• Главная
  • Экспозиция
  • Зарубежное искусство
  • Зарубежное искусство

    10 июня 2015 6848
  • Шеффер фон Леонхардскоф, Йоханн Евангелист. 1795 – 1822 Рафаэль и Форнарина. 1821

    Из произведений европейских школ самой старой является «Мадонна» неизвестного итальянского мастера (конец XV-начало XVI века). Из более поздних картин наибольший интерес вызывает венецианская ведутта XVIII века «Мост Риальто около палаццо деи Камерланги» (около 1741), которую, благодаря недавно опубликованной собственноручной гравюре мастера, с большой долей вероятности можно приписать Микеле Мариески.

    Среди французских работ первое место принадлежит полотну«Танец вокруг золотого тельца» круга Н. Пуссена. Возможно, оно создано либо Себастьяном Бурдоном, который был прекрасным имитатором многих известных живописцев, или Шарлем Лебреном, в юности обучавшимся в Италии и пребывавшим под обаянием гениального мастера. Это типичное произведение барочного классицизма с прекрасными фигурами на переднем плане и эмоционально исполненным пейзажным фоном. Небольшой пейзаж Гюбера Робера «Римский храм и колоннада Бернини» (1772) характерный пример его творчества. В нём художник удачно совместил сцены повседневной жизни с великолепной архитектурой прошлого, как всегда сводя на одном полотне постройки, находящиеся в разных местах.

    В разделе фламандской школы следует отметить картину Себастьяна Вранкса «Гуляние на улице», занимательную по сюжету, наполненную многочисленными фигурами людей и животных. Совместная работа Лукаса ван Юдена и Давида Тенирса Младшего «Лес на берегу пруда» является типичным продуктом фламандской школы, когда над одним произведением работало иногда несколько хупредсказывающих им судьбу, происходит на фоне лесного пейзажа с открывающимися в просвете холмами, увенчанными виселицей.

    Тсхаггени, Шарль Филожен. 1815 – 1894 Мальчик, кормящий лошадей. 1845

    Всеми жанрами представлены мастера голландской школы. В этой части коллекции есть картины религиозной тематики («Христос среди учёных» Леонарта Брамера). Образ женщины в виде Флоры на полотне, приписываемом ученику Рембрандта Николасу Масу, создан в традициях идеализированного портрета с введением мифологического содержания. Подписной «Пейзаж с хижиной» Алларта ван Эвердингена, несомненно, одно из любопытных произведений музея. Возможно, он выполнен художником во время его пребывания в Швеции в 1640-е годы и является одним из многочисленных рабочих этюдов, которые впоследствии служили для него исходным материалом при создании больших картин. Жемчужиной голландского раздела является «Город на берегу. Вид Праги» редкого мастера Дирка Верхарта, картин которого сохранилось немного.«Натюрморт с крабом», считавшийся работой Питера Класа, ныне получил вполне обоснованную атрибуцию. Его автор Ян Янс ван Эйл вместо подписи помещал на своих картинах изображение совы. На донышке опрокинутого бокала мы можем видеть эту криптограмму.

    Среди картин других школ небольшая композиция работавшего в Баварии Януариуса Цика «Цирцея» (около 1780) пленяет умением сочетать голландскую грубоватость и рокайльное изящество. Среди работ XIX века обращает на себя внимание репрезентативное полотно «Рафаэль и Форнарина» (1821), которое обнаруживает сходство со стилем рано умершего австрийского художника Йохана Шеффера фон Леонхардкофа, близкого по творческим задачам «назарейцам». О европейском реализме в живописи XIX века можно судить по картинам бельгийского анималиста Шарля Филожена Тсхаггени («Мальчик, кормящий лошадей», 1845) и довольно известного в своё время немецкого художника Вальтера Виттинга («Цветочницы», 1889). Присущая их живописи сентиментальность видна и в этих произведениях, что отвечало потребностям публики и было залогом популярности этих живописцев у современников.«Портрет великого князя Николая Николаевича старшего» кисти Ф. Крюгера (середина 1840-х), немецкого художника много работавшего для русского императорского двора, придаёт этой части собрания бoльшую цельность.

    Украшением коллекции зарубежной графики является подлинный рисунок известного немецкого художника-графика ХХ века Хорста Янссена («Автопортрет», 1985) с многословной дарственной надписью.

    Новосибирский государственный художественный музей : [альбом] /
    сост. и авт. вступ. ст. А. Д. Клушин. – Новосибирск, сор. 2009
    (печ. ОАО «Советская Сибирь», 2010).