Новосибирский художественный музей. Несколько этюдов на тему русского искусства

08 декабря 2011
И.Л. Косенкова
Затмение солнца. Прощание Дианы с Аполлоном. 1852
  Затмение солнца. Прощание Дианы с Аполлоном. 1852
  К.П. Брюллов
 
 
 

Шесть картин, которые представлены сегодня читателям журнала, можно увидеть в залах постоянной экспозиции Новосибирского художественного музея. Мы объединили эти полотна в условную группу, чтобы обратить внимание зрителей на то, как художник видит и передает солнце, какое место оно занимает в художественной ткани произведения, в создании его образа. 

Летом 2008 года, в дни полного солнечного затмения, эти картины были показаны на выставке, которую музей посвятил астрономическому событию.

Это достаточно известные произведения, опубликованные в монографиях, альбомах, иных изданиях. Картина А.Ф. Гауша наряду с другими произведениями этого художника была показана на выставке Государственного Русского музея в Петербурге. Наброски и эскизы композиции новосибирского «Затмения солнца» К.П. Брюллова составили большую и серьезную выставку в залах Русского музея. Авторские варианты картины Н.М. Чернышева хранятся в музейных и частных собраниях, некоторые из них опубликованы.

Сюжетом для эскиза «Затмение солнца. Прощание Дианы с Аполлоном» (1852) Карла Павловича Брюллова – Великого Брюллова, создавшего «Последний день Помпеи» и украсившего своей живописью Исаакиевский собор в Петербурге – послужило подлинное событие, имевшее место 16 июля 1851 года. Оно так увлекло художника, что он создал ряд эскизов маслом и несколько десятков набросков композиции.

Аллегорическое изображение астрономического явления в образах божеств античной мифологии было задумано и предназначено художником для росписей Пулковской обсерватории в Петербурге. В позднеримской античной традиции Аполлон интерпретировался как бог солнца, а его сестра Диана олицетворялась как луна.

Солнечная корона (Полное солнечное затмение в Феодосии). 1914
  Солнечная корона (Полное солнечное затмение в Феодосии). 1914
  А.М. Васнецов
 
 
 

В письме к редактору «Отечественных записок» от 31 июля 1852 года художественный критик В.В. Стасов писал о «Затмении солнца» К.П. Брюллова: «Эскиз – аллегорическое представление прошлогоднего солнечного затмения. Аполлон - солнце, весь светлый, как ослепительное солнце, с пурпурным коротким плащом на плечах, стоящий посреди светового круга, как в сиянии, скачет на золотой колеснице своей в лазоревом небе. В этом небе перескочила ему дорогу, поверх его колесницы, бледно-томная сестра его Диана – луна, которой темную колесницу увлекает в быстром полете пара темных оленей. Здесь, на лету встретившись с братом, сестра обняла его за шею и целует, и перелетающее через солнце тело ее, минутно наклонившееся к губам светлого брата, застилает на мгновение блистающий свет его. Огненные лошади колесницы хотя не остановились и все-таки скачут летящими молниями, но шеи и головы их наклонились наравне с ногами, точно под какой-то налегшей на них тяжестью, глаза их яростно смотрят из-под этой тяжести.… Эскиз незакончен: множество черт мелом осталось на нем, показывающих, что Брюллов хотел переделать….»

Исследователь творчества К.П. Брюллова Э.Н. Ацаркина в монографии о художнике, останавливая свое внимание на этой работе, пишет: «…В «Затмении солнца» - иносказательная форма утверждения победы тьмы над светом, смерти над жизнью».

Мы же отметим и энергичную стремительную динамику в построении композиции, и преобладающие в цветовом решении нашего полотна торжественные, жизнеутверждающие тона багряно-красных, пурпурно-розовых, сверкающих палевых, явно побеждающих холодные синие - хотя Карл Брюллов и работал над этим сюжетом незадолго до своей кончины.

«Солнечная корона» (1914) принадлежит кисти Аполлинария Михайловича Васнецова (его старшему брату Виктору Михайловичу любовь и известность зрителей принесли картины на темы русских былин и народных сказок), который прославился как автор архитектурных видов древней Москвы, сочетающих археологическую точность с большой поэтичностью. Среди художественных и научных интересов А.М. Васнецова особо выделяется его увлечение астрономией. Серьезные занятия астрономией теснейшим образом были связаны с творчеством Васнецова-художника. Сохранилось много небольших этюдов облаков, написанных Васнецовым в Вятке, Абрамцеве, Киеве, на Урале. Их отличает точное отражение в цветовой гамме окраски и форм разных видов облаков. Васнецов всегда придавал существенное значение изображению неба как источника света в пейзажах и исторических картинах. Художник был одним из учредителей Московского общества любителей астрономии и активным его членом. Дважды А.М. Васнецов наблюдал полное солнечное затмение, что нашло отражение в его творчестве. Этюд «Солнечное затмение около Вятских полян» связан с затмением 1887 года. В 1914 году художник поехал в Крым. Одна из главных целей поездки – присутствие при полном солнечном затмении на астрономическом пункте под Феодосией. Из воспоминаний сына художника: «Постепенно смеркалось. За темной тенью скрывался диск солнца. Освещение окружающего ландшафта быстро приобретало какой-то странный, неземной оттенок, вселяя чувство тревоги. Как-то совсем внезапно засветилась солнечная корона. Одновременно кругом по всему горизонту вспыхнула заря. Продолжалось это странное освещение считанные минуты. А отец смотрел, зарисовывал, запоминал, быстро наносил краски на полотно».

По возвращении в Москву Васнецов создал две картины, посвященные затмению - «Солнечная корона» и «Надвигающаяся на Феодосию лунная тень», которая хранится в музее-квартире художника. Они являются, пожалуй, единственными живописными произведениями, в которых природа показана при столь необычном освещении.

Свои наблюдения, сделанные во время крымского затмения, художник обобщил в статье «Заревое кольцо во время полного солнечного затмения» (Известия Русского астрономического общества. Декабрь 1914. Петербург, 1915. С. 189-196).

А.М. Васнецова как живописца интересовала смена красок при этом необычном явлении природы. Наблюдения неба, солнца и облаков привели художника к определенным результатам в живописи – колорит его полотен заметно высветился.

Итальянское побережье. 1854
  Итальянское побережье. 1854
  А.П. Боголюбов
 
 
 

Алексей Петрович Боголюбов - русский живописец-маринист, известный своими достижениями в области пленэрного пейзажа. Наряду с традиционными документально-историческими изображениями морских баталий он писал и пейзажи в духе академического романтизма.

Идеальную картину природы создал художник в картине «Итальянское побережье». Теплый свет и прозрачный воздух. Неприступные скалистые величественные берега и спокойная гладь воды в мягком золотистом свечении раннего утреннего солнца, которое поднимается за скалами и скользит по зеркальной поверхности воды, не тронутой даже легким дуновением ветерка. Взору открывается высота прозрачного теплого неба с парящим, размытым облачком и тонким просвечивающим серпом луны. Тишину и покой этой умиротворенной и благоденствующей природы лишь подчеркивают укрытые скалами холодные плотные тени с притаившимися в них рыбачьими лодками.

Последние лучи. Старая дача. Около 1913
  Последние лучи. Старая дача. Около 1913
  А.Ф. Гауш
 
 
 

Александр Федорович Гауш в своей сравнительно небольшой картине «Старая дача» широким, свободным и трепетным мазком передал мгновение, когда последний луч заходящего солнца осветил затерявшуюся в густом и по-вечернему сумрачном сосновом лесу одинокую деревянную дачу, бросив на ее вдруг высветившуюся стену причудливые и кривые тени. В его картине передано сложное переживание красоты, тишины, покоя и грусти, с затаенным тревожным ощущением неизбежно приближающейся ночной темноты.

А.Ф. Гауш закончил Академию художеств в Петербурге, учился у известного пейзажиста А.А. Киселева, участвовал в выставках «Мир искусства», «Новое общество художников».

Бэда-проповедник. 1945
  Бэда-проповедник. 1945
  Н.К. Рерих
 
 
 

Живописец, археолог, известный философ и исследователь горных массивов Центральной и Восточной Азии Николай Константинович Рерих для своей символической композиции «Бэда-проповедник» - о слепом старце, который силой своего вдохновенного слова оживил скалы, - взял сюжет стихотворения Якова Полонского.

Свет закатного солнца, окрасив мир дивными сочетаниями красного, фиолетового, лилового, оранжевого, придал изображенной художником сцене мистическое звучание. А напряженно, нервно звенящие цвета условного колорита, обобщенные формы и лаконичный художественный язык придают декоративно решенному произведению эпическое обобщение.

Купание с лодки на озере Мячино. 1944
  Купание с лодки на озере Мячино. 1944
  Н.М. Чернышев
 
 
 

Творчество Николая Михайловича (Марковича) Чернышева - одно из ярких, самобытных явлений русского искусства двадцатого века. Его педагогами в Московском училище живописи, ваяния и зодчества были В.А. Серов, А.Е. Архипов и К.А. Коровин. Затем он учился графике в Петербурге, в Академии художеств, совершенствовал свое образование в Париже.

Многие годы он посвятил постижению особенностей древнерусской фресковой живописи.

Тема юности стала одной из главных в творчестве Н.М. Чернышева. Строки из дневника художника: «…Определяется мой жанр. Девочки-подростки в очаровании переходного возраста от детства к девичеству, полные строгости, чистоты и грации… но сами еще не осознающие своей красоты».

В годы блестящего расцвета художника были созданы пленительные девичьи образы, неповторимые в своей поэтичности и духовности. В юных героинях его картин ощущается «генетическая» связь с образами древнерусской фрески. Живописный язык полотен Чернышева основан на глубоком интересе к световоздушной среде с тончайшими вибрациями цвета и света и на любви к фресковой живописи, которая придала его полотнам чарующую приглушенность цвета и светоносную, светоизлучающую поверхность.

В картине «Купание с лодки на озере Мячино», один из вариантов которой хранится в Новосибирском художественном музее, написанной Чернышевым во время многочисленных его поездок в окрестности Пскова, Новгорода и Вологды, одним из главных персонажей, несомненно, является солнце. Солнце, протянувшее дорожку божественного света к милой и трогательной сцене купания, развернутой в композиции наподобие античного фриза, на фоне тихой воды и тихого неба, в мареве истомленного жарой уходящего летнего дня.