Вторая жизнь

13 октября 2011
С.А. Беляева
Интерьер мастерской
  Интерьер мастерской
 
 
 

В апреле - июле 2011 года в Новосибирском художественном музее состоялась очередная выставка из серии «Вторая жизнь», на которой было представлено около 100 произведений живописи, графики и декоративно-прикладного искусства, реставрированных специалистами музея.

Главное предназначение любого музея - подарить зрителям радость общения с произведениями искусства и в то же время бережно сохранить музейные фонды для современников и будущих поколений. Прошедшая выставка позволила больше узнать об одной из музейных профессий - важных, но, на первый взгляд, не очень заметных – профессии реставратора.

Реставрация (от латинского restavratio — восстановление) - восстановление ветшающих или поврежденных художественных произведений научным методом, с целью воссоздать их с максимальной точностью и сделать более долговечными.

Стремление вернуть первоначальный вид постаревшему или поврежденному памятнику вполне естественно, оно возникло и начало осуществляется очень давно. Хотя, пожалуй, в полном объеме это все-таки невозможно. Естественные процессы старения, болезни основы (в частности – бумаги), обстоятельства бытования экспонатов до поступления в музей (неумелые монтировки и самодеятельные реставрации, длительное воздействие света, перепады температур и влажности воздушной среды, механические повреждения, загрязнения) становятся причинами стойких, порой трудно исправимых изменений в химическом составе и внешнем виде произведений. В этой ситуации главным является предотвращение дальнейших разрушений, удаление травмирующих воздействий и повреждений, загрязнений, укрепление основы.

Попытки реставрации, например, памятников архитектуры известны уже в античный период, однако на протяжении многих веков они обычно сводились к простому ремонту или «подновлению» объекта.

Этап исследования
  Этап исследования
 
 
 

Первые сведения о реставраторах датируются средневековьем, серьезные школы профессиональной реставрации стали складываться в XVII - XVIII веках. К услугам поновителей живописи (так раньше называли реставраторов) впервые обратились во времена Петра I - именно тогда возникли первые галереи живописи. Проводя восстановление поврежденного произведения, поновители иногда полностью переписывали полотно (та же участь позже ожидала и многие иконы, потемневшие под слоем лака). В век Просвещения, когда большое внимание уделялось изучению окружающего мира, идея сохранения духовных и материальных ценностей человечества была воспринята и поддержана с энтузиазмом. Систематический характер реставрация получила в эпоху романтизма, когда французский архитектор Эжен Эммануэль Виолле-ле-Дюк обосновал необходимость глубокого изучения стилистики и строительной техники реставрируемых готических храмов.

Как самостоятельная дисциплина научная реставрация памятников искусства зарождается в середине XIX века внутри модели христианского мировоззрения, в котором «время оценивается как направленный процесс, имеющий начало и конец, прошлое и будущее. Отсюда вытекает возможность безвозвратной утраты тех ценностей, которые формируют основы культуры, а значит и требования к их безусловному сохранению».

В 20-х годах ХХ века появилась первая реставрационная мастерская при коллекции живописи в Эрмитаже, там же открылась первая научная реставрационная школа. Стали появляться мастерские и при других крупных музеях страны. С годами реставрационные работы стали проводиться и в крупнейших библиотеках и архивах - там, где есть фонды редких книг и документов.

Все более актуальным становится вопрос о степени возможного реставрационного вмешательства, вопрос реставрационной этики. К началу 1970-х годов, когда дискуссии о подлинности в мировом реставрационном сообществе достигли пика, ЮНЕСКО приняла международную Конвенцию об охране Всемирного культурного и природного наследия, которая была ратифицирована СССР в 1988 году. В основе этого документа лежит тезис о том, что «памятник — это научный документ, исторический источник, монументальное произведение, несущее духовные послания прошлого, которые остаются в современной жизни людей свидетелями вековых традиций. Человечество с каждым днем все более осознает общечеловеческую ценность памятников, рассматривает их как общее наследие и перед лицом будущих поколений признает совместную ответственность за его сохранность. Оно считает себя обязанным передать памятники во всем богатстве их подлинности». Отсюда с очевидностью вытекают исходные положения, которыми необходимо руководствоваться при консервации и реставрации памятников, заложенные в основу Венецианской хартии: основной целью реставрации является «прочтение» этого документа и тщательное укрепление подлинных древних частей памятника.

В основе современной реставрации произведений изобразительного искусства и материальной культуры - тезис о восстановлении их в состоянии, наиболее близком к первоначальному.

Процесс раздублирования
  Процесс раздублирования
 
 
 

Состояние современной реставрации — это «не застывший, а постоянно развивающийся процесс». Он включает в себя тщательное изучение памятника на основе документальных свидетельств (письменных источников, фотографий, картин, рисунков, на которых воспроизведен памятник), его фотофиксацию на различных этапах работы. Проводится предварительное всестороннее изучение объекта реставрации современными неразрушающими научно-технологическими методами и способами обследования. Это химические, оптические и физические исследования материалов и технологии создания объекта: спектральный, хроматографический, микрокристаллический и другие анализы; обзорное рентгенографирование, микро- и макрофотография, обследование в инфракрасных лучах и др. Целесообразность и степень вмешательства в каждом конкретном случае тщательно обдумываются и обсуждаются. На всех этапах осуществляется коллегиальное обсуждение и постоянный контроль над выполнением работ. В результате исследования определяются объем и методы реставрационных работ, разрабатывается методика их выполнения. Под методом реставрации понимают способ и образ действий реставратора, под методикой — последовательность и приемы выполнения отдельных операций. Предпочтение отдается таким методам, которые не влекут за собой необратимых изменений (принцип обратимости вмешательства). В процессе реставрации восстанавливаются утраченная механическая прочность объекта реставрации путем введения в его структуру родственных материалов (например, пропитка известковой водой слоя штукатурки под стенной живописью, осетровым клеем грунта икон и картин масляной живописи, красочного слоя клеевой живописи), не оказывающих вредного воздействия на памятник. Исправляются деформированные части, восстанавливаются химически и структурно изменившиеся элементы объекта.

На первый взгляд «нетворческая», реставрационная работа чужда шаблону и каждый раз требует нового подхода. Используя традиционные, проверенные временем формы работы, реставратор выбирает те операции, те виды растворов и их концентрации, те способы и приемы обработки, которые целесообразны именно для данного памятника, с учетом его особенностей.

В процессе реставрации на первом месте должна стоять цель не достижения экспозиционной привлекательности любой ценой, а сохранения подлинности произведения при минимальном вмешательстве - ведь оно уникально. Вред, нанесенный неправильной или чрезмерной реставрацией, может оказаться самым губительным из всех других повреждений. Реставрация захватывает самую суть памятника, поэтому нельзя, чтобы какая-то часть его стала фальсифицированной.

Химическая обработка графики
  Химическая обработка графики
 
 
 

На современном этапе развития науки и техники общая тенденция при работе с памятниками сместилась в сторону консервации – это совокупность научно обоснованных мер, направленных на приостановление процесса разрушения, укрепление и поддержание памятника в дошедшем до нашего времени виде. Консервация может быть разделена на предохранительную (пассивную), профилактическую, которая охватывает область мер, обязательных для всякого хранения, и представляет способы создать нормальную обстановку для хранимых предметов, и консервацию действующую (активную), имеющую целью приостановку или прекращение процессов разрушения путем устранения болезнетворных факторов, но без вторжения в материал самого объекта.

Реставратор – достаточно редкая и необычная профессия. Человек, решивший заняться реставрацией, должен обладать огромным трудолюбием, терпением (кропотливая реставрационная работа может затянуться на долгие месяцы, даже на годы), чувством ответственности и… готовностью забыть о собственных амбициях, собственной художественной индивидуальности. Ведь, помогая вернуть первоначальный облик чужому произведению, реставратор лишен права внести что-то свое, кроме чисто профессиональных навыков.

«Основной стимул реставрационного деяния – стимул сохранения, спасения памятника».