Забытый портрет архитектора А.Д. Крячкова

11 апреля 2010
И.Л. Косенкова
Портрет А.Д. Крячкова. 1943
  Портрет А.Д. Крячкова. 1943
  Н.Ф. Смолин
 
 
 

В начале 1990-х годов по просьбе Новосибирской картинной галереи1 и с разрешения Министерства культуры РФ Новосибирский областной краеведческий музей передал на постоянное хранение в галерею сорок живописных произведений, предназначенных к списанию. Эти полотна производили впечатление очень ветхих, были частично увлажнены, местами забрызганы известью, чрезмерно покрыты пылью. Большая их часть была безымянна. В документах не были указаны названия картин и их авторы или же неверно названы и художники, и сами картины.

Специалисты художественного музея – хранители и реставраторы - определили условия и режим хранения, которые со временем позволили признать удовлетворительной сохранность переданных полотен или, выражаясь иначе, сохранить и продлить этим картинам жизнь.

Исследования и самих произведений, и трудно различимых, почти нечитаемых надписей и наклеек на оборотах подрамников и рам, сделанных в прошлые годы прежними хранителями краеведческого музея, дали возможность со временем установить многих авторов и названия картин. А изучение различных справочников и каталогов помогло в уточнении атрибуций.

Прошли годы, и, несмотря на то, что предстоит еще большая исследовательская работа, может быть, не одного поколения сотрудников музея, стало ясно, насколько разумно и профессионально поступили все участники этой, как теперь принято говорить, акции. Коллеги-краеведы, решившись передать свои экспонаты искусствоведам – специалистам в области сохранности и изучения живописи, - спасли, как теперь доказано, уникальную коллекцию. Исследование этой коллекции позволило сделать ряд значительных открытий. Часть спасенных картин уже была показана на выставках художественного музея, а некоторые полотна даже введены в постоянную экспозицию. Многое еще предстоит сделать.

Эта статья посвящена произведению, которое связано с историей Новосибирска и его архитектурой.

Этот портрет в самом первом списке переданных хранителю картин был обозначен так: «Смолин. Творч. портрет архитект. Крячкова»2. Он представляет собой погрудное и развернутое в три четверти влево изображение седого худощавого мужчины в домашней мягкой куртке или халате темно-серого цвета с серо-желтым шалевым воротником и манжетами, в белой рубашке и синем галстуке. Мужчина изображен сидящим за столом перед открытой толстой книгой, но его голова и уверенный резкий жест левой руки обращены к зрителю. На заднем плане слева – окно с тяжелой зелено-синей драпировкой, за ним видны по-осеннему голые стволы и ветви деревьев с редкими листьями. На подоконнике букетик темно-красных цветов в стеклянной вазочке с высокой ножкой, похожей на рюмку. Правее, за спиной мужчины, интерьер представляет стоящие на полках и большой этажерке старинные декоративные вазы. В правом верхнем углу картины есть авторские подпись и дата, выполненные светло-коричневой краской: Н.Смолин Х. 43 г. На обороте светлой, почти белой, краской сделана крупными буквами надпись: Доктор технических наук А.Д. Крячков проф. архитектуры Сибстрина.

В одной из старых, полувековой давности, публикаций автору довелось видеть это произведение Н.Ф.Смолина в черно-белом изображении. Но затем портрет, видимо, «осел» в фондах краеведческого музея и выпал из поля зрения земляков. 3

Сравнение с фотографическими изображениями А.Д. Крячкова говорит о внешнем сходстве с моделью. Композиционное и сюжетное решение портрета отличается от сложившейся в те годы иконографии знаменитых людей, официально признанных советской властью. В годы войны, с ее суровым бытом, с преобладанием в живописи тех лет темы героической, возвышенной или строго и сурово официальной, Смолин словно возвращается к началу века, к ранним двадцатым годам. В его портретах тех лет часто повторяется сюжетный мотив - модель изображена с книгой в руке или с шитьем на фоне зеленых деревьев или интерьера. От тех ранних портретов, написанных плотно и уверенно, исходило обаяние тепла и уюта.

А.Д. Крячкова, заслуженного человека, отмеченного многими званиями, должностями и признанием современников, художник тоже помещает в тишину и уединение, в интимную атмосферу кабинета, в окружение красивых вещей и пейзажа за окном. Возможно, интуиция художника в годы лихолетья обнажала потребность в красивом, душевном и теплом. Возможно, на Смолина оказал влияние М.В. Нестеров, который изображал ученых, хирургов, скульпторов и музыкантов в тиши кабинетов, с инструментом в руках… 4

Первое, несколько неловкое название «Творческий портрет архитектора» выдает желание защититься и отстоять право художника на свое видение модели, право на создание интимного, «домашнего» образа в портрете. Можно с уверенностью утверждать, что Николай Федорович Смолин бывал в кабинете и в квартире Андрея Дмитриевича Крячкова и ему приходилось встречаться с ним в непринужденной домашней обстановке и бывать его собеседником. Они оба бывшие томичи, у них общий круг знакомых.

Н.Ф. Смолин знает Крячкова как человека умного и сильного. Способного и готового отстаивать свое мнение, умеющего доказывать свою правоту и убеждать собеседника. Это видно по открытому и твердому взгляду, чуть приподнятому подбородку волевого и уверенного в своей правоте человека. Выразительный жест, чуть растрепанные волосы при строгом галстуке и аккуратном воротничке белой сорочки придают образу этого интеллигентного человека характер живой и объемный.

Отказавшись от подробного стилистического анализа, отметим следующее. Вновь обретенный портрет А.Д. Крячкова был создан выдающимся сибирским художником Смолиным в трагическом сорок третьем году. Он открыл новые стороны творчества мастера в этот период. Отметим желание художника освободиться от рутины заказных портретов 5. Сменить палитру и преодолеть уныние и унылость серых и голодных военных будней. Обрести надежду. В нашем портрете эти черты заданы и необычным для Смолина 1940-х годов композиционным построением, и названными выше атрибутами, введенными в сюжетную структуру картины и расширившими ее цветовой диапазон. Однако теплую и жизнеутверждающую ноту, хорошо прочувствованную в ранних произведениях, сменило иное настроение. Холодноватая сдержанность модели выражена общим цветовым тоном колорита, разлитым в его атмосфере. И это тот случай, когда объективная реальность помимо воли художника вплетается в художественный образ.

В собрании Новосибирского музея в числе достаточно большой коллекции произведений Николая Федоровича Смолина, состоящей из его разнообразных по манере портретов6, пейзажей, автопортретов, ранних штудий обнаженной натуры, портрет А.Д. Крячкова занял достойное место.

Примечания


1 Ныне Новосибирский государственный художественный музей (НГХМ).
2 Смолин, Николай Федорович (1888 – 1962). Портрет архитектора А.Д. Крячкова. 1943. Холст, масло. 59х70. Ж-1707 НГХМ.
3 Смолин, Николай Федорович. Родился в 1888 на одном из приисков Пермской губернии. Умер в 1962 в Новосибирске. Живописец, график. Работал в жанрах портрета, пейзажа, тематической картины. С 1900 жил в Томске. Учился в студии Капустиной (Капустиной-Поповой) Августы Степановны (1863-1941), ученицы П.П.Чистякова. Окончил Казанскую художественную школу (1906-1911), ученик Н.И. Фешина. В 1911-1935 жил и работал в Томске. Участник выставок с 1910. Член Томского общества любителей художеств, член его правления и участник выставок Общества и других томских выставок. Член и председатель Томского филиала АХРР (Ассоциации художников революционной России) (1925-1931). Член Союза советских художников с 1933. С 1935 жил в Новосибирске.
Крячков, Андрей Дмитриевич. Родился в 1876 в деревне Вахарево Ростовского уезда Ярославской губернии. Умер в Сочи в 1950. Архитектор, инженер-строитель. Профессор, доктор технических наук. Лауреат международных премий. Учился в С.-Петербурге в Институте гражданских инженеров (1897-1902). С 1902 по 1930 жил в Томске. Работал как строитель. Архитектор и преподаватель архитектурного проектирования и рисования в высших учебных заведениях Томска. Член-учредитель Томского общества любителей художеств, член его правления и участник выставок Общества. С 1930 жил и работал в Новосибирске. По его проектам и при его участии в течение тридцати лет, начиная с 1910-х, созданы основные градообразующие сооружения Новониколаевска-Новосибирска.
4 Смолин, Николай Федорович (1888 – 1962). Портрет архитектора А.Д. Крячкова. 1943. Холст, масло. 59х70. Ж-1707 НГХМ.
5 Можно вспомнить картины Н.Ф. Смолина из собрания Новосибирского художественного музея: Ж-246. Портрет поэта Смердова. Холст, масло.69,5х49 и Ж-603. Портрет Елизаветы Стюарт. Холст, масло. 60х50.
6 В НГХМ много лет хранится портрет томского архитектора Петра Федоровича Федоровского (Ж-244. Смолин Н.Ф. Портрет архитектора Федоровского. 1915. Холст, масло. 69,8х49,6), сыгравшего решающую роль в становлении биографии А.Д.Крячкова- архитектора... Федоровский, Петр Федорович (1864-?) – архитектор. Учился в Академии художеств (1885-?).Жил и работал в Томске в 1895-1905 и в 1910-х годах; с 1913 работал в должности городского архитектора. С 1913 член Томского общества любителей художеств, член его правления и участник выставок Общества и других томских выставок.