• Главная
  • Архив журнала
  • Оглавление - 3(09)2012
  • Книжная полка
  • Каталог новых поступлений Новосибирского......
  • Каталог новых поступлений Новосибирского государственного художественного музея 2000-2008

    С.П. Голикова

    394
  • Новые поступления, 2000–2008 : Русское искусство : иконопись, литье, живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, современные художественные течения. Зарубежное искусство : иконопись, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, современные художественные течения : каталог / авт. вступ. ст. и отв. ред. С. П. Голикова ; сост.: С. А. Беляева, С. П. Голикова, А. Д. Клушин, Т. Л. Толкачева, О. А. Черепенина, О. Н. Шабалина, Е. В. Шептунова ; фот. И. М. Шадрин. – Новосибирск, 2012. - 190 с. : ил. – Указ. имен художников: с. 183-188. - В надзаг.: Новосибирский государственный художественный музей.

    Каталог новых поступлений Новосибирского государственного художественного музея 2000 – 2008 годов продолжает серию подобных изданий, вышедших в 1977, 1988, 1995, 2001 и 2006 годах. Как и предыдущие публикации, он не только представляет произведения, вошедшие в музейную коллекцию в избранный период, но и позволяет увидеть особенности собирательской работы музея, сложившиеся в обозначенное время, определить наиболее значительные события в этой деятельности.

    Среди таких значимых обстоятельств, выделяющих первое десятилетие XXI века из других этапов в истории формирования фондов Новосибирского художественного музея, могут быть названы следующие.

    В эти годы стало еще более явственным установившееся прежде соотношение произведений классического и современного искусства в общем числе новых поступлений. Преобладающую часть вновь приобретенных экспонатов составляют работы живописцев, графиков, скульпторов, мастеров прикладного искусства середины XX – начала XXI столетия. Тем более ценны для музея немногочисленные произведения русских и зарубежных художников XIX – начала ХХ века: живописные этюды И.К. Айвазовского, А.Д. Кившенко, А.В. Маковского, А.А. Писемского, Г.И. Гуркина, рисунки и акварель И.А. Пелевина, Е.Е. Волкова, Е.М. Бём, А.П. Остроумовой-Лебедевой, гравюры и литографии И.С. Щедровского, В.В. Матэ, А.Х. Вестфален, К.Б. Зимелли, А.Л. Цорна, изделия фарфоровых заводов Ауэрбаха, Гарднера, М.С. Кузнецова, полученные от новосибирских владельцев частных собраний А.Б. Пасмана, Т.О. Руденко, Г.И. Мурыгина, Г.Н. Серебряковой, А.Е. Стребковой и приобретенные в местном антикварном магазине «Сибирская горница».

    Названная тенденция тесно связана с наметившимся еще в предшествующее десятилетие изменением соотношения основных источников комплектования коллекции, среди которых все меньшее место занимают поступления из фондов Министерства культуры Российской Федерации и известных отечественных частных собраний и все большее – приобретения и дары, происходящие от ныне работающих художников и от сибирских коллекционеров. Пополнением музейного собрания, состоявшимся в этот период при содействии Министерства культуры РФ, стала передача из запасников РОСИЗО сравнительно небольшого количества работ российских и прибалтийских живописцев, графиков, скульпторов, мастеров гобелена, керамики и художественного стекла 1960 – 1990-х годов. Обращение же к новосибирским частным коллекциям оказалось особенно важным вкладом в развитие музейного фонда, характеризующим практику комплектования этих лет. Ценность этого вклада определяется, прежде всего, личностями собирателей. В 2005 и 2006 - 2008 годах музей принял дары П.Д. Муратова – одного из самых авторитетных исследователей художественной культуры Сибири ХХ столетия – и Р.А. Немировской, хранящей коллекцию В.И. Немировского - первого директора Дома ученых Сибирского отделения Академии наук. В числе произведений, поступивших из собрания Немировских, могут быть особо отмечены графические листы А.Т. Зверева и Э.И. Неизвестного. Обширная и цельная коллекция искусствоведа П.Д. Муратова, принесенная им в дар музею и содержащая живописные, графические, скульптурные работы Н.Д. Грицюка, Л.Н. Огибенина, О.Л. Гинзбург, Н.П. Хомкова, Н.А. Толпекиной, А.М. Ананьина, И.А. Табакова, В.Е. Семеновой, В.В. Телишева, Е.Ф. Грунской и других авторов, отражает профессиональный взгляд собирателя на художественную жизнь Сибири, проходящую с его непосредственным заинтересованным участием.

    Еще одним существенным событием в формировании регионального раздела собрания, имеющим несомненную научную ценность, послужила передача из фондов Новосибирского государственного краеведческого музея большой группы живописных произведений художников, работавших в Сибири в 1920 – 1950-е годы. Кроме этого, решая задачу выявления и приобретения наследия сибирских авторов первой половины – середины ХХ века, музей принял в свои фонды работы М.А. Кременского, А.Д. Силича, Г.Г. Ликмана, О.А. Шереметинской, хранившиеся в семейных собраниях.

    Заметной особенностью этих лет стала тесная взаимосвязь собирательской деятельности музея с его выставочной практикой. По итогам прошедших персональных и тематических выставок в музейный фонд поступили произведения многих значительных современных художников Сибири и Новосибирска: И.П. Попова, А.Н. Никольского, В.И. Копаева, В.С. Бухарова, М.С. Омбыш-Кузнецова, А.И. Беляева, Т.Н. Грицюк, А.Д. Шурица и других.

    В последнее десятилетие активная выставочная деятельность Новосибирского художественного музея создала условия для систематического комплектования фондов работами российских и зарубежных авторов конца XX – начала XXI столетий. Наиболее значительным выставочным проектом этих лет стала Международная биеннале современной графики, организующаяся в Новосибирске с 1999 года. Ее проведение привело к возникновению нового направления в собирательской работе музея, связанного с формированием коллекции графического искусства 2000-х годов, отражающей характерные стилистические и технологические тенденции в творчестве художников стран Европы, Америки, Азии. В эти же годы в музее фактически сложилась новая фондовая коллекция – «Современные художественные течения», - включившая разнообразные работы, исполненные в экспериментальных техниках, с использованием нетрадиционных материалов.