Классика в эпоху авангарда

06 декабря 2013
А.Д. Клушин
Автопортрет. 1919
  Автопортрет. 1919
  А.В. Шевченко
 
 
 

2013 год – год 130-летия со дня рождения Александра Васильевича Шевченко (1883 – 1948). Этой дате посвящена выставка произведений замечательного художника из собрания Новосибирского государственного художественного музея.

Характерная фигура среди русских художников первой половины XX века, Шевченко был последовательным сторонником новаторства и эксперимента в искусстве. Это качество сочеталось в нем с глубоким уважением к традициям, о чем свидетельствует все его творчество.

Родившись в Харькове в разночинной семье (отец – приказчик, мать – из обедневших дворян), будущий художник не сразу пришел в мир искусства. Сначала было реальное училище, потом Строгановское училище, затем в 1907 году, после творческой поездки в Париж, – живописное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества, куда его приняли сразу в последний, натурный, класс. Среди немногих преподавателей, оказавших влияние на формирование его творческого потенциала, основное место занимает К.А. Коровин. Знакомство и дружба с Михаилом Ларионовым привели Шевченко в ряды авангардистов, ниспровергателей старого искусства. Он входил в такие художественные группировки как «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Мишень». В это время он написал несколько теоретических работ, в том числе «Неопримитивизм. Его теория. Его возможности. Его достижения» и «Принципы кубизма и других течений в живописи всех времен и народов».

В ученический период сильно было влияние символизма, в духе которого исполнены некоторые его ранние произведения. Господствующим стилем для Шевченко в 1910-е годы был неопримитивизм. Художник использовал художественные приемы лубка, вывески, провинциальной фотографии. Лучизм (одно из абстрактных направлений), изобретенный Ларионовым, и футуризм были всего лишь яркими эпизодами в его творчестве. В 1920-е годы он испытывает увлечение принципами Сезанна, что способствовало в дальнейшем созданию монументального станкового стиля. В творчестве Шевченко слились воедино ранние наивно-примитивистские тенденции, сочетающиеся с заимствованиями у Пиросмани, и поиски классически ясного построения. Речь в данном случае идет о так называемой «восточной серии» 1930-х годов. Завершается творчество А.В. Шевченко в русле требований времени. Конец 1930-х и 1940-е годы для него – это приближение к натуре, овладение сложной световоздушной средой, несомненная поэтизация прозы жизни.

Лучистая композиция. Утки. 1914
  Лучистая композиция. Утки. 1914
  А.В. Шевченко
 
 
 

Новосибирский государственный художественный музей обладает значительной коллекцией произведений А.В. Шевченко. Все они, кроме картины «Женщины на берегу моря», поступившей в 1970 году из коллекции Л.М. Розенфельда (Ленинград), были приобретены у дочери художника Татьяны Александровны Шевченко в 1980 – 1981 годах после проведения его выставки в стенах музея. В нынешней юбилейной экспозиции представлено 30 работ художника, которые дают возможность судить о разных сторонах его дарования и о разных этапах его творческой эволюции.

Ранний период представлен эскизами костюмов к опере Н.А. Римского-Корсакова «Млада» (1910), в которых художник показывает себя умелым мастером в театрально-декорационном искусстве. В дальнейшем Шевченко не обращался к работе в театре. Акварель «Отдых денщика» (1914) исполнена в духе неопримитивизма, который был популярен в начале 1910-х годов в среде художников «Бубнового валета» и других объединений. Картина «Лучистая композиция. Утки» (1914) является характерным примером авангардизма в живописи того времени.

Конец 1910-х – начало 1920-х годов показан на выставке в основном графическими листами. Помимо работы над карандашными рисунками, художник много экспериментирует в техниках литографии и линогравюры. Привлекает внимание «Автопортрет» (1919), острый, энергичный по исполнению. В живописи в это время А.В. Шевченко обращается к натурализму. Примером подобного рода является «Портрет жены в серой шляпке» (1920) с его тонко разработанной цветовой гаммой и точной выразительной характеристикой модели.

Женщина в белой шали. 1931
  Женщина в белой шали. 1931
  А.В. Шевченко
 
 
 

С середины 1920-х годов, когда художник совершает несколько творческих командировок на Кавказ (Аджария и Азербайджан) и в Крым, появляются работы, которые создают ему славу оригинального и самобытного мастера. К этому циклу относится большинство графических и живописных произведений на выставке. Среди них выделяются прекрасная монотипия «Женщина в белой шали» (1931) и гуашь «Сбор урожая в Аджарии» (1933), дающие наиболее полное представление о новых идеалах художника. Органично с новым стилем сочетаются реминисценции из Сезанна: «Зеленый пейзаж» и «Пейзаж с сухим деревом» (1929).

Несколько живописных произведений конца 1920-х – начала 1930-х годов из коллекции музея являются его гордостью. Особо стоит отметить спокойную и величественную композицию «Женщины на берегу моря» (1933), в которой художник любуется миром простых человеческих ценностей, находя в нем высокую красоту и достоинство. В картине «Паровоз. Этюд» (1930) А.В. Шевченко, сопоставляя старое и новое, создает пластически гармоничную композицию, в которой ни одна из составляющих (дремотный мир кавказского селения и врывающийся в него паровоз) не становится доминантой.

«Натюрморт с батоном и фруктами» (1947 – 1948) – одна из последних работ художника. Полотно принадлежит к тому периоду творчества Шевченко, когда он обращается к поэтически понятому натурализму. Мир города, его дворов и окраин, мир обыкновенных людей становится для него источником вдохновения. В этом простом, постановочном по характеру натюрморте в полной мере проявляется талант живописца, любящего и понимающего цвет, форму, характер вещественного мира. Не претендующая на глобальные открытия картина является достойным завершением творческого пути художника.

Художественное наследие А.В. Шевченко вошло в золотой фонд отечественного искусства и неразрывно связано с его поступательным ходом. Оно привлекло широкого зрителя начиная с 1970-х годов и до сих пор находится центре внимания исследователей и любителей искусства. Благодаря уникальности художественного стиля, в котором удачно сочетаются интерес к монументальным формам и их лирико-романтическая интерпретация, а также созданному им неоднозначному миру, где за видимым спокойствием и уравновешенностью часто скрыто напряжение, мощная энергия жизни, Александр Васильевич Шевченко остается Мастером, дающим нам духовную пищу для созерцания и размышлений.