Выставка «Театральная коллекция»,
посвященная Году театра в России

  • 14 марта 2019
  • 963
  • Вход со стороны ул. Свердлова
  • Выставка «Театральная коллекция», <br>посвященная Году театра в России

    14 марта в 17.00 Новосибирском государственном художественном музее (ул.Свердлова,10) открывается выставка «Театральная коллекция», посвященная Году театра в России.

    Экспозиция знакомит с произведениями отечественного театрально-декорационного искусства, хранящимися в фондах Новосибирского государственного художественного музея. Раскрывая перед зрителями эту часть музейного собрания, она демонстрирует уникальность и многогранность новосибирской коллекции, позволяет увидеть особенности художественного языка сценографии, создает зримый образ вдохновенного искусства театра.

    Украшением экспозиции стали произведения выдающихся русских художников конца XIX – первой половины XX века. Среди них - известная картина З.Е. Серебряковой «В балетной уборной (Балет «Лебединое озеро»)» 1922 года, эскиз изящного костюма Феи кукол, предназначенный для знаменитой М.Ф. Кшесинской. эскизы костюмов Л.С. Бакста, С.Ю. Судейкина, С.В. Чехонина, В.В. Лебедева, статуэтки ведущих художников Ленинградского и Дмитровского фарфоровых заводов – Д.И. Иванова, С.Б. Велиховой и О.С. Артамоновой. Блестящим мастером театрально-декорационного искусства «серебряного века» был К.А. Коровин. Его эскиз декорации к опере Н.А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» создан в присущий художник эмоциональной   импрессионистической манере.  В духе «Мира искусства» выполнены работы А.В. Шевченко, ученика К.А. Коровина, его эскизы декорации и костюмов к неосуществленной постановке оперы Н.А. Римского-Корсакова «Млада» 1910 года также будут представлены на выставке.           Новаторские тенденции в художественном оформлении спектаклей в первые послереволюционные десятилетия демонстрируют эскизы костюмов Б.Р. Эрдмана к спектаклю по пьесе Ю.К. Олеши «Три толстяка» на сцене Московского Художественного академического театра имени М. Горького 1930 года.

    Несомненно, внимание посетителей привлечет яркий сказочный колорит эскиза Н.Б. Глинского к опере Н.А. Римского - Корсакова «Садко». Эта постановка, осуществленная на сцене Государственной Софийской народной оперы в 1935 году, принесла Глинскому такой успех, какого не знал до этого в Болгарии ни один театральный художник.

    Единственное в данном разделе выставки произведение в жанре театрального портрета принадлежит признанному мастеру графики М.С. Родионову. Известнейшая актриса С.В. Гиацинтова запечатлена им в 1947 году в роли Натальи Петровны в спектакле по пьесе И.С. Тургенева «Месяц в деревне» Московского театра имени Ленинского комсомола.

    Живописная часть выставки в основном представляет портреты актеров – драматических артистов, певцов, танцовщиков, кукольников. Она знакомит с обликом знаменитых людей театра нашего недавнего славного прошлого, таких как знаменитая народная артистка СССР А.О. Степанова, портрет которой писал не менее знаменитый П.П. Кончаловский. Два портрета принадлежат кисти выдающегося художника-ленинградца А.Н. Самохвалова, который в годы Великой Отечественной войны был в эвакуации в Новосибирске вместе с театром драмы имени А.С. Пушкина (бывший Александринский). На них представлены народные артисты СССР Е.П. Корчагина-Александровская и К.В. Скоробогатов в роли А.В. Суворова. На выставке также можно увидеть портреты наших артистов: знаменитого танцора, премьера Новосибирского театра оперы и балета, народного артиста РСФСР А.В. Бердышева, написанный Г.С. Якубовской, народного артиста РСФСР В.Е. Бирюкова работы П.А. Чеканцева.

    Отдельный раздел выставки посвящен творческому наследию художника-сценографа С.Л. Белоголового, работавшего в Новосибирске с 1935 по 1953 год. В экспозиции показаны его эскизы декораций и костюмов для постановок Новосибирского театра оперы и балета и драматического театра «Красный факел», главным художником которого С.Л. Белоголовый служил с 1937 года.

    В фондах Новосибирского художественного музея собрана небольшая, но интересная коллекция произведений новосибирских театральных художников 1960 – 1990-х годов. В этих работах ярко выражены творческие индивидуальности талантливых сценографов и представлены спектакли, заслуженно вошедшие в историю театральной жизни города.

    Особыми стилистическими качествами отличаются эскизы занавеса и декораций к спектаклю «Забытый черт», поставленному по пьесе чешского драматурга Яна Дрды в театре «Красный факел» в 1961 году. Их автор - известный сценограф, лауреат Государственной премии СССР В.Ю. Шапорин, служивший тогда главным художником «Красного факела».

    Творческому почерку Р.П. Акопова, работавшего в театре «Красный факел» в 1965 – 1969 и 1971 – 1975 годах, присущи строгая сдержанность цветовых решений, условность и образная лаконичность трактовки сценического пространства. Эти качества зримо проявляются в эскизах декораций к краснофакельским спектаклям 1969 года «Дом Бернарды Альбы» по пьесе Ф.Г. Лорки и «В ночь лунного затмения» по пьесе М. Карима, а также в разработке оформления неосуществленной постановки гоголевского «Ревизора».

    В экспозиции представлены эскизы декораций Т.Д. Дидишвили, созданные в 1970 - 1980-х годах к спектаклям А. Сергеева «Виктор Сорвин и другие», В. Недоброво «Настенька», Б. Брехта «Мамаша Кураж и ее дети», В. Кина «Сквозь время» для новосибирских театров и Театра драмы Кутаиси. Узнаваем и ярко индивидуален стиль работ другого известного новосибирского художника – В.А. Фатеева. Монументальны и композиционно сложны эскизы декораций к спектаклям по произведениям А.И. Куприна «Яма» и Л.Н. Разумовской «Под одной крышей».

    Многообразие авторских манер особенно подчеркивается показанными на выставке эскизами театральных костюмов. Гротескной выразительностью и свободой творческой фантазии отмечены листы Ю.И. Кононенко – выдающегося художника театра, живописца, графика, поэта, работавшего в Новосибирске в 1964 – 1970 годах. Реалистическая трактовка, яркость характеров, красочность присущи эскизам Е.Э Гороховского к спектаклям по пьесам А.Н. Островского «Правда хорошо, а счастье лучше» и «Красавец мужчина», постановка которых была осуществлена в новосибирском театре «Красный факел» и московском Малом театре в 1979 году. Изящность и тонкость рисунка, благородство сближенных приглушенных тонов отличают эскизы Н.Н. Клеминой к спектаклю «Красного факела» по пьесе А.П. Чехова «Дядя Ваня». Динамичны геометризированные рисунки В.С. Баландина к балету В.И. Казенина «Песня про купца Калашникова» 1995 года, исполненные на эффектном сочетании черного фона и ярких цветовых акцентов.

    Наряду с эскизами декораций и костюмов к новосибирским постановкам на выставке представлены фотографии этих же спектаклей, прошедших на сценах «Красного факела», Областного театра драмы, Театра юного зрителя. Такое соседство дает возможность проследить путь от творческого замысла художника до претворения его в реальной постановке. Данные материалы были любезно предоставлены для экспонирования Театральным музеем Новосибирского отделения Общероссийской общественной организации «Союз театральных деятелей Российской Федерации (ВТО)».

    Информационный отдел
    223 53 31