«Ночь перед рождеством» в иллюстрациях
А.П. Бубнова

11 апреля 2010
О.А. Черепенина
«Зачем ты пришел сюда?»
  «Зачем ты пришел сюда?»
  А.П. Бубнов
 
 
 

В собрании Новосибирского художественного музея хранится серия иллюстраций А.П. Бубнова к повести Николая Васильевича Гоголя «Ночь перед рождеством» из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Основным источником для великого писателя при создании повестей послужили обычаи и быт украинского народа, его песни и предания. Вся философия «Ночи пред рождеством» проникнута духом народного творчества. Влияние национальной поэтической традиции сказывается в характере художественно-изобразительных средств, в лирически ярком языке, эмоционально-приподнятой тональности повествования. Мир «Ночи перед рождеством» - это яркий веселый мир сказки, в котором преобладает мажорное начало. Свет здесь одолевает тьму, добро оказывается сильнее зла, любовь торжествует. Главные герои молоды, красивы, сильны, они легко подчиняют себе даже «нечистую силу». Так кузнец Вакула сумел оседлать черта и заставил его служить себе. Фантастическое и реальное смешано у Гоголя в причудливом гротеске. В его ведьмах, колдунах, чертях нет ничего страшного, потустороннего, напротив, каждое их появление сопровождается лукавой авторской усмешкой. Сочетание лирической патетики и прозаического быта, возвышенной риторики и комизма – все это радужное многоцветье придает повести Гоголя очарование и то ощущение полноты жизни, которое восхищает читателей разных времен.

Поэтичность, фантастику, юмор гоголевской повести удалось передать в своих листах Александру Павловичу Бубнову (1908 – 1964). Известный живописец, Бубнов прославился прежде всего своими историческими полотнами, обращался он также к жанрам пейзажа, портрета, натюрморта. В 1950-е годы большое место в его творчестве занимает книжная графика: он иллюстрирует произведения Гоголя, Пушкина, Лермонтова, Шевченко. Готовясь приступить к работе над листами к «Ночи перед рождеством», художник летом 1953 года совершает поездку на Украину для сбора материала. Он точно воспроизводит в иллюстрациях подробности национального быта, одежды, но это лишь одно из средств передачи неповторимого колорита, поэтической атмосферы повести Гоголя.

«Вылетел через трубу Солохиной хаты и поднялся по небу»
  «Вылетел через трубу Солохиной хаты и поднялся по небу»
  А.П. Бубнов
 
 
 

Лейтмотивом всего цикла становится образ старинного украинского села с его заснеженными хатами в таинственном мерцании зимней ночи. Листы с изображением глубокого синего неба, усыпанного звездами, искрящегося под луной снега, рождают радостное настроение, проникнутое ожиданием чуда. Цвет в иллюстрациях, исполненных в технике темперы, насыщен и звучен. Преобладающие в зимнем пейзаже сине-голубые тона сменяются охристыми в сценах, где действие происходит в интерьерах хат, освещенных колеблющимся огнем лучин. Красочное многообразие характеризует эпизод встречи запорожцев с царицей, в котором яркие цвета одежды казаков – красный, желтый, синий, зеленый, лиловый – отчетливо выделяются на фоне белых стен с позолоченной лепниной.

В созданных Бубновым образах главных героев отразились черты славных дивчин и парубков из украинского фольклора: в соответствии с песенной традицией красавица Оксана белолица, румяна, черноока; Вакула статен, широкоплеч. В облике других, более приземленных, персонажей повести художник подчеркивает и гиперболизирует смешные и отталкивающие черты. Перед нами предстают: безобразно толстый, с заплывшими глазками Пацюк; худой, как жердь, с торчащей бороденкой и красным длинным носом дьяк; хитро усмехающаяся коварная Солоха.

Иллюстрации А.П. Бубнова к «Ночи перед рождеством» заняли достойное место в ряду произведений отечественного изобразительного искусства, посвященных творчеству Гоголя.