• Главная
  • О музее
  • История музея
  • История музея

    10 июня 2015 3125
  • НГХМ

    В центре Новосибирска, в начале Красного проспекта, располагается одна из самых запоминающихся построек города – здание Сибревкома, возведённое, как и Стоквартирный дом, расположенный на противоположной стороне, известным сибирским архитектором А.Д. Крячковым в 1926 г. Решённое в строгом стиле «Ар-деко» с элементами египетского декора, это сооружение с 1982 г. является местом пребывания Новосибирского государственного художественного музея. Выставка, открытая в мае к международному дню музеев в новом здании, впервые познакомила новосибирцев со скульптурой из его фондов. Она стала настоящим событием для города, показав, что, собрание музея богато, разнообразно и, действительно, достойно этого нового обширного помещения.

    Как и Новосибирск, возникший в 1893 г. на месте пересечения строящейся железной дороги с Обью, его художественный музей чрезвычайно молод. Он открылся для публики 28 декабря 1958 г., хотя попытки создания художественных коллекций в городе наблюдались и ранее этой даты. Его образование можно связать с эпохой так называемой «оттепели» конца 1950-х – начала 1960-х годов.

    Это было время, благоприятное для развития города. Ставший за годы Великой Отечественной войны крупным промышленным центром страны, Новосибирск рос и интеллектуально. На берегу водохранилища, недалеко от строящейся гидроэлектростанции, к югу от города, начал возводиться ныне легендарный Академгородок. В Новосибирск приехала могучая когорта прославленных учёных. Были открыты университет и консерватория, а к существующим театрам добавился театр оперетты. Журнал «Сибирские огни» переживал тогда один из самых плодотворных периодов своей истории. Культурная жизнь города обогатилась за счёт прибытия молодых выпускников художественных ВУЗов Москвы и Ленинграда. В 1962 году он стал городом с миллионным населением. Среди этих эпохальных событий в его истории важное место должно быть отведено открытию Новосибирской областной картинной галереи (так назывался музей до 2004 г.)

    Сибревком

    История нашего художественного собрания охватывает несколько предшествующих его возникновению десятилетий. Ещё в 1920-е годы молодой город пытался обзавестись музеем. Для этой цели в 1927 году с Первой Всесибирской художественной выставки, проходившей в Новосибирске, «было закуплено 45 произведений 26 авторов» для реализации решения сибирских художников по созданию в административном центре Сибири постоянной картинной галереи . В будущую картинную галерею эти работы попадут только в 1962 году из краеведческого музея, куда поступили в связи с неудачей в деле организации художественного собрания. Среди них находились картины, которыми Новосибирский художественный музей до сих пор по праву гордится. Это работы Н.А.Андреева «Чалдон», А.В.Вощакина «Шаманство над больным ребёнком», Н.И.Чевалкова «Ожидание переправы на Телецком озере», В.И.Уфимцева «Базар в Ташкенте». К этой же группе работ, по видимому, принадлежит и «Портрет Итыгина» А.О.Никулина, поступивший из краеведческого музея со второй партией картин в 1992 году.

    Окончательное решение о создании в Новосибирске картинной галереи было принято во второй половине 1950-х годов. В 1955 году обращение художников города в местные партийные органы с письмом о создании в областном центре художественного музея получило дальнейший ход. Этот вопрос стал решаться уже на правительственном уровне в Москве, и 7 января 1957 года Совет Министров РСФСР издал распоряжение об учреждении в Новосибирске картинной галереи. С 16 января этого же года по приказу Министерства культуры РСФСР начинается формирование фондов будущего музея, а 28 декабря 1958 года в пяти залах первого этажа жилого дома по ул. Свердлова, 37 открывается первая экспозиция дореволюционного и советского искусства. Её общая площадь на тот момент составляла 260 кв.м., а в фондах находилось 318 единиц хранения.

    НГХМ

    В формировании коллекции молодого музея приняли участие многие центральные собрания Москвы и Ленинграда. Среди них надо назвать, в первую очередь Государственный Русский музей, Государственную Третьяковскую галерею, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Государственный Эрмитаж, Государственный Исторический музей, Государственный музей революции СССР. В этом процессе принял участие и Павловский дворец- музей, который так же, как и Третьяковская галерея, находился в эвакуации в Новосибирске. Из Центральных государственных художественно-реставрационных мастерских в Москве в галерею поступили иконы XVI-XVII веков. Активно закупали произведения для будущей галереи Министерство культуры СССР и Министерство культуры РСФСР. Часто это происходило по предварительным заказам самой галереи. Немногочисленный штат её сотрудников активно занимался в Москве и Ленинграде поисками экспонатов для будущего музея. Кроме того, на просьбу молодого музея откликнулись коллеги из Горького (Нижний Новгород), Иркутска, Перми, Свердловска (Екатеринбург), Омска. Свой существенный вклад внесли и некоторые коллекционеры, в частности, ленинградский искусствовед П.Е.Корнилов, подаривший галерее свыше тридцати листов графики русских мастеров, в том числе ксилографии П.А.Шиллинговского из альбома «Петербург. Руины и Возрождение». В результате было создано небольшое, но весьма представительное, собрание зарубежного и отечественного искусства с рядом весьма качественных вещей, в котором можно было найти как иконы XVI века, так и произведения классиков русского и советскогоискусства.

    НКГ

    Первых посетителей Новосибирская картинная галерея встретила целым рядом прекрасных полотен. В их числе были редкая академическая композиция В.Я.Родчева «Аполлон, повелевающий сатирам привязать Марсия к дереву» (1788), «Портрет неизвестного» (1852) В.А.Тропинина, картина И.М.Прянишникова «Погорелые» (1871), ранее считавшаяся утерянной и когда-то экспонировавшаяся на первой выставке передвижников, «Портрет графа Д.М.Сольского» И.Е.Репина (один из многочисленных этюдов к его монументальному полотну «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» из Государственного Русского музея). Важное место в экспозиции музея до сих пор отводится полотну А.Я.Головина «Цыганка» (1911). Из более поздних работ можно выделить «Портрет маршала бронетанковых войск П.С.Рыбалко» (1947) кисти П.Д.Корина и один из самых удачных натюрмортов В.Ф.Стожарова (1957). Позже к этим вещам добавились высокого качества полотно С.Ю.Жуковского «Осень» (1918), уникальный для творчества И.И.Машкова «Натюрморт с самоваром» (1920-1921) и репрезентативный «Портрет А.О.Степановой», созданный П.П.Кончаловским в 1933 году. Неоценимым вкладом в молодое художественное собрание стало появление в 1960 году шестидесяти картин Н.К.Рериха, полученных из Государственной Третьяковской галереи, куда они поступили из собрания Ю.Н.Рериха, подарившего большую часть привезённых с собою работ отца государству. С тех пор они находятся в постоянной экспозиции музея. К этому дару в 1975 году добавились пять картин С.Н.Рериха, поступивших из Государственного Эрмитажа. Они составили, таким образом, вместе с работами его отца единую коллекцию. Изучение наследия семьи Рерихов вылилось в проведение нескольких конференций, материалы которых были опубликованы в 1976, 1980 и 1985 годах.

    Вскоре был издан каталог русского и советского искусства – первое серьёзное издание коллекции живописи, графики и скульптуры отечественных мастеров, произведениями которых располагала галерея.

    НКГ

    Если в начале своего существования и в 1960-е годы галерея пополняла свои фонды в большей степени за счёт Министерства культуры РСФСР, то в 1970-е – начале 1980-х годов она активизирует самостоятельную собирательскую деятельность. Этот процесс справедливо связывают с именем Марии Ивановны Качальской, которая была директором галереи с 1963 по 1982 годы. Тогда были приобретены многие произведения, составляющие на сегодняшний день золотой фонд музея и создавшие ему определённый авторитет в художественных кругах. Это картины и графика таких мастеров как Д.Г.Левицкий, В.И.Суриков, З.Е.Серебрякова, К.Ф.Юон, П.В.Кузнецов, П.П.Кончаловский, К.С.Петров-Водкин, Р.Р.Фальк, А.А.Шевченко, Т.Н.Яблонская, В.Е.Попков, В.И.Иванов, Т.Г.Назаренко, Н.И.Нестерова. Под её руководством сотрудники галереи много занимались комплектованием фондов, устанавливая контакты и набираясь опыта сотрудничества с частными коллекционерами, наследниками знаменитых художников и самыми известными современными мастерами. Пополнению собрания музея способствует активная выставочная деятельность: демонстрируются произведения из частных коллекций и центральных музеев, устраиваются монографические выставки крупных художников разных республик бывшего Советского Союза (И.В.Голицына, М.Г.Греку, Г.Ф.Захарова, Д.А.Косьмина, Т.Н.Яблонской и других). В то же время не остаются вне поля зрения художники Новосибирска и Сибири, планомерно закупаются их произведения. В 1964 году в стенах галереи проходила зональная выставка «Сибирь социалистическая». В 1977 году выходит каталог новых поступлений , подводящий итог напряжённой собирательской деятельности и открывающий серию подобных изданий.

    НКГ

    С ростом коллекции прежние площади стали тесны для галереи. В 1964 году ей был передан второй этаж того же дома, где она находилась. Это увеличило площади в два раза. В феврале 1978 года рядом с галереей, в здании, где ранее находился краеведческий музей, по Красному проспекту, 9, был открыт выставочный зал. И, наконец, в 1982 году, благодаря усилиям М.И.Качальской, галерея получила здание обкома и горкома КПСС, часть которого, построенная в 1926 году для Сибревкома известным сибирским архитектором А.Д.Крячковым, является памятником архитектуры республиканского значения. В связи с проблемой освоения и ремонта переданного здания, приспособления его для музейных нужд, на какое-то время формирование коллекции для новых руководителей галереи перестало быть актуальным. Основная ставка была сделана на выставочную деятельность масштабного международного характера. В это время галерея приняла несколько крупных выставок из-за рубежа, в том числе выставку графики Хорста Янссена (ФРГ, 1985), коллекцию Арманда Хаммера (США, 1986), шедевры живописи из коллекции барона Тиссена-Борнемисса (Швейцария, 1988), американскую живопись из коллекции Аншуца («Запад. Запад. Запад», 1989). Параллельно с ними были проведены многочисленные выставки из отечественных музеев (Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Государственного Эрмитажа, Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, музеев-усадеб Кусково и Останкино, Павловского дворца-музея).

    Новые возможности в области комплектования в начале 1990-х годов у галереи были связаны с расформированием запасников Министерства культуры СССР, откуда пришли работы известных художников России и бывших союзных республик (Э.Ф. Калныньша, М.К. Кантора, Т.Н. Насиповой, М.Н.Ромадина, В.В.Рожнёва и других). Неоценимую помощь в формировании раздела современного искусства оказало Министерство культуры РСФСР, благодаря которому, например, музей пополнился работами Н.И. Андронова, Н.Н. Наседкина, О.М. Савостюка, М.П.Митурич-Хлебникова. Новосибирская галерея в это время явилась одним из первых музеев, принимавших участие в только что организованных художественных аукционах в Москве. С помощью Министерства культуры РФ и на собственные средства галерея сумела приобрести на открытых торгах аукционного дома «АЛЬФА-АРТ» несколько значительных вещей, которые ликвидировали лакуны в собрании русского искусства. В первую очередь следует назвать «Мужской портрет» В.Г. Перова и блестящий по технике и характеристике модели рисунок О.А. Кипренского «Портрет А.Я. Италинского», а также – шесть литографий Н.С.Гончаровой из альбома «Мистические образы войны», пейзаж Н.П. Крымова 1920-х годов. В 1998 году, к своему 40-летию, галерея получила в дар небольшой пейзаж И.И. Левитана. До этого из живописных произведений художника в музее имелся всего лишь этюд с лодочкой к картине «Свежий ветер». К юбилею галереи её сотрудники с помощью Интернета провели акцию среди российских художников по оказанию помощи в комплектовании раздела современного искусства. Таким образом, было получено более 40 работ, представивших художников от Москвы до Владивостока, в том числе картины Э.А. Жарёновой, А.Г. Ситникова, А.А. Пыркова и других известных авторов. В 1994 году итальянский кол- лекционер М.Романини передал целый ряд работ современных итальянских художников, специально подаривших свои творения Новосибирску. Среди этих художников – мастера, признанные во всём мире: Дж.Сальвадори, Э.Тадини, Э.Треккани, А.Станьоли. В 2004 году целую коллекцию своих работ подарил музею московский художник О.Ланг. В 2005 году известный новосибирский искусствовед П.Д. Муратов принёс в дар музею коллекцию мастеров сибирского искусства, что пополнило его фонды работами некоторых художников, ранее не представленных.

    НГХМ

    Со второй половины 1990-х годов совершенствовалась и расширялась постоянная экспозиция галереи. На данный момент представлена коллекция отечественного искусства с XVI по ХХ века. Искусство сибирских мастеров, включая новосибирских художников, существует отдельным экспозиционным блоком, где наряду с полотнами таких известных мастеров прошлого как Г.И. Гуркин, Н.И. Чевалков, А.В. Вощакин и Н.А. Андреев демонстрируются произведения художников второй половины XX века, среди которых выделяются произведения Н.Д. Грицюка и А.Г. Поздеева. Важное место в экспозиции занимают изделия лучших мастеров декоративно-прикладного искусства России ХХ века, а также образцы народного искусства и художественных промыслов. В 1998 году было впервые показано в рамках постоянной экспозиции зарубежное искусство, где можно найти произведения Л. Брамера, Н. Маса, Д. Верхарта, Г. Робера, Я. Цика и других живописцев Италии, Фландрии, Голландии, Германии и Франции. В целом надо отметить высокий процент показа произведений в экспозиции по отношению ко всему объёму экспонатов, составляющему на данный момент более десяти тысяч единиц хранения.

    Разнообразие коллекции галереи, включающей произведения живописи, графики, скульптуры, народного и декоративно - прикладного искусства, поставило вопрос об её переименовании. С 2004 года картинная галерея называется Новосибирским государственным художественным музеем.

    Последние десять лет музей переживает период бурной выставочной деятельности. Иногда количество выставок вместе с передвижными доходит до 60 в год. В настоящее время музей взял на себя, прежде всего, функцию просвещения любителей искусства Новосибирска и его гостей в области самых разнообразных явлений современной художественной жизни страны и мира. Это связано, в первую очередь, с проведением с 1999 года международной Биеннале графики, что, несомненно, сделало известным новосибирский музей в художественной среде не только России, но и за рубежом. Биеннале является также одним из способов пополнения коллекции современного искусства, ибо многие её экспонаты остаются в музее. Давние связи с московским отделением Института им. Гёте (ФРГ) и представительством Британского Совета в России способствуют появлению лучших выставочных проектов этих организаций в Новосибирске. Регулярно проводятся выставки современных российских художников.

    НГХМ

    Не остаётся без внимания и классическое искусство. В 2003 году, например, была организована выставка под названием «Дом Романовых в русской гравюре XVIII-XX веков», имевшая значительный резонанс. В 2004 году было отмечено 120-летие со дня рождения З.Е.Серебряковой с привлечением работ из музеев Томска и Барнаула. Необходимо отметить, что в настоящее время Новосибирский художественный музей активно сотрудничает со своими соседями – музеями Омска, Томска, Барнаула, Красноярска, Иркутска. Примером такого плодотворного сотрудничества является уникальная для Сибири выставка «Нидерландская живопись из музеев Сибири. XVIXIX века», проведённая в 2002 году. В этом же ряду важное место занимает выставка 2005 года «Сибирское искусство начала XX века в художественных музеях Красноярска, Новосибирска, Томска». Она с успехом демонстрировалась во всех трёх городах.

    Новосибирск явился одним из тех городов Сибири, в которых Государственный Эрмитаж провёл свои выставки в рамках проекта «Эрмитаж в Сибири». В 2003 году, открывая этот проект, прославленный музей прислал уникальную выставку «Искусство портрета», а в следующем году – «Античное наследие в искусстве Западной Европы». Обе выставки имели не только большой успех у зрителей, но и способствовали консолидации музейного пространства России. Последний крупный проект, который стоит упомянуть, связан с творчеством М.Шемякина, чья выставка работала с декабря 2007 г. по февраль 2008 г. и была приуроченная к 40-летию его первой выставки в Новосибирске, которая в 1967 г. расценивалась местными властями как откровенный манифест нонконформистского искусства.

    Новосибирский государственный художественный музей : [альбом] /
    сост. и авт. вступ. ст. А. Д. Клушин. – Новосибирск, сор. 2009
    (печ. ОАО «Советская Сибирь», 2010).