История собора Нотр-Дам-де-Пари в
изобразительном искусстве

  • 28 апреля 2019
  • 823
  • Вход со стороны Красного проспекта
  • История собора Нотр-Дам-де-Пари в <br>изобразительном искусстве

    В Новосибирском государственном художественном музее (ул. Красный проспект.5, холл 1 этажа) начала работу выставка «История собора Нотр-Дам-де-Пари в изобразительном искусстве». На выставке представлены фотографии и репродукции произведений великих мастеров прошлого.

    Собор Парижской Богоматери (фр. Notre-Dame de Paris) – грандиозное и величайшее сооружение ранней готики, построенное в древней части Парижа, на острове Сите. Собор был заложен по инициативе парижского епископа Мориса де Сюлли в 1163 году на месте первой христианской церкви Парижа — базилики Святого Стефана и достраивался до середины XIV в. С 1235 года вносились большие изменения: обустроены часовни между контрфорсаминефа (середина XIII века); увеличен размер трансепта (с 1250 г. вплоть до 1267 г.); добавлены часовни хора (начало XIV в.). В XIX веке под руководством Виолле-ле-Дюка отреставрирована поврежденная в Революцию скульптурная часть, восстановлены витражные розы нефа и возведен новый шпиль вместо утраченного. При этом многочисленные достройки не помешали сохранить целостность и величие внешнего вида собора. Его высота – 35 м, длина – 130 м, ширина – 48 м, высота колоколен – 69 м, вес колокола Эммануэль в южной башне – 13 тонн, его языка – 500 кг. В плане архитектурный памятник – это пятинефная базилика с еле заметным выступающим трансептом и квадратными ячейками главного нефа.

    Западный фасад отличается гармоничностью своих пропорций, ясными, точно выверенными ярусными членениями и равновесием форм. По всей ширине фасада проходит галерея со скульптурами Ветхозаветных царей («Галерея королей»). Окно-роза под глубокой аркой отмечает своим диаметром центральный неф и высоту свода. Фланкирующие розу стрельчатые окна освещают залы первого этажа башен. Украшенный резьбой карниз и изящная аркатура из тонких колонок придают легкость и стройность верхней части здания. Композиция фасада, построенная на постепенном облегчении форм, завершается двумя прямоугольными башнями, возвышающимися над кровлями. Все проемы порталов, окон, арок варьируют форму стрельчатой арки, несколько пологую в нижнем поясе и заостренную наверху, что придает фасаду динамичность, у зрителя создается ощущение устремленности всех форм вверх.

    Скульптурное оформление входных порталов западного фасада является шедевром готического искусства. Портал Святой Анны справа - самый старый (конец XII века); портал Страшного суда в центре (1220-1230 годы) подвергся многим реставрациям; портал Богоматери - северный, слева (начало XIII века). С южной стороны храма портал (2-я пол. XIII века) трансепта посвящён первому христианскому мученику святому Стефану. Старинные витражи сохранились только в двух розах трансепта и розе главного входа.

    Собор Парижской богоматери в средние века был образом божественного устроения бытия, и отождествлялся с Небесным Иерусалимом. Отсюда бросающаяся в глаза величина его масс и легкость скульптурной декорации, величавые пространства нефов и дерзостный взлет сводов, смелая конструктивная логика и вдохновенная эмоциональность форм.

    Обретению славы и спасению собора от разрушения во многом способствовал одноимённый исторический (повествующий о XV веке) роман Виктора Гюго, опубликованный в 1831 году.

    Ежегодно собор Парижской Богоматери посещают более 13 млн. человек - около 30 тыс. в день. 

    15 апреля 2019 года собор сильно пострадал от пожара…

    Экспозиция в НГХМ проработает до 26 мая 2019 г. 

    Куратор выставки – Вячеслав Чимитов.

    Информационный отдел
    223 53 31