Мир животных: реальный и загадочный
Рисунки Енисейских писаниц. Саянский каньон Енесея. Река Сосновка Джойская | |
В.Ф. Капелько |
Анималистика - искусство изображения животных – самое древнее, изначальное искусство, которое попытался постичь человек. Этот жанр присутствует во всех видах художественного творчества: от декоративного оформления в архитектуре и монументальных произведений живописи до мелкой пластики в прикладном искусстве.
Еще многие тысячелетия назад, в каменном веке, первобытные художники, обладавшие острой наблюдательностью и живым воображением, изображали окружавший их животный мир: бизонов, диких лошадей, кабанов, мамонтов, саблезубых тигров. Древние мастера создавали уникальные «портреты зверей» на стенах пещер, на скалах - настоящие шедевры анималистического искусства. Они вырезали силуэты и рельефные изображения животных на каменных плитах и кусках оленьих рогов, делали большие и маленькие фигуры зверей из камня, кости, глины. Более поздние творения знаменитого скифского «звериного стиля» позволяют почувствовать красоту стилизованной декоративности в анималистическом жанре. Замечательны и высокохудожественные исполнения зверей и птиц в античной скульптуре, вазописи, мозаике. Средневековые зодчие широко использовали в оформлении храмов изображения животных, подчас фантастических, наполнявшие церковные здания неповторимой энергией. Например, в Дмитровском соборе во Владимире одним из главных декоративных элементов стали каменные рельефные изображения птиц и хищных зверей, которые гармонично переплетаются с растительным орнаментом и чередуются с ликами святых. Многие подобные произведения, которые широко представлены по всему миру, имеют ритуальный характер, им присущи магические смыслы, аллегорические значения.
Времена эпохи Возрождения принесли новое и в историю развития анималистического искусства: художники стали рисовать животных с натуры, постепенно проникаясь интересом к разнообразию мира фауны. И все же анималистика долго была связана с другими жанрами - пейзажем, натюрмортом. В XVIII веке внимание художников к миру животных усиливалось, росло стремление к достоверному отображению зверей и птиц, к изучению анатомических особенностей их строения. Особенно это заметно в скульптуре и декоративно-прикладном искусстве. Однако изображения животных оставались преимущественно элементами мифологических и аллегорических композиций, в которых главную роль играл человек. Дальнейшее развитие искусства анималистики происходило стремительно: если в начале XIX века главным считалось правдивое и максимально точное изображение животных, то к концу столетия очень важным представлялось проникновение в их особенную индивидуальность. Преобладали образы домашних животных, показанных в разных сценах: батальных, бытовых, охотничьих. Популярными были «портреты» не только племенных жеребцов, дворцовых собак, но и других животных, с которыми жил человек. Звери и птицы становились все более частыми персонажами живописных и графических произведений. Особое место в искусстве скульптуры, в продолжение традиции XVIII века, заняло изображение лошадей, чаще всего связанное с созданием памятников. Самым ярким примером является монументальная скульптурная группа П.К Клодта «Укротители коней» на Аничковом мосту в Петербурге.
Корзинка с цыплятами. 1953. Модель 1954 | |
А.Г. Сотников |
И все же художников, целиком посвятивших себя анималистическому искусству, в XIX веке было очень мало. Среди скульпторов можно назвать Н.И. Либериха, А.Л. Обера, Е.А. Лансере - непревзойденного мастера жанровых сцен, в своих работах уделявшего животным равноправное место с человеком. В русской живописи тема анималистики наиболее ярко воплощается в произведениях Н.Е. Сверчкова, А.С. Степанова, П.П. Соколова.
На рубеже XIX и XX веков в развитии искусства анималистики наступает новый этап: трактовка образов животных становится многогранной, более сочувственной, эмоциональной. Художники увлекаются рисованием с натуры в зоопарках. В произведениях графики примером особого взгляда на животный мир могут служить иллюстрации В.А. Серова к басням И.А. Крылова. Более интересными становятся произведения мелкой фарфоровой пластики, кабинетной скульптуры.
Родоначальниками собственно анималистического жанра в отечественном искусстве ХХ века, несомненно, можно назвать двух различных, но единых в своей изначальной многоплановости и разносторонней образованности художников – И.С. Ефимова и В.А. Ватагина. Именно они, прежде всего в скульптуре, определили основные пути развития искусства анималистики для всего столетия. Расцвет их творчества пришелся на 1920 - 1930-е годы, когда общий интерес к природе, животному миру находился на высоком подъеме. Частыми в то время были творческие поездки по самым интересным, удаленным местам нашей страны с обязательными натурными зарисовками, дававшими основу для будущих работ многих художников, в особенности - тех, кто посвятил себя искусству отображения животного мира.
В книжной иллюстрации 1920 – 1930-х годов анималистический жанр был ярко представлен произведениями Н.А. Тырсы и Е.И. Чарушина. Образы животных присутствуют и на живописных полотнах известных художников того времени - К.Н. Редько, Н.М. Чернышева, Н.И. Альтмана, П.Н. Филонова. Среди скульптурных работ и произведений фарфоровой пластики интересны произведения А.Н. Кардашева, Д.В. Горлова, Д.Ф. Цаплина, П.М. Кожина, А.Г. Сотникова.
Новый подъем искусство анималистики испытывает в конце 1950-х - 1960-е годы: появляются новые мастера, а художники старшего поколения создают более совершенные работы, подтверждая свой уникальный талант.
Белый медведь. Между 1918 и 1937 | |
Автор модели А.К. Тимус | |
Ленинградский фарфоровый завод |
В мае 2017 года в Новосибирском государственном художественном музее открылась выставка «Мир животных: реальный и загадочный». Она представила произведения анималистического жанра в скульптуре, живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве из собрания музея, созданные в период с начала XX столетия до первого десятилетия XXI века.
Основная идея выставки – продемонстрировать многообразие животного мира, воплощенного в различных видах изобразительного искусства, и показать развитие анималистического жанра на примере ее экспонатов. Экспозиция насыщена работами, исполненными в разных стилях: от реалистического до абстрактного; животные показаны здесь в разнообразных ситуациях, в том числе - и наравне с человеком. Выставка предлагает ее посетителям попытаться ответить на вопрос о том, до какой степени художник, делая зверей, птиц, рыб героями своих произведений, может хотя бы отдаленно прикоснуться к их существу, разгадать их тайну.
В скульптурном разделе выставки притягивает внимание «Куница», выполненная в керамике П.М. Кожиным: любуясь зверьком, автор словно предлагает зрителю восхититься его симпатичной внешностью. А бронзовая «Лошадь» работы А.Н. Кардашева кажется немного отстраненной, замкнутой; это впечатление достигнуто мастером благодаря отчасти суховатой, немного нейтральной манере моделирования фигуры.
Жирафа. Модель 1957 | |
Д.В. Горлов |
Фарфоровая пластика представлена очень яркими, разнообразными по стилю и настроению работами. Отдельное место среди них занимает «Белый медведь», исполненный на Ленинградском государственном фарфоровом заводе по модели, созданной скульптором Императорского фарфорового завода А.К. Тимусом в 1901 – 1905 годах. Эта статуэтка - одна из самых ранних работ на выставке; она служит своеобразным мостиком от искусства анималистики начала XX века к творчеству современных авторов. Неповторимой декоративностью, «текучей» обобщенностью выделяются фигурки жирафа, зебры, бизона, исполненные анималистом Д.В. Горловым, всегда старавшимся найти в каждом животном свою исключительную особенность, которая и становилась главной при создании произведения. Например, за зебрами он часто наблюдал в заповедниках - и это позволило ему создать в фарфоре уникальный декоративный образ экзотического животного. Невероятно трогательна и в то же время значительна «Корзинка с цыплятами» - работа легендарного скульптора Дулевского фарфорового завода А.Г. Сотникова, автора знаменитого «Сокола», ставшего символом завода (в 1958 году на Международной выставке в Брюсселе эта скульптура получила «Гран-при»). Добрыми старыми знакомцами кажутся произведения скульптора Ленинградского фарфорового завода Б.Я. Воробьева, который наделял своих зверей не только достоинством и независимостью, но и невероятно добрым нравом. Его скульптуры были широко растиражированы и до сих пор украшают дома многих людей.
В 1970 – 1980-е годы анималистическое искусство, сохраняя накопленные традиции, переходит к новому интересному этапу, связанному с поисками новых форм и образов. Самым ярким среди скульпторов-анималистов, чье творчество в этот период находилось на большом подъеме, можно назвать А.В. Марца - художника, стоящего в стороне от каких-либо стилевых направлений того времени. В своих работах он опирается на оригинальные идеи «декоративно-формового мышления», создавая разноплановые образы животных, интерпретируя «живую натуру» в самых разнообразных изобразительных формах: декоративных, обобщенных, фантазийных. На выставке показаны произведения Марца, исполненные в разных пластических ключах; они дают представление об удивительном таланте скульптора, способного наполнить свои работы невероятными эмоциональными и философскими смыслами. Это изящные декоративные «Коньки», настороженно-суровый «Кабан», трогательно-живой «Куличок».
Конь. 1970 | |
А.В. Марц |
Особое место на выставке принадлежит работам новосибирского скульптора-анималиста Г.М. Макашиной. В ее творческом становлении и профессиональном развитии можно увидеть отражение истории искусства анималистики с конца 1950-х годов. Макашина работает в разных материалах: фарфоре, шамоте, дереве, камне, кости, создавая необыкновенно живые образы зверей, птиц, рыб. В ее произведениях достигается естественная гармония внешнего облика, характера персонажей и материалов, выбранных для их изображения.
В течение всего столетия анималистические мотивы в творчестве художников-графиков в значительной мере были связаны с интересом к архаическому искусству. Прототипы быков и козликов в листах талантливого сибирского графика первой трети ХХ века А.Г. Заковряшина обнаруживаются в бронзовых изделиях тагарской археологической культуры (VIII—IIIвека дон.э.), памятники которой привлекли восхищенное внимание художника в коллекции Минусинского музея в 1920-е годы. «Рисунки Енисейских писаниц. Саянский каньон Енисея» В.Ф. Капелько дают представление о древних наскальных изображениях животных. Оригинальная основа, использованная автором, – сжатая микалентная бумага на холсте - имитирует неровности каменного рельефа. В традициях скифо-сибирского «звериного стиля» с его особым видением мира, фантастическим и подчас жестоким, но выраженным в прекрасных образах, исполнены композиции А.И. Сухарева из серии «Охота пазырыкская».
Другим источником анималистической темы в графических произведениях сибирских авторов оказывается фольклор коренных народов края. Иллюстрации К.Я. Баранова к «Северным сказкам» М.И. Ошарова и «Песням Алтая» И.Е. Ерошина (1930-е) представляют собой пример реалистической трактовки образов животных, «населяющих» его книжные заставки и концовки и придающих его фольклорным сюжетам живую, непосредственную теплоту. Его «Хоглен-Сохатый», персонаж эвенкийской сказки, похищающий на земле день и уносящий его на небо с наступлением ночной тьмы, предстает в линогравюре таким, каким мог бы показать большого, могучего лося художник, иллюстрирующий рассказ писателя-натуралиста, - и лишь звездный небосвод переносит здесь зрителя в мир эпического сказочного повествования. В иной манере исполнены иллюстрации Э.С. Гороховского к сборнику алтайских сказок «Ак-Чечек – Белый Цветок» (1967): они отличаются монолитностью композиций и в то же время – причудливой декоративностью изображений, близкой фольклорному восприятию природы. Лист «Год быка! Грозный? Веселый или Беспечный?» Н.А. Чепокова, изобилующий символами, знаками, традиционными персонажами, раскроется во всей глубине для зрителя, знакомого с национальным искусством Алтая.
Красная лиса и сыгырган-сеноставец Иллюстрация к книге |
|
Э.С. Гороховский |
Произведения мастеров графики, созданные в последней четверти ХХ - начале XXI века, представляют удивительное многообразие художественных средств и выразительных, незабываемых образов, связанных с анималистическими мотивами. Лаконичны и изящны силуэты оленей в цветных автолитографиях М.П. Митурича-Хлебникова из серии «Саяны». Тяжеловесно-нарядный, декоративный образ предстает в листе В.М. Ханнанова «Корова 194» благодаря особенностям авторской техники. Безжалостными хищниками вырываются из плоскости листа волки в литографии В.М. Воловича. Продуманный ритм стилизованных изображений, сдержанная цветовая гамма в композиции «Табун» позволяют Н.И. Домашенко воспроизвести пластику и красоту свободного движения коней, их благородное изящество. Теплотой и задушевностью отличается рисунок В.Н. Дьякова: отказываясь от цветового многообразия, прибегая к обобщению, художник сумел запечатлеть здесь главное - атмосферу дружбы и доверия между человеком и лошадью. В диптихе «Охота» Л.К. Казбекова образы стилизованы, стремительно движущаяся волчья стая воспринимается единой массой, грозной и страшной силой. Еще более обобщены и декоративны рыбы в работах О.А. Флоренской, исполненных в технике аппликации из цветной бумаги. В листе «Кошка» А.А. Чернов, напротив, использует детальную проработку для наибольшей выразительности изображения, которое интересно долго и подробно рассматривать. Подобную возможность предоставляет зрителю и А.И. Беляев в работах «Чертополох» и «Жук», применяя художественный прием укрупненного кадра.
Из диптиха «Охота». Композиция № 2 1991 | |
Л.К. Казбеков |
На протяжении многих веков уникальное место в анималистическом искусстве занимает творчество народных мастеров, в каком бы уголке нашей земли они не создавали свои работы: в Африке, в Австралии, в странах Южной Америки, и, конечно же, в многонациональной России. Не будучи профессиональными художниками или скульпторами, умельцы из народа замечательно тонко воплощают образы животных в своих произведениях, будь то предметы утилитарного назначения, элементы убранства жилища, объекты культового поклонения или игрушки. Животные, созданные народными художниками, предстают во всем многообразии форм и характеров: от мифических и сказочных до жизненно узнаваемых, исполненных декоративно-обобщенно или с тщательной реалистичностью, иногда даже величественно и монументально.
На выставке этот раздел представлен произведениями тувинских камнерезов и магаданских резчиков по кости. Среди каменных скульптурок особым сдержанным достоинством отличаются работы Мижит-Доржу Хертека, одного из старейших мастеров, который оставил заметный след в развитии современного камнерезного искусства Тувы. Тувинские художники молодого поколения работают талантливо, опираясь на традиции прошлого, создавая величественных сарлыков (яков), фантастических львов (арзыланов).