• Главная
  • Экспозиция
  • Искусство Советского периода
  • Искусство Советского периода

    10 июня 2015 4350
  • Шевченко, Александр Васильевич. 1883 – 1948 Зеленый пейзаж. 1929

    Искусство 1920-х – 1930-х годов широко представлено, в первую очередь, самыми известными именами бывших представителей «Бубнового валета». А.В. Куприн, из четырёх произведений которого лучшим надо признать лирический «Судак. Гора св. Георгия» (1929), продолжал работать в излюбленных жанрах пейзажа и натюрморта. П.П. Кончаловский в «Портрете артистки А.О. Степановой» (1933) запечатлел образ новой советской женщины, свободной, красивой и деятельной. Для художника осталась сокрытой внутренняя драма актрисы, переживавшей в тот момент необходимость выбора между любовью к опальному драматургу Н.Р. Эрдману и смыслом её существования – театром. Его миру свойственна гармония. «Натюрморт с золотой чашей и зелёной рюмкой» (1944) в голландском стиле является примером подобного видения. Это одно из лучших воплощений мотива уюта и неспешного существования в живописи Кончаловского. «Сирень и подрамник» (1953) воспринимается как гимн цветущей природе. Цветы, которые живописец любил и писал энергично, добиваясь при этом натурализма в их передаче, в его постановках обретали парадность, подчёркнутую артистизмом исполнения.

    Картины Р.Р. Фалька из собрания музея относятся к его несомненным удачам. «Портрет Нарышкиной» (1929), созданный по приезде в Париж, сложен по живописной технике и изыскан по цветовому решению. С 1928 по 1937 годы художник был в творческой командировке во Францию. Первые впечатления от парижской школы и, в частности, от А. Модильяни, реализованы в портрете без потерь собственного мироощущения и свойственного ему стиля. Живописная свобода, которую он обрёл там, наиболее полно воплотилась в пейзажах. «Тропинка в лесу» (1935) раскрывает в полной мере возможности Фалька как тонко чувствующего природу человека.

    Украшением коллекции является полотно А.В. Лентулова «Цветы» (1920-е) с таинственной атмосферой вечернего интерьера. Самая ранняя из шести работ А.А. Осмёркина – «Мост» (1921), в которой ощутимы сезаннистские пластические мотивы. «Загорский кремль» (1952) свидетельствует о том, что художник не утерял своего живописного дарования и в поздние годы. Картину В.В. Рождественского «Сосны, освещённые солнцем» (1956) можно признать одной из лучших в его творчестве.

    По-иному звучат произведения А.Д. Древина «Зима. Вид из окна» (1929), «Алтай. Приток реки Чарыш» (1930), «Алтай. В горах» (1931). В них возникает тема разлада с миром, предчувствие трагических событий в стране. Сюжет картины Н.А. Удальцовой «Армения. Женщины в саду» (1933) более идилличен. По настроению же она близка пейзажам Древина. Внутреннее напряжение свойственно и «Автопортрету» (1922) Н.М. Чернышёва. Тема «избранности», особой одухотворённости творца прекрасного является главной в этом произведении. В разделе скульптуры образ сгорающего в творческом порыве художника воплощает проект памятника В.В. Маяковскому «Пламя революции» И.Д. Шадра (1930). Выдающийся мастер в нём отошёл от реалистического решения, чтобы полнее передать трагедию выдающейся личности.

    Искусство послевоенного времени наиболее ярко раскрывается на примере «Портрета маршала бронетанковых войск П.С. Рыбалко» (1947) П.Д. Корина. Портрет входит в серию портретов военачальников, созданных им сразу по окончании Великой Отечественной войны. Про своих героев Корин говорил: «Вот люди вышли из народа, какие таланты». Тонко чувствуя особенности модели, он вникал в суть характера: «Некрасивый, писать страшно, а глаза умные, умные». Портрет создавался художником, когда знаменитый военачальник был тяжело болен. И среди других парадных портретов этой серии он отличается отсутствием форсированного героизма и особой лаконичностью, запечатлев просто и выразительно не сдающего жизненные позиции человека.

    Малютин, Сергей Васильевич. 1859 – 1937 Портрет жены художника Шестакова. 1926

    Среди художников этого периода заметное место принадлежит С.А. Чуйкову. Его небольшая по размерам картина «Девочка с полевыми цветами» (1946) – одна из многих, входящих в «Киргизскую серию». Три индийских этюда 1957 года созданы в то время, когда Советский Союз активно налаживал дружеские связи с Индией. Во всех произведениях Чуйков проявляет тонкий колористический дар.

    Важным направлением в послевоенном искусстве было продолжение традиций русской реалистической живописи начала XX века. Н.М. Ромадин в «Золотом клёне» (1954) с изображением водной глади и лесной поросли наиболее полно использовал арсенал лирического пейзажа. Он любил также писать глухие дебри северных лесов, трактуя их в сдержанной манере как, например, в картине «В Сортавальском лесу» (1958). В русле сугубо реалистического искусства творили мастера деревенской тематики. В.Ф. Стожаров в одном из лучших в его наследии «Натюрморте с горшком» (1957) обозначил интерес к крестьянскому быту как поэтической стороне русской жизни. Самым последовательным в этом отношении был А.А. Пластов. Полотно «Нина Шарымова» (1960-е) отчётливо выражает его творческого кредо. В портрете нет сюжетной канвы, но включение букета в композицию делает тему юности в изображении простой и цельной натуры более глубокой. По-своему воспринимали русскую провинцию владимирские пейзажисты К.Н.Бриттов, В.Г.Кокурин и В.Я. Юкин, известность к которым пришла в 1970-е годы. Они видят мир в контрастных тональных отношениях взятого в полную силу цвета. Природе в их картинах свойственна атмосфера праздника свершающихся изменений.

    Новосибирский государственный художественный музей : [альбом] /
    сост. и авт. вступ. ст. А. Д. Клушин. – Новосибирск, сор. 2009
    (печ. ОАО «Советская Сибирь», 2010).