Особенности формирования Третьей Новосибирской межрегиональной художественной выставки «Красный проспект»

11 декабря 2017
В.В. Иванкин
Третья Новосибирская межрегиональная художественная выставка «Красный проспект»

Со времени появления в Сибири профессиональных художников и первых художественных объединений предпринимались попытки устройства крупных общих выставок, отражающих творчество живописцев, графиков, скульпторов, работавших на бескрайних просторах азиатской части России.

Первая Всесибирская художественная выставка была организована в Иркутске в 1925 году. Сведений о ней сохранилось немного, но, тем не менее, она зафиксирована в справочнике «Выставки советского изобразительного искусства»[1].

Больше повезло выставке, состоявшейся в Новосибирске в 1927 году. Первая Всесибирская выставка живописи, скульптуры, графики и архитектуры оставила значимый след и в прессе тех лет, и в искусствоведческой науке. Ее организаторами выступили художники творческого объединения «Новая Сибирь» и Новосибирского филиала Ассоциации художников революционной России (АХРР). «Они смело взялись за реализацию своих планов, организацию в первую очередь Всесибирской выставки, которая бы показала реальное состояние искусства Сибири на тот момент, и съезда художников. Съезд должен был выработать практическую программу действий общества. <…> Выставку и съезд удобнее всего было устраивать одновременно, чтобы делегаты съезда могли привезти с собой в Новосибирск картины и участвовать в составлении общей экспозиции. <…> В ночь на 1 января 1927 года делегаты съезда, они же члены жюри выставки, они же рабочие на экспозиции, закончили развеску и расстановку произведений искусства в трех залах краеведческого музея. Всесибирская выставка была готова»[2].

Первая Всесибирская выставка 1927 года имела передвижной характер. После Новосибирска она была показана в Омске, Томске, Красноярске и Иркутске, по мере продвижения по Сибири пополняясь произведениями местных художников.

Затем, после упразднения или самороспуска существовавших творческих объединений – «Новой Сибири» и филиалов АХРР – началась регионализация художественного процесса в Сибири. Довоенные Западно-Сибирские краевые выставки живописи, графики и скульптуры (1933, 1934, 1937) постепенно становились Сибирскими межобластными (1947), а потом и областными выставками.

В 1956 году, в связи с творческой конференцией художников и искусствоведов Сибири и Дальнего Востока, проходившей в Иркутске с 16 по 20 ноября, была организована «Выставка произведений художников Сибири и Дальнего Востока». А в 1971 году в Москве, в выставочном зале «Манеж», впервые состоялась масштабная выставка «Художники Урала, Сибири, Дальнего Востока».

В новейшее время выставки, объединяющие художников различных федеральных округов азиатской части России, были вновь возрождены. В Красноярске в декабре 2015 года прошла межрегиональная художественная выставка «Сибирь – Дальний Восток», а в июне 2016 года в художественном музее города Нинбо (Китай) была проведена выставка «Сибирь – Дальний Восток 2».

Учрежденная Новосибирским региональным отделением Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» в 2011 году Межрегиональная выставка современного искусства «Красный проспект» является межрегиональным выставочным и искусствоведческим проектом современного культурного пространства Российской Федерации и проводится при поддержке министерства культуры Новосибирской области и департамента культуры, спорта и молодежной политики Мэрии города Новосибирска. Постоянными партнерами в этом проекте являются Региональное отделение Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской академии художеств и Новосибирский государственный художественный музей.

Ранее выставка «Красный проспект», работающая в формате триеннале, устраивалась в Новосибирске уже дважды – в 2011 и 2014 годах. В 2011 году в экспозиции проекта было показано 456 произведений живописи, графики, скульптуры и прикладного искусства 181 автора из 13 регионов России. В 2014 году количество участников возросло до 262 из 18 регионов. Вторая выставка «Красный проспект» вышла за пределы Российской Федерации: с участием художников Республики Кыргызстан она приобрела международный статус.

Разрабатывая концепцию Третьей межрегиональной выставки «Красный проспект», мы стремились к возрождению проекта Союза художников РСФСР 1971 года и впервые в XXI веке организовали выставку произведений художников трех крупнейших федеральных округов страны – Урала, Сибири и Дальнего Востока.

Развиваясь в русле заявленной темы «Искусство Урала, Сибири, Дальнего Востока», проект «оброс» и дополнительными разделами, и новыми выставочными территориями. В окончательно сформированном виде он представил собой совокупность пяти художественных выставок, развернутых на четырех экспозиционных площадках, расположенных (что символично!) по всей длине центральной улицы города Новосибирска – Красного проспекта: «Искусство Урала, Сибири, Дальнего Востока» (Новосибирский государственный художественный музей; Красный проспект, 5), «Арт-Новосибирск» (Городской центр изобразительных искусств; улица Свердлова, 13), «Каллиграфия Андрея Машанова» и инсталляции арт-группы BERTOLLO (Новосибирский государственный краеведческий музей; Красный проспект, 23), «Китайско-Российская академия изобразительного искусства» (арт-центр «Красный»; Красный проспект, 169/2).

По своему количественному и качественному составу «Красный проспект – 3» также заметно отличается от двух предыдущих проектов 2011 и 2014 годов. В 2017-ом в общий каталог «Красного проспекта» включено свыше 1067 экспонатов 543 художников и искусствоведов из 35 регионов Российской Федерации.

Приведем некоторые статистические данные основных разделов выставки «Красный проспект – 3». Экспозиция региона «Урал» собрала 105 участников, в том числе 70 живописцев, 10 скульпторов, 25 художников декоративно-прикладного искусства (далее ДПИ). Они представили 163 работы – 93 произведения живописи, 21 скульптуру и 49 произведений ДПИ.

Регион «Сибирь» объединил 150 участников, среди которых 104 живописца, 23 скульптора, 23 художника декоративно-прикладного искусства. Они показали 239 экспонатов – 119 произведений живописи, 46 скульптур и 74 произведения ДПИ.

Самая многочисленная экспозиция – региона «Дальний Восток» – включила 175 авторов: 130 живописцев, 4 скульпторов, 43 художников декоративно-прикладного искусства. Они продемонстрировали 274 работ – 149 произведений живописи, 7 скульптур и 118 произведений ДПИ.

Раздел «Арт-Новосибирск» проекта «Красный проспект – 3» насчитывает 120 участников, в том числе 70 живописцев, 5 скульпторов, 24 художника-графика, 18 художников декоративно-прикладного искусства. Они представили 312 произведений – 139 живописных работ, 92 графических листа, 7 скульптур, 65 произведений ДПИ, 5 видеопроектов и 4 крупномасштабные инсталляции.

Интересным видится также количество участников проекта «Красный проспект – 3», имеющих государственные почетные звания Российской Федерации. Экспонентами выставки стали 85 художников, обладающих подобными государственными наградами, что составляет около 21% от общего числа авторов, в том числе в разделе «Урал» - 19 (18,1%), в разделе «Сибирь» – 37 (29,6%), в разделе «Дальний Восток» – 29 (16,8%).

В выставке приняло участие 15 членов Российской академии художеств (1 – Урал, 9 – Сибирь, 5 – Дальний Восток).

Безусловно, приведенная статистика не претендует на полноту и абсолютную точность. Данное короткое исследование всего лишь предопределяет одно из возможных направлений предстоящего искусствоведческого анализа художественного проекта, предложенного пытливому наблюдателю.

ЛИТЕРАТУРА


1 Выставки советского изобразительного искусства. Справочник. М.: Советский художник, 1965. Т. 1. 1917 – 1932 гг. С.159.
2 Муратов П.Д. Художественная жизнь Сибири 20-х годов [электронный ресурс].Художественная жизнь сибири 1920-х годов (дата обращения: 10.06.2017).