Загадка портрета А.Н. Оленина
Портрет А.Н. Оленина. 1822 | |
Г.Ф. Гиппиус |
9 декабря 2013 года исполняется 250 лет со дня рождения видного государственного деятеля, президента Академии художеств (АХ) Алексея Николаевича Оленина (1753 – 1843). Под его началом с 1817 по 1843 год преподавателем портретной живописи в Академии работал мой предок Александр Григорьевич Варнек, исполнивший известный живописный поколенный портрет президента АХ. В последнее десятилетие в литературе сложились различные суждения о времени создания этого произведения. Если в публикациях прошлых лет он датировался «до 1820 года» [1, 2], «около 1820 года» [3], «не позднее 1820 года» [4], то в публикациях последнего времени дату написания портрета стали указывать так: «не ранее 1824 года» [5–8]. Разбираясь с этим вопросом, автор настоящей заметки пришел к выводу, что причина различий дат связана с орденами.
Известно, что А.Н. Оленин имел следующие награды: орден св. Анны II степени (1797), орден св. Иоанна Иерусалимского (1800), орден св. Анны I степени (1807), алмазные знаки к ордену св. Анны (1811), орден св. Владимира II степени (1812), орден св. Александра Невского (1824), алмазные знаки к ордену св. Александра Невского (1834), орден св. Владимира I степени (1841).
В более ранних публикациях [1–3] ордена в описаниях портрета не упоминаются вовсе. Правда, в примечании к аннотации в монографии В.С. Турчина отмечается: «Л.В. Тимофеев считает, что портрет надо датировать промежутком времени от 1824 года, когда Оленину была пожалована звезда Александра Невского, до награждения его знаком отличия беспорочной службы, учрежденным в августе 1827 года» [3]. Однако В.С. Турчин, считая, что портрет написан около 1820 года, никак не комментирует приведенное мнение Л.В. Тимофеева о другой его датировке. В свою очередь в каталоге выставки Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств, где портрет находится и датируется «не позднее 1820 года», без всяких комментариев говорится: «изображен с орденами св. Владимира и св. Александра Невского» [4]. В последующих публикациях [5–8], в которых портрет относится ко времени не ранее 1824 года, он просто воспроизводится без перечисления наград.
Обратим внимание еще на одну деталь. А.Н. Оленин запечатлен на обсуждаемом портрете с двумя орденами на левой стороне мундира. Согласно каталогу Музея АХ, это орден св. Владимира II степени (звезда его находится пониже) и орден св. Александра Невского [4]. Сличение данных орденов со списком наград А.Н. Оленина показывает, что двух орденов, полученных ранее, на мундире президента нет, и этот факт мы пока просто фиксируем.
Портрет А.Н. Оленина. Иллюстрация из Полного собрания сочинений |
|
А.Г. Варнек |
Наличие на мундире А.Н. Оленина ордена св. Александра Невского дает основание считать, что портрет написан действительно не ранее 1824 года, как полагает Л.В. Тимофеев и как датируют его многие авторы [5–8]. Однако в пользу первой из названных дат имеется также серьезный аргумент. Портрет этот входил в число пяти работ Александра Варнека, представленных им на академической выставке 1820 года, и обсуждался критиками в прессе тех лет [3, 4, 9, 10]. В одной из статей говорилось, в частности, что президента Академии Оленина можно узнать даже по рукам, закрыв сам портрет [3, 9]. «Такое сходство, такая верность!» – говорит автор статьи устами одного из зрителей. Этот отзыв свидетельствует, кстати, о том, что на выставке экспонировался именно поколенный портрет А.Н. Оленина.
Согласовать разные точки зрения о датировке произведения можно, предположив, что на портрете, выполненном в 1820 году, ордена были позже переписаны. Сделал это, скорее всего, сам А.Г. Варнек в 1824 году, когда на квартире Олениных писал портрет Елизаветы Марковны Олениной, супруги Алексея Николаевича [11, 12]. Поскольку статья В.И. Григоровича, рассказывающая об этом портрете, появилась в начале 1825 года [11, 12], указанную дату исправления портрета А.Н. Оленина, приобретшего статус парного [3], можно считать достаточно точной.
Сравнительно недавно я нашел доказательство тому, что ордена на поколенном портрете А.Н. Оленина были действительно переписаны. Им является репродукция на сайте «Русская портретная галерея» [13] поясного графического изображения А.Н. Оленина работы А.Г. Варнека с другим набором орденов. На этой иллюстрации, позаимствованной из Полного собрания сочинений А.С. Пушкина, также изображены две награды, но одна из них находится на левой, а вторая – на правой половине мундира. Учитывая правила ношения орденов и список наград А.Н. Оленина, можно прийти к однозначному выводу, что здесь слева находится лишь орден св. Владимира II степени, а справа – орден св. Анны I степени, который отсутствует на поколенном портрете. Этот орден, кстати, намного более отчетливо виден на литографическом портрете А.Н. Оленина работы Г.Ф. Гиппиуса 1822 года [14].
Очевидно, что графический портрет А.Н. Оленина, воспроизведенный в Полном собрании сочинений А.С. Пушкина, был выполнен еще до его награждения орденом св. Александра Невского и до написания поколенного портрета (в самом конце 1819 или в самом начале 1820 года). Сопоставление графического и живописного изображений показывает практически полное сходство облика портретируемого на них и выявляет лишь различие в числе пуговиц на мундире (на поколенном изображении их на две больше).
Портрет А.Н. Оленина. Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств | |
А.Г. Варнек |
В списках произведений А.Г. Варнека как у М.М. Раковой, так и у В.С. Турчина наряду с поколенным портретом А.Н. Оленина указан еще один небольшой его графический портрет (19,4х17,2 см) из собрания музея А.С. Пушкина (г. Пушкин), который, как считает Турчин, послужил эскизом для большого поколенного портрета [1, 3]. Можно думать, что именно с него и была выполнена иллюстрация для Полного собрания сочинений А.С. Пушкина, на которой изображен орден св. Анны I степени, но еще нет ордена св. Александра Невского. Существование такого портрета подтверждает версию о том, что вначале на поколенном портрете были другие ордена и именно с ними он фигурировал на академической выставке 1820 года. В 1824 году набор орденов на портрете был заменен. Временем написания портрета следует считать, таким образом, 1820 год, но с примечанием, что ордена в 1824 году были переписаны. Для ясности замечу, что 1820 год можно считать вполне надежной датой исполнения портрета и нет смысла писать, например, «около 1820 года», поскольку в Собственном списке работ художника (отчете за 1819 год) портрет А.Н. Оленина отсутствует [3].
ЛИТЕРАТУРА
1 | Ракова М. М. Список работ А.Г. Варнека // Очерки по истории русского портрета первой половины XIX века. - М. : Искусство, 1966. |
2 | Каталог выставки «225 лет Академии художеств СССР». - М. : Изобразительное искусство, 1985. С. 110. |
3 | Турчин В.С. Александр Григорьевич Варнек. 1782-1843. - М. : Искусство, 1985. С. 133. |
4 | Каталог выставки НИМ РАХ и галереи искусств Зураба Церетели «Немцы и академия художеств». - М., 2003. |
5 | Майорова Н., Скоков Г. История русской живописи. - М. : Белый город, 2006. С. 105. |
6 | Файбисович В. Ясная польза Отечеству, увы, недооцененная современниками и потомками, отличала деяния Алексея Николаевича Оленина // Покровитель искусств и наук Меценат. 2006. № 4. С. 36–38. |
7 | Русские живописцы XVIII–XIX века: биографический словарь. - СПб. : Азбука, 2008. С. 125. |
8 | Бедретдинова Л.М. Александровский ампир. - М. : Белый город, 2008. С.23. |
9 | Изящные искусства. Академия художеств // Сын отечества. 1820. № 39. С. 268-270. |
10 | Бестужев А. Письмо к издателю // Сын отечества. 1820. Ч. 66, № 1. С. 166–167. |
11 | Тимофеев Л.В. История одного портрета // Невское время. 2000. № 5, 13 января. |
12 | Чурилова Е.Б. Возвращение портрета // Петербургские чтения 98 – 99. Материалы Энциклопедической библиотеки «Санкт-Петербург – 2003». - СПб. : Издательство «Петербургский институт печати». С. 274–278. |
13 | Русская портретная галерея. Энциклопедия |
14 | Г. Миролюбова. Русская литография. - М. : Центрполиграф, 2006. |