Картина А.Г Варнека «Милостыня»: история бытования

06 декабря 2013
В.А. Варнек
Милостыня. 1806
  Милостыня. 1806
  А.Г. Варнек
 
 
 

Речь в настоящей статье пойдет об истории бытования картины «Милостыня», написанной художником А.Г. Варнеком в 1806 году в Риме и поступившей в Новосибирскую картинную галерею (ныне – Новосибирский государственный художественный музей) из Павловского дворца-музея в 1958 году [1, 2].

О бытовании этого произведения известны лишь три скупых упоминания в первоисточниках XIX века да некоторые комментарии к содержащимся в них сведениям, приведенные в монографии В.С. Турчина [1]. Поэтому при объединении этих упоминаний в одну «историю» автору статьи пришлось сделать некоторые предположения.

Первое свидетельство о картине, сделанное на основании отчета Александра Варнека об его пенсионерской командировке в Италию с 1804 по 1809 год, содержится в определении Совета Академии художеств. Из определения Совета следует, что картина первоначально имела название «Аллегория добродетели», но в дальнейшем это наименование кем-то и когда-то было изменено. При этом загадка первоначального названия так и осталась неразгаданной [1, 3].

Второе упоминание о картине встречается в статье критика П.П. Каменского «Мастерские художников», опубликованной в 1839 году, а не в 1833, как приведено у Турчина [1, 4]. Посетив мастерскую А.Г. Варнека, критик подготовил со слов художника список его произведений, который и опубликовал в своей статье. Замечу, что для меня этот список, в котором приведено 89 работ, до сих пор остается загадкой. С одной стороны, он является весьма ценным документом для изучения творчества художника, поскольку только в нем одном упоминаются 62 произведения А.Г. Варнека, которые не указываются в списках современных историков искусства. В то же время в нем почему-то отсутствуют многие известные работы живописца, выполненные явно до его беседы с П.П. Каменским. Из-за этого возникает предположение, что А.Г. Варнек перечислил критику лишь те свои произведения, о которых он вспомнил во время состоявшегося разговора. «Милостыню» художник, к счастью, вспомнил, но тогда она еще не имела нынешнего названия: в списке Каменского она названа картиной в «трех фигурах (по колено) – женщина, подающая нищему хлеб» [4, с. 14].

Художник также сообщил Каменскому имя владельца картины. Им был коммерции советник Николай Иванович Кусов (1780 – 1856), петербургский городской голова в период с 1824 по 1833 годы, видный представитель петербургского купечества того времени. Поскольку сведения о Н.И. Кусова о предпринимательской деятельности Н.И. Кусова для этой статьи не важны, замечу лишь, что его имя фигурирует в некоторых первоисточниках, в частности, в 25-томном биографическом словаре А.А. Половцова. Однако он не был известен как собиратель живописи, поэтому не он, скорее всего, приобрел картину А.Г. Варнека для своего домашнего музея.

Предполагаю, что сделал это отец Николая Ивановича, коммерции советник и известный петербургский коллекционер Иван Васильевич Кусов (1750 – 1819), сын основателя торгового дома Кусовых – Василия Григорьевича Кусова (1729 – 1788) [5]. Детали биографии коллекционера Кусова просто поразительны: он был, в частности, четыре раза женат, был отцом двадцати четырех детей и имел огромный дом на Английской набережной, № 68. В посвященной ему биографической заметке упоминается и его сын Николай как самый успешный наследник своего родителя [5].

С семейством Кусовых были близко знакомы художники Кипренский, написавший портреты главы семейства, его сына и дочери [6] и Варнек, исполнивший портреты двух дочерей Ивана Васильевича и жены Николая Ивановича – Елизаветы Николаевны [1]. Это и дает основание предположить, что именно Иван Васильевич Кусов приобрел у Александра Варнека его «итальянскую» картину в 1810-е годы, когда художник вернулся из Италии в Петербург. Согласно версии автора статьи, к Николаю Кусову картина перешла от его отца, скорее всего, по наследству в 1819 году. Она находилась в его собрании, как отмечалось выше, в 1839 году, и вряд ли он мог продать этот символ памяти об отце при своей жизни. Поэтому можно думать, что у очередного владельца картина могла оказаться лишь после 1856 года, когда Николая Ивановича не стало.

Портрет В.А. Кокорева. 1860-е
  Портрет В.А. Кокорева. 1860-е
  В.Ф. Тимм
 
 
 

Следующим владельцем картины «в трех фигурах» стал Василий Александрович Кокорев (1817 – 1889) – московский купец-предприниматель, публицист и меценат, известный коллекционер живописи, скульптуры и графики [5]. Русский Рокфеллер – так назвала его в своей статье Наталья Семенова, увлекательно рассказав в ней о предпринимательской и меценатской деятельности Кокорева [7]. Одним из примеров этой деятельности явилось создание им в Москве прекрасной публичной галереи картин и прикладного искусства, которая включала свыше 500 полотен, в основном, русской школы. Галерея находилась в Петроверигском переулке с 1862 по 1870-е годы, и о том, что она собой представляла, сообщал в своей статье художественный критик Константин Варнек, сын художника Варнека, сотрудничавший с Кокоревым. Он писал: «Всякий, кто имел случай видеть московскую галерею Кокорева, согласится с нами, что она составляет очень важное явление в нашей художественной среде. Все восемь ее залов вместе с лекционным залом и трактиром, убраны богато и со вкусом. Мягкие диваны, красивая резная мебель в русском стиле, прекрасный паркет, столы с затейливой инкрустацией, бюсты мраморные и алебастровые, дорогие вазы, достаточный свет сверху» [8, с. 115]. К сожалению, ряд финансовых неудач заставили Кокорева распродать картинную галерею в 1870 году в розницу. Среди покупателей картин были П.М. Третьяков, Д.П. Боткин и члены императорской фамилии [5].

Третье упоминание о картине А.Г. Варнека с первоначальным названием «Аллегория добродетели» содержится в Указателе «Кокоревской» галереи, изданном в 1863 году, где она имеет уже современное название «Милостыня». В кратком описании картины говорится: «Молодая женщина в белом покрывале подает милостыню старику. На втором плане видна профиль самого художника» [9, с. 12]. В.С. Турчин комментирует это описание так: «Художник, если это действительно автопортрет, представлен в летах, что не соответствует возрасту А.Г. Варнека, когда он создал это произведение. Можно предположить, что перед нами «воображаемый портрет» [1, с. 96]. Как следует из приведенной цитаты, вопрос о том, кого художник изобразил на втором плане и почему он назвал картину аллегорией, остается открытым и на сегодняшний день.

О дальнейшей (после 1870 года) истории бытования «Милостыни» я ничего не знал, и лишь недавно мне посчастливилось встретить один документ, благодаря которому удалось восстановить эту историю практически полностью до поступления картины в Новосибирский художественный музей. Этим документом является Каталог картин, принадлежавших цесаревичу Александру Александровичу. В нем приведены сведения о 497 произведениях, входящих в состав собрания «знаменитого коллекционера», ставшего в 1881 году российским императором Александром III (1845 – 1894) [10].

Большинство картин в Каталоге принадлежат кисти знаменитых русских художников Брюллова, Айвазовского, Федотова, Боголюбова и многих других. В нем приведены названия произведений, даты их приобретения и стоимость, имена предыдущих владельцев, а также конкретные места экспонирования в Александровском и Аничковом дворцах. Помимо этого сообщается, куда картина была передана при расформировании коллекции и год, когда это произошло.

В отдельном разделе Каталога указаны сведения о картинах с номерами от 103 до 247, которые цесаревич приобрел в 1870 году у В.А. Кокорева при распродаже его галереи. Всего было куплено 145 картин, за которые их предыдущему владельцу было заплачено 40 тысяч рублей. Эта часть Каталога представила для меня наибольший интерес, так как именно в ней под номером 130 фигурирует и наша «Милостыня», приобретенная цесаревичем за 70 рублей. Местом ее размещения был один из залов Александровского дворца, находящегося в Царском Селе.

До конца жизни Александра III все картины за некоторым исключением находились в составе его коллекции, и лишь в 1897 году (через двадцать семь лет после их приобретения и через три года после смерти императора) ее стали расформировывать и передавать произведения в музеи и другие места их хранения. Продолжалось это в течение 60 лет.

Так, значительная часть «кокоревских» картин (92 из исходных 145) была переведена в 1897 - 1898 годах из двух названных дворцов в Русский музей Александра III, ставший в 1917 году Государственным Русским музеем (ГРМ). С 1901 по 1920 годы в ГРМ и Екатерининский дворец-музей было передано всего лишь четыре картины, а с 1921 по 1930 годы - вообще ни одной. После этого в 1931 году еще восемь полотен передали в ГРМ и Ленинградское отделение Всероссийского акционерного общества «Отель», и снова наступила пауза до начала 1950-х, когда передали четыре картины. Наконец в 1956 году практически все оставшиеся картины, за исключением одной, поступили в Павловский дворец-музей.

Удивительно, что этой, самой последней, картиной, находившейся в Александровском дворце до 1958 года, была «Милостыня». В Каталоге Александра III имеется отметка, что именно в этом году она была передана в Новосибирскую картинную галерею. Судя по всему, ее все-таки перевели вначале в Павловский дворец-музей, но ненадолго.

Как мне представляется, посетителям Новосибирского художественного музея, подошедшим к картине «Милостыня», интересно будет узнать, что полотно это в XIX веке находилось в личной коллекции Его Императорского Величества Александра III.

ЛИТЕРАТУРА


1 Турчин В.С. Александр Григорьевич Варнек. 1782 – 1843. - М. : Искусство, 1985.
2 Малашина И. Г. Каталог Новосибирской областной картинной галереи. - Л. : Художник РСФСР, 1965.
3 ЦГИА, ф. 789, оп. 19, д. 1603, л. 83 об.
4 Каменский П.П. Мастерские русских художников // Отечественные записки. 1839. Т. 2. Отд. IV.
5 Банников А.П., Сапожников С.П. Собиратели и хранители прекрасного. - М. : Центрполиграф, 2007.
6 Русский музей: Живопись первой половины XIX века (К – Я) // Альманах. Вып.193. - СПб. : Palace Editions, 2007.
7 Семенова Н. Русский Рокфеллер // Артхроника, 2010, №10.
8 Варнек К.А. Письма из Москвы // Русский художественный листок. 1862, № 29.
9 Андреев А.Н. Указатель картин и художественных произведений галереи В.А. Кокорева. - М., 1863.
10 Гафифуллин Р.Р. Каталог картин, принадлежащих Его Императорскому Высочеству Государю Наследнику Цесаревичу // Великий князь Александр Александрович: Сборник документов. — - М. : Рос. фонд культуры: Студия «ТРИТЭ»: Рос. Архив: Рос. гос. ист. архив, 2002.
11 Предисловие к Каталогу с сайта ФЭБ: Гафифуллин. Предисловие: Каталог картин, принадлежащих Его Императорскому...
12 Каталог: с сайта ФЭБ: Каталог картин, [принадлежащих Его Императорскому Высочеству Государю...
13 Примечания к Каталогу с сайта ФЭБ: Гафифуллин. Примечания и список сокращений: Каталог картин, принадлежащих...