Художник-сказочник:
о книжной графике В.Н. Лагуны

26 декабря 2022
С.А. Беляева
Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина. 1984
  Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане»
А.С. Пушкина. 1984
  В.Н. Лагуна
 
 
 

«Добрый волшебник», «русский сказочник» – так писали в своих отзывах посетители выставок и мастерской новосибирского художника Виктора Николаевича Лагуны. Его творчество было отмечено не только признательностью зрителей, но и высокими званиями: член-корреспондент Российской академии художеств (2012), почетный работник культуры Новосибирской области (2010). Среди его многочисленных наград – орден Трудового Красного Знамени (1971), медаль «За доблестный труд» (1970), медаль Союза художников РФ (2010), золотой почетный знак «Общественное признание» (2001), диплом Российской академии художеств за выдающийся вклад в развитие изобразительного искусства Сибири (2004). В 2000 году Виктор Николаевич стал лауреатом премии Новосибирска «Человек года» за достижения в профессиональном искусстве. Его имя занесено в Книгу почета Сибири. Творческая жизнь художника была активной и плодотворной: им созданы многочисленные живописные и графические произведения, с 1957 года он участвовал в выставках различного уровня, в том числе международных: в США, Италии, Бельгии, Германии, Финляндии, Польше, Югославии, Пакистане, Японии.

Виктор Николаевич Лагуна родился 7 мая 1930 года в городе Канске Красноярского края. Он любил рисовать, но и не мечтал стать художником, ведь его детство и юношество пришлись на трудные военные и послевоенные годы. В 16 лет Лагуна начал работать чертежником, и неизвестно, как сложилась бы его дальнейшая жизнь, если бы коллега, увидев его рисунки, не посоветовала ему поступать в Палехское художественное училище имени М. Горького. «Я знать не знал, что за Палех такой, где он находится и чем знаменит. Отослал туда свои рисунки, ни на что особо не надеясь. И страшно удивился, когда мне пришло приглашение», – вспоминал позднее Виктор Николаевич [1]. И не менее поразился, когда, отлично сдав вступительные экзамены, был зачислен в училище, ведь конкурс оказался просто огромным, а у юноши не было никакой специальной подготовки кроме изокружка.

Годы учебы тоже стали успешными, и впоследствии преподаватель Лагуны, мастер палехской росписи Николай Михайлович Зиновьев подарил ему свою книгу «Искусство Палеха» с надписью: «Лучшему моему ученику».

Китайские артисты у новоселов Алтая. Эскиз росписи шкатулки. 1955
  Китайские артисты у новоселов Алтая
Эскиз росписи шкатулки. 1955
  В.Н. Лагуна
 
 
 

После училища художник более четырех лет работал в Палехе. В его произведениях последующего времени явно ощутимы многочисленные специфические черты палехской росписи, только творчески преобразованные. Для палехской лаковой миниатюры характерны сложные сюжетные композиции, в основе которых лежат бытовые сценки, песни, сказания, былины или классические произведения – сказки Пушкина или басни Крылова. Линии палехского рисунка тонкие и плавные, человеческие фигуры изображаются изящными и удлиненными, архитектурные сооружения и пейзажи трактуются декоративно. Палехской росписи свойственны многочисленные, тщательно проработанные детали, эта манера столь ювелирна, что порой мастера работают с лупами. Все эти стилистические особенности нашли претворение в произведениях В.Н. Лагуны, уже не связанных с лаковым промыслом. Яркий палехский колорит с использованием открытых, чистых цветов, преимущественно красных, желтых и зеленых, также остался присущим его творчеству. И зрители, и критики часто упоминали особенную праздничность палитры художника. Советская певица Валентина Толкунова отмечала: «Чистое, звонкое, радостное искусство…» [3, с. 5].

В 1959 году Виктор Николаевич вернулся в Сибирь и поселился в Новосибирске, где жил и работал до самой своей кончины – 31 января 2016 года.

Не характеризуя творчество В.Н. Лагуны в целом, остановимся подробнее на его работе в качестве книжного графика.

В конце 1970-х годов началось сотрудничество художника с Западно-Сибирским книжным издательством, которое в то время переживало период своего расцвета: в нем ежегодно выходило около 120 наименований книг общим тиражом 5 миллионов экземпляров, был выпущен ряд книжных серий, получивших известность в России и за рубежом. Возле издательства, объединившего книжное дело трех крупнейших сибирских областей – Новосибирской, Омской и Томской, сформировался широкий круг талантливых литераторов и иллюстраторов.

Обложка к сказке С.Т. Аксакова «Аленький цветочек». 1978
  Обложка к сказке С.Т. Аксакова
«Аленький цветочек». 1978
  В.Н. Лагуна
 
 
 

Первой работой В.Н. Лагуны для издательства стали «Русские сказки Сибири» (составитель Т.Г. Леонова, 1977). Иллюстрации к ним по-детски свежи и непосредственны. «Русские сказки Сибири» экспонировались на книжных выставках во Франкфурте-на-Майне, в Болонье, на международной выставке книги в Москве и пользовались большим успехом. Греческие и японские предприниматели выразили желание переиздать книгу, но, к сожалению, эти проекты не состоялись.

В 1979 году был издан «Аленький цветочек» С.Т. Аксакова в оформлении В.Н. Лагуны. К сюжетам этой сказки художник обращался и раньше, еще в студенческие годы. Так, миниатюрная бисерница, расписанная им по мотивам «Аленького цветочка», получила теплые отзывы на выставке в Токио.

В собрании Новосибирского государственного художественного музея хранятся эскизы обложки и нескольких иллюстраций, вошедших в эту книгу. Обложка, сияющая, горящая переливами желтого и алого цветов, со сказочными жар-птицами и фейерверками звезд, открывает маленькому читателю дверь в мир чудес. К сожалению, из-за несовершенства полиграфического исполнения само издание утратило безудержную праздничность цвета, присущую манере художника, а тона стали более приглушенными.

Виктор Николаевич очень трепетно относился к своей работе иллюстратора детских книг. Он говорил о высоком предназначении художника, который «создан для того, чтобы сеять разумное, ясное, светлое» [4].  Мастер считал, что дети по-особому воспринимают окружающее. Мир детства – мир ярких красок, по представлению ребенка, в нем нет полутонов, четко разграничены добро и зло. «Главное в иллюстрациях сказок – создать светлые образы, на которые хочется смотреть. Нужно прививать детям тягу к светлому», – размышлял в одном из интервью В.Н. Лагуна [1]. «Когда я иллюстрировал «Аленький цветочек», я должен был нарисовать Зверя лесного – Чудо морское, но решиться на это дело мне было очень трудно. В конце концов я изобразил «спящее» чудище: уложил его наземь, закрыл лик, и тем самым проблема была решена», – рассказывал художник [4].

  Иллюстрация к «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина. 1984
  В.Н. Лагуна
 
 
 

В 1985 году вышли в свет «Сказки А.С. Пушкина» с 58 иллюстрациями В.Н. Лагуны, переизданные позднее издательством «Омич». В Новосибирском художественном музее хранятся двенадцать эскизов из этой серии: к «Сказке о царе Салтане», «Сказке о золотом петушке», «Сказке о рыбаке и рыбке», «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях». В использованных здесь стилистических приемах также заметна преемственная связь с традициями палехской росписи. Художник вспоминал о большом творческом подъеме, с которым он трудился над этими иллюстрациями, делая иногда по две композиции в день, работая по ночам. Оформление книги было завершено за несколько месяцев. Позднее издательством «Детская литература» была отдельно переиздана «Сказка о золотом петушке». Любимыми сказками А.С. Пушкина на долгие годы стали для В.Н. Лагуны «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке» [2, с. 18].

«Главная моя любовь – иллюстрации сказок Пушкина, – говорил Виктор Николаевич. – На картинах отображается то, что льется из души. И сложность одна – успеть запечатлеть то, что только что пришло свыше. Многие сказки Пушкина знаю наизусть — меня завораживает музыка его стиха» [1]. Творчеству А.С. Пушкина художник посвятил более ста произведений.

Еще одной значительной работой В.Н. Лагуны стало иллюстрирование вышедших в 1989 году «Русских народных сказок», для которых он исполнил 50 листов.

Комментируя свои произведения, художник заверял, что все нарисованные терема, храмы и дворцы созданы его воображением. «Как-то раз академик-архитектор Анатолий Валовик сказал по поводу одной моей работы: «По вашему эскизу можно строить новый древний русский город!» Этот отзыв профессионала с большой буквы очень и очень для меня дорог» [4].

Иллюстрации В.Н. Лагуны декоративны, красочны, прекрасно сочетаются с плоскостью книжного листа; они близки и понятны ребенку и взрослому читателю. В этом виде творчества художнику удалось создать свой собственный, узнаваемый стиль.

Источники и литература:


1 Варвара Канаева. Не вписался. Академическая среда «признала» художника только в 82 года // Аргументы и Факты. АиФ на Оби. 2013. № 36. URL: https://nsk.aif.ru/culture/culture_person/110882 (дата обращения 05.12.2022).
2 Виктор Лагуна. Выставка, посвященная 25-летию творческой деятельности, 50-летию со дня рождения : каталог. Новосибирск, 1980. 49, [52] с. : [12] л. ил.
3 Виктор Лагуна : каталог. Новосибирск : Сибирский успех, 2007. 58 с.
4 Мир Виктора Лагуны // Все новости Новосибирской области. 2008. 17 июля. URL: https://vn.ru/news-93312/ (дата обращения 05.12.2022).