося в монастырском заточении отца будущего царя Михаила Федоровича. Совершенно светский человек, насильно постриженный в монахи, ставший затем митрополитом Филаретом, изображен тоскующим по вольной жизни и простору, с горькой мукой на лице и взором, устремленным в окно. Страдания запертого в тесном помещении инока становятся особенно понятными, если учесть его известную любовь к охоте. Как всегда, в пору расцвета своего творчества Репин интерпретировал сюжет в духе глубокого психологизма.

Изящная композиция, созданная Александром Николаевичем Бенуа и Евгением Евгеньевичем Лансере, изображает приезд императрицы Елизаветы Петровны рано утром с тетеревиных токов в «Монбеж» Царского Села. В ней переданы легкость и элегантность XVIII века, несмотря на большое количество людей, затерянность главного персонажа среди толпы и отсутствие собственно охотничьего антуража. Охота для Елизаветы Петровны была скорее забавой и своеобразным маскарадом, а не настоящим увлечением.

В конце трудового дня. 1956
  В конце трудового дня. 1956
  Е.А. Конев
 
 
 

В 1960-е годы эти иллюстрации к кутеповскому изданию вместе с картинами «Егерь с собаками» Николая Егоровича Сверчкова и «Охотник» Алексея Степановича Степанова составили в коллекции музея интересный блок охотничьей темы. С течением времени к ним присоединились другие произведения, в том числе работы Василия Григорьевича Перова и Александра Владимировича Маковского с изображениями охотников. В этом ряду привлекает внимание полотно иркутского художника Евтихия Александровича Конева «В конце трудового дня», где представлена охотничья бригада, завалившая медведя. Чудесной стилизацией является картина московского художника Георгия Эдуардовича Сателя «Коломенское. XVII век», в которой на переднем плане изображен царевич с мамками, на среднем – охотничья кавалькада с собаками, а на дальнем – знакомые силуэты села Коломенского за купами деревьев. Натюрморт Николая Яковлевича Малахова «После охоты» и три автолитографии Элеоноры Александровны Жареновой с мотивами охотничьих трофеев сделали выставку более разнообразной. В ее экспозиции стало возможным показать все произведения вместе, напомнив о том, что охота в России всегда занимала заметное место в жизни человека и в искусстве.

Кроме того, важно отметить, что подобные тематические выставки из фондов музея очень полезны не только для популяризации его сокровищ, но и с точки зрения их изучения и систематизации сведений о коллекции.