О романтизме в творчестве А.Г. Варнека
Автопортрет с кистями и палитрой в руке. |
|
А.Г. Варнек | |
Государственная Третьяковская галерея |
В биографической заметке, посвященной А.Г. Варнеку в словаре «Русские художники», говорится: «Был лишь сравнительно недолгий период (с июля 1804 по октябрь 1809 года), который художник провел вдали от Петербурга – в Риме, куда он был направлен в качестве пенсионера Академии художеств. И хотя художественная деятельность Варнека началась еще в 1802 – 1803 годах, подлинный творческий дебют его состоялся в Риме. Именно здесь он создал свое первое программное произведение «Автопортрет с палитрой и кистями в руке (1805 – 1806). Эта картина одновременно явилась и одним из программных произведений нового художественного направления – романтизма, формировавшегося в Европе в первое десятилетие XIX века. Выразителем этого художественного направления в русской живописи наряду с О.А. Кипренским и А.О. Орловским стал Варнек» [4, с. 105].
Приведенную цитату можно понять так, что именно автопортрет с палитрой и кистями стал для Варнека первым в серии работ романтической направленности. Однако это не совсем так. На мой взгляд, первым таким произведением является «Портрет живописца», написанный Александром Варнеком в 1802 году, когда он еще учился в Академии художеств. Именно за эту программную работу молодой еще художник получил Большую золотую медаль и был удостоен пенсионерской поездки в Италию. Она присутствует в списке произведений художника в монографии В.С. Турчина [7, с. 110], где отмечено, что местонахождение ее неизвестно. Полагаю, что исчез данный портрет из поля зрения критиков и искусствоведов вскоре после его создания, так как никаких упоминаний о нем в старых статьях XIX века не было. Если бы это случилось, то такие исследователи, как
Портрет живописца. 1802 | |
А.Г. Варнек | |
Донецкий областной художественный музей |
И вот я сейчас впервые привожу фоторепродукцию «Портрета живописца» в журнальной публикации. Предыстория этой моей находки такова. В августе 2010 года на сайте Донецкого областного художественного музея я обнаружил изображение неизвестной мне ранее работы А.Г. Варнека под названием «Портрет молодого художника» (холст, масло. 64х54,5). К изображению прилагалось небольшое описание истории бытования портрета, начиная с предвоенных лет. Взглянув на него и зная о предположении
Обнаружив портрет, я тут же отправил сообщение о находке в еженедельник «Наука в Сибири» вместе со своей гипотезой, а опубликованную заметку [1] переслал в некоторые художественные музеи, в том числе в Донецкий и в Государственный Русский музей. Специалисты согласились с моей версией, а Наталия Ивановна Уварова (ГРМ) привела дополнительные аргументы к ней и поздравила меня с атрибуцией. А из Донецкого музея мне прислали фоторепродукцию портрета, которую я и привожу в настоящей заметке.
Глядя на портрет, можно сразу же увидеть в нем все признаки романтизма. Не вызывает сомнения, что здесь изображен именно молодой художник, на лице которого отражены и вдохновение, и какая-то тревога, которую подчеркивает пасмурный пейзаж с нечеткой линией горизонта. Отмечу некоторое сходство композиций этого портрета и написанного почти десять лет спустя портрета генерала
Говоря о других ранних работах художника, выполненных до поездки в Италию, выделю среди них «Портрет
Портрет графа И.О. Потоцкого. Музей-замок в Ланцуте. 1810 | |
А.Г. Варнек |
В конце 1809 года Александр Варнек возвратился из Италии в Петербург, и две его очередные работы – портрет молодого офицера и портрет ученого, литератора и путешественника, графа И.О. (Яна) Потоцкого, выполненные в 1810 году, продолжили галерею портретов романтической направленности, создаваемую художником. Замечу, что о романтической стилистике портрета
В 1812 году в этой галерее появился знаменитый «Трубадур». По поводу данного портрета, на котором А.Г. Варнек изобразил своего ученика В.В. Баранова в театральном костюме с гитарой, Турчин написал: «В портрете этого типа личность реальной модели переосмыслена под воздействием разного рода ассоциаций, к которым «взывает» весь образный строй произведения. Чисто романтическая страсть к «преображению» здесь помножена на сложившиеся иконографические приемы старого искусства» [7, с. 46].
Тема романтизма присутствует еще в двух портретах А.Г. Варнека, исполненных в 1812 году (перед войной), давно потерянных и найденных сравнительно недавно искусствоведом
Портрет президента Академии художеств графа |
|
А.Г. Варнек | |
Государственный Русский музей |
Думаю, что в галерею «романтических» портретов Варнека можно включить и хорошо известный парадный посмертный портрет президента Академии художеств, графа
Заканчивает галерею романтических образов, созданных
Таким образом, в нашей галерее портретов
ЛИТЕРАТУРА
1 | Варнек В.А. Нашелся «Портрет живописца»? // Наука в Сибири. 2010. № 34 – 35. |
2 | Гудыменко Ю.Ю. Портреты Александра Строганова и Владимира Апраксина работы А.Г. Варнека. // Сообщения Эрмитажа. Вып. LXII. СПб. : Славия. 2004. |
3 | Кузнецов С. Вольный каменщик Петрополя. // Наше наследие. 2001. № 59 – 60. |
4 | Русские художники: Энциклопедический словарь. – СПб. : Азбука, 2000. |
5 | Селинова Т.А. Неизвестные прижизненные портреты участника Отечественной войны 1812 года А.А. Тучкова. // Памятники культуры: Новые открытия. - М., 1987. |
6 | Турчин В.С. Эпоха романтизма в России. - М.: Искусство, 1981. |
7 | Турчин В.С. Александр Григорьевич Варнек, 1782 - 1843. - М. : Искусство, 1985. |
8 | Целищева Л.Н. Степан Семенович Щукин. 1762 - 1828. - М.: Искусство, 1979. |
9 | Целищева Л.Н. История забытого портрета. // Художник. 1984. № 10. |