Мир животных: реальный и загадочный

12 июля 2017
С.А. Беляева, С.П. Голикова, Е.В. Шептунова
Рисунки Енисейских писаниц. Саянский каньон Енесея. Река Сосновка Джойская
  Рисунки Енисейских писаниц. Саянский каньон Енесея. Река Сосновка Джойская
  В.Ф. Капелько
 
 
 

Анималистика - искусство изображения животных – самое древнее, изначальное искусство, которое попытался постичь человек. Этот жанр присутствует во всех видах художественного творчества: от декоративного оформления в архитектуре и монументальных произведений живописи до мелкой пластики в прикладном искусстве.

Еще многие тысячелетия назад, в каменном веке, первобытные художники, обладавшие острой наблюдательностью и живым воображением, изображали окружавший их животный мир: бизонов, диких лошадей, кабанов, мамонтов, саблезубых тигров. Древние мастера создавали уникальные «портреты зверей» на стенах пещер, на скалах - настоящие шедевры анималистического искусства. Они вырезали силуэты и рельефные изображения животных на каменных плитах и кусках оленьих рогов, делали большие и маленькие фигуры зверей из камня, кости, глины. Более поздние творения знаменитого скифского «звериного стиля» позволяют почувствовать красоту стилизованной декоративности в анималистическом жанре. Замечательны и высокохудожественные исполнения зверей и птиц в античной скульптуре, вазописи, мозаике. Средневековые зодчие широко использовали в оформлении храмов изображения животных, подчас фантастических, наполнявшие церковные здания неповторимой энергией. Например, в Дмитровском соборе во Владимире одним из главных декоративных элементов стали каменные рельефные изображения птиц и хищных зверей, которые гармонично переплетаются с растительным орнаментом и чередуются с ликами святых. Многие подобные произведения, которые широко представлены по всему миру, имеют ритуальный характер, им присущи магические смыслы, аллегорические значения.

Времена эпохи Возрождения принесли новое и в историю развития анималистического искусства: художники стали рисовать животных с натуры, постепенно проникаясь интересом к разнообразию мира фауны. И все же анималистика долго была связана с другими жанрами - пейзажем, натюрмортом. В XVIII веке внимание художников к миру животных усиливалось, росло стремление к достоверному отображению зверей и птиц, к изучению анатомических особенностей их строения. Особенно это заметно в скульптуре и декоративно-прикладном искусстве. Однако изображения животных оставались преимущественно элементами мифологических и аллегорических композиций, в которых главную роль играл человек. Дальнейшее развитие искусства анималистики происходило стремительно: если в начале XIX века главным считалось правдивое и максимально точное изображение животных, то к концу столетия очень важным представлялось проникновение в их особенную индивидуальность. Преобладали образы домашних животных, показанных в разных сценах: батальных, бытовых, охотничьих. Популярными были «портреты» не только племенных жеребцов, дворцовых собак, но и других животных, с которыми жил человек. Звери и птицы становились все более частыми персонажами живописных и графических произведений. Особое место в искусстве скульптуры, в продолжение традиции XVIII века, заняло изображение лошадей, чаще всего связанное с созданием памятников. Самым ярким примером является монументальная скульптурная группа П.К Клодта «Укротители коней» на Аничковом мосту в Петербурге.

Корзинка с цыплятами. 1953. Модель 1954
  Корзинка с цыплятами. 1953. Модель 1954
  А.Г. Сотников
 
 
 

И все же художников, целиком посвятивших себя анималистическому искусству, в XIX веке было очень мало. Среди скульпторов можно назвать Н.И. Либериха, А.Л. Обера, Е.А. Лансере - непревзойденного мастера жанровых сцен, в своих работах уделявшего животным равноправное место с человеком. В русской живописи тема анималистики наиболее ярко воплощается в произведениях Н.Е. Сверчкова, А.С. Степанова, П.П. Соколова.

На рубеже XIX и XX веков в развитии искусства анималистики наступает новый этап: трактовка образов животных становится многогранной, более сочувственной, эмоциональной. Художники увлекаются рисованием с натуры в зоопарках. В произведениях графики примером особого взгляда на животный мир могут служить иллюстрации В.А. Серова к басням И.А. Крылова. Более интересными становятся произведения мелкой фарфоровой пластики, кабинетной скульптуры.

Родоначальниками собственно анималистического жанра в отечественном искусстве ХХ века, несомненно, можно назвать двух различных, но единых в своей изначальной многоплановости и разносторонней образованности художников – И.С. Ефимова и В.А. Ватагина. Именно они, прежде всего в скульптуре, определили основные пути развития искусства анималистики для всего столетия. Расцвет их творчества пришелся на 1920 - 1930-е годы, когда общий интерес к природе, животному миру находился на высоком подъеме. Частыми в то время были творческие поездки по самым интересным, удаленным местам нашей страны с обязательными натурными зарисовками, дававшими основу для будущих работ многих художников, в особенности - тех, кто посвятил себя искусству отображения животного мира.

В книжной иллюстрации 1920 – 1930-х годов анималистический жанр был ярко представлен произведениями Н.А. Тырсы и Е.И. Чарушина. Образы животных присутствуют и на живописных полотнах известных художников того времени - К.Н. Редько, Н.М. Чернышева, Н.И. Альтмана, П.Н. Филонова. Среди скульптурных работ и произведений фарфоровой пластики интересны произведения А.Н. Кардашева, Д.В. Горлова, Д.Ф. Цаплина, П.М. Кожина, А.Г. Сотникова.

Новый подъем искусство анималистики испытывает в конце 1950-х - 1960-е годы: появляются новые мастера, а художники старшего поколения создают более совершенные работы, подтверждая свой уникальный талант.

Белый медведь. Между 1918 и 1937
  Белый медведь. Между 1918 и 1937
  Автор модели А.К. Тимус
  Ленинградский фарфоровый завод
 
 
 

В мае 2017 года в Новосибирском государственном художественном музее открылась выставка «Мир животных: реальный и загадочный». Она представила произведения анималистического жанра в скульптуре, живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве из собрания музея, созданные в период с начала XX столетия до первого десятилетия XXI века.

Основная идея выставки – продемонстрировать многообразие животного мира, воплощенного в различных видах изобразительного искусства, и показать развитие анималистического жанра на примере ее экспонатов. Экспозиция насыщена работами, исполненными в разных стилях: от реалистического до абстрактного; животные показаны здесь в разнообразных ситуациях, в том числе - и наравне с человеком. Выставка предлагает ее посетителям попытаться ответить на вопрос о том, до какой степени художник, делая зверей, птиц, рыб героями своих произведений, может хотя бы отдаленно прикоснуться к их существу, разгадать их тайну.

В скульптурном разделе выставки притягивает внимание «Куница», выполненная в керамике П.М. Кожиным: любуясь зверьком, автор словно предлагает зрителю восхититься его симпатичной внешностью. А бронзовая «Лошадь» работы А.Н. Кардашева кажется немного отстраненной, замкнутой; это впечатление достигнуто мастером благодаря отчасти суховатой, немного нейтральной манере моделирования фигуры.

Жирафа. Модель 1957
  Жирафа. Модель 1957
  Д.В. Горлов
 
 
 

Фарфоровая пластика представлена очень яркими, разнообразными по стилю и настроению работами. Отдельное место среди них занимает «Белый медведь», исполненный на Ленинградском государственном фарфоровом заводе по модели, созданной скульптором Императорского фарфорового завода А.К. Тимусом в 1901 – 1905 годах. Эта статуэтка - одна из самых ранних работ на выставке; она служит своеобразным мостиком от искусства анималистики начала XX века к творчеству современных авторов. Неповторимой декоративностью, «текучей» обобщенностью выделяются фигурки жирафа, зебры, бизона, исполненные анималистом Д.В. Горловым, всегда старавшимся найти в каждом животном свою исключительную особенность, которая и становилась главной при создании произведения. Например, за зебрами он часто наблюдал в заповедниках - и это позволило ему создать в фарфоре уникальный декоративный образ экзотического животного. Невероятно трогательна и в то же время значительна «Корзинка с цыплятами» - работа легендарного скульптора Дулевского фарфорового завода А.Г. Сотникова, автора знаменитого «Сокола», ставшего символом завода (в 1958 году на Международной выставке в Брюсселе эта скульптура получила «Гран-при»). Добрыми старыми знакомцами кажутся произведения скульптора Ленинградского фарфорового завода Б.Я. Воробьева, который наделял своих зверей не только достоинством и независимостью, но и невероятно добрым нравом. Его скульптуры были широко растиражированы и до сих пор украшают дома многих людей.

В 1970 – 1980-е годы анималистическое искусство, сохраняя накопленные традиции, переходит к новому интересному этапу, связанному с поисками новых форм и образов. Самым ярким среди скульпторов-анималистов, чье творчество в этот период находилось на большом подъеме, можно назвать А.В. Марца - художника, стоящего в стороне от каких-либо стилевых направлений того времени. В своих работах он опирается на оригинальные идеи «декоративно-формового мышления», создавая разноплановые образы животных, интерпретируя «живую натуру» в самых разнообразных изобразительных формах: декоративных, обобщенных, фантазийных. На выставке показаны произведения Марца, исполненные в разных пластических ключах; они дают представление об удивительном таланте скульптора, способного наполнить свои работы невероятными эмоциональными и философскими смыслами. Это изящные декоративные «Коньки», настороженно-суровый «Кабан», трогательно-живой «Куличок».

Конь. 1970
  Конь. 1970
  А.В. Марц
 
 
 

Особое место на выставке принадлежит работам новосибирского скульптора-анималиста Г.М. Макашиной. В ее творческом становлении и профессиональном развитии можно увидеть отражение истории искусства анималистики с конца 1950-х годов. Макашина работает в разных материалах: фарфоре, шамоте, дереве, камне, кости, создавая необыкновенно живые образы зверей, птиц, рыб. В ее произведениях достигается естественная гармония внешнего облика, характера персонажей и материалов, выбранных для их изображения.

В течение всего столетия анималистические мотивы в творчестве художников-графиков в значительной мере были связаны с интересом к архаическому искусству. Прототипы быков и козликов в листах талантливого сибирского графика первой трети ХХ века А.Г. Заковряшина обнаруживаются в бронзовых изделиях тагарской археологической культуры (VIII—IIIвека дон.э.), памятники которой привлекли восхищенное внимание художника в коллекции Минусинского музея в 1920-е годы. «Рисунки Енисейских писаниц. Саянский каньон Енисея» В.Ф. Капелько дают представление о древних наскальных изображениях животных. Оригинальная основа, использованная автором, – сжатая микалентная бумага на холсте - имитирует неровности каменного рельефа. В традициях скифо-сибирского «звериного стиля» с его особым видением мира, фантастическим и подчас жестоким, но выраженным в прекрасных образах, исполнены композиции А.И. Сухарева из серии «Охота пазырыкская».

Другим источником анималистической темы в графических произведениях сибирских авторов оказывается фольклор коренных народов края. Иллюстрации К.Я. Баранова к «Северным сказкам» М.И. Ошарова и «Песням Алтая» И.Е. Ерошина (1930-е) представляют собой пример реалистической трактовки образов животных, «населяющих» его книжные заставки и концовки и придающих его фольклорным сюжетам живую, непосредственную теплоту. Его «Хоглен-Сохатый», персонаж эвенкийской сказки, похищающий на земле день и уносящий его на небо с наступлением ночной тьмы, предстает в линогравюре таким, каким мог бы показать большого, могучего лося художник, иллюстрирующий рассказ писателя-натуралиста, - и лишь звездный небосвод переносит здесь зрителя в мир эпического сказочного повествования. В иной манере исполнены иллюстрации Э.С. Гороховского к сборнику алтайских сказок «Ак-Чечек – Белый Цветок» (1967): они отличаются монолитностью композиций и в то же время – причудливой декоративностью изображений, близкой фольклорному восприятию природы. Лист «Год быка! Грозный? Веселый или Беспечный?» Н.А. Чепокова, изобилующий символами, знаками, традиционными персонажами, раскроется во всей глубине для зрителя, знакомого с национальным искусством Алтая.

Красная лиса и сыгырган-сеноставец Иллюстрация к книге А. Гарф, П. Кучияка «Алтайские сказки». 1967
  Красная лиса и сыгырган-сеноставец
Иллюстрация к книге А. Гарф, П. Кучияка «Алтайские сказки». 1967
  Э.С. Гороховский
 
 
 

Произведения мастеров графики, созданные в последней четверти ХХ - начале XXI века, представляют удивительное многообразие художественных средств и выразительных, незабываемых образов, связанных с анималистическими мотивами. Лаконичны и изящны силуэты оленей в цветных автолитографиях М.П. Митурича-Хлебникова из серии «Саяны». Тяжеловесно-нарядный, декоративный образ предстает в листе В.М. Ханнанова «Корова 194» благодаря особенностям авторской техники. Безжалостными хищниками вырываются из плоскости листа волки в литографии В.М. Воловича. Продуманный ритм стилизованных изображений, сдержанная цветовая гамма в композиции «Табун» позволяют Н.И. Домашенко воспроизвести пластику и красоту свободного движения коней, их благородное изящество. Теплотой и задушевностью отличается рисунок В.Н. Дьякова: отказываясь от цветового многообразия, прибегая к обобщению, художник сумел запечатлеть здесь главное - атмосферу дружбы и доверия между человеком и лошадью. В диптихе «Охота» Л.К. Казбекова образы стилизованы, стремительно движущаяся волчья стая воспринимается единой массой, грозной и страшной силой. Еще более обобщены и декоративны рыбы в работах О.А. Флоренской, исполненных в технике аппликации из цветной бумаги. В листе «Кошка» А.А. Чернов, напротив, использует детальную проработку для наибольшей выразительности изображения, которое интересно долго и подробно рассматривать. Подобную возможность предоставляет зрителю и А.И. Беляев в работах «Чертополох» и «Жук», применяя художественный прием укрупненного кадра.

Из диптиха «Охота». Композиция № 2 1991
  Из диптиха «Охота». Композиция № 2 1991
  Л.К. Казбеков
 
 
 

На протяжении многих веков уникальное место в анималистическом искусстве занимает творчество народных мастеров, в каком бы уголке нашей земли они не создавали свои работы: в Африке, в Австралии, в странах Южной Америки, и, конечно же, в многонациональной России. Не будучи профессиональными художниками или скульпторами, умельцы из народа замечательно тонко воплощают образы животных в своих произведениях, будь то предметы утилитарного назначения, элементы убранства жилища, объекты культового поклонения или игрушки. Животные, созданные народными художниками, предстают во всем многообразии форм и характеров: от мифических и сказочных до жизненно узнаваемых, исполненных декоративно-обобщенно или с тщательной реалистичностью, иногда даже величественно и монументально.

На выставке этот раздел представлен произведениями тувинских камнерезов и магаданских резчиков по кости. Среди каменных скульптурок особым сдержанным достоинством отличаются работы Мижит-Доржу Хертека, одного из старейших мастеров, который оставил заметный след в развитии современного камнерезного искусства Тувы. Тувинские художники молодого поколения работают талантливо, опираясь на традиции прошлого, создавая величественных сарлыков (яков), фантастических львов (арзыланов).