• Главная
  • Экспозиция
  • Русское искусство XVIII-XIX вв
  • Русское искусство XVIII-XIX вв

    10 июня 2015 6065
  • Русское искусство XVIII-XIX вв.

    Русская живопись XVIII-XIX веков - один из наиболее значимых разделов коллекции Новосибирского государственного художественного музея. Произведения этого периода экспонируются в двух залах музея. Портретный жанр XVIII столетия представлен, наряду с работами неизвестных авторов, аллегорической картиной Д.Г. Левицкого Екатерина II - законодательница в храме богини правосудия - авторским повторением знаменитого полотна, представленного в экспозиции Русского музея. Аллегорический замысел картины принадлежал князю Н.А. Львову, известному деятелю эпохи Просвещения. Произведение другого выдающегося художника второй половины XVIII века В.Л. Боровиковского - Портрет князя А.Б. Куракина является погрудным вариантом известного парадного портрета, хранящегося в Государственной Третьяковской галерее. Примером становления исторического жанра в рамках Академии Художеств служит картина P.Я. Родчева Аполлон, повелевающий сатирам привязать Марсия к дереву, исполненная по академической программе и отмеченная золотой медалью первого достоинства. Среди произведений живописцев первой половины XIX века выделяются работы Итальянка, Апостол Павел - образ, написанный для лютеранской церкви Святого Петра в Петербурге, - Портрет князя А.С.Долгорукова В.А. Тропинина и поздний Мужской Портрет. Салонную линию портретного искусства середины XIX столетия демонстрируют полотна С.К. Зарянко и И.К. Макарова. Итальянские мотивы, свойственные пейзажному жанру этого времени, отражены в картинах М.Н. Воробьева, Л.Ф.Лагорио. Характерным образцом бытового жанра ранних передвижников является картина И.М. Прянишникова «Погорелые», экспонировавшаяся на Первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок. Типична для наследия В.М. Васнецова работа В раздумье, считающаяся эскизом - вариантом Витязя на распутье из ГРМ. Этюды И.И. Шишкина, А.К. Саврасова, Ф.А. Васильева, картины А.И. Куинджи, И.И. Ендогурова создают представление о многообразии поисков образа природы в пейзажном искусстве второй половины XIX века. Особенности позднего периода творчества И.Е. Репина и В.И. Сурикова выражены в «Портрете графа Д.М. Сольского» - этюде для монументального репинского полотна «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения» - и в суриковских портретных и пейзажных работах 1900-10-х годов.

    Новосибирский государственный художественный музей : [альбом] /
    сост. и авт. вступ. ст. А. Д. Клушин. – Новосибирск, сор. 2009
    (печ. ОАО «Советская Сибирь», 2010).