Проблема актуализации видового состава произведений крупных сибирских выставочных проектов (на примере межрегиональных молодежных художественных выставок «Аз.Арт.Сибирь»)

Н.С. Зайков

  • 11 декабря 2017
  • 16
  • Экспозиция «Живопись» на VIII Межрегиональной молодежной художественной выставке «Аз.Арт.Сибирь – 2017»
    Экспозиция «Живопись» на VIII Межрегиональной молодежной художественной выставке «Аз.Арт.Сибирь – 2017»

    Участие в крупных профессиональных художественных выставках является одной из основных целей деятельности современных художников, а организация подобных проектов – одной из главных задач творческих институций[1]. Такие выставки позволяют их участникам продемонстрировать специалистам и широкому кругу зрителей свои лучшие произведения, отобранные авторитетными экспертами и созданные за определенный Положением о выставке период. Знакомясь с содержанием крупных экспозиций, мы делаем определенные выводы о состоянии и тенденциях развития современного изобразительного искусства.

    Традиционный видовой состав изобразительного искусства сложился в художественной и искусствоведческой практике, в основном, к началу XX столетия. Этот список включал в себя различные виды графики, станковую живопись, скульптуру и разные виды декоративного искусства[2]. Стремительное развитие изобразительного искусства в ХХ веке, его превращение в «визуальное», безусловно, значительно расширило и его видовой состав. Не затрагивая здесь концептуальную и теоретическую стороны этих новейших процессов, назовем лишь некоторые, прежде не существовавшие, виды изобразительного искусства: инсталляция, ассамбляж, перформанс, хэппенинг, видеоарт. Фотография в ХХ веке утвердилась и как самостоятельный вид изобразительного искусства, и как необходимый инструмент для создания произведений некоторых других его видов. Дизайн из смежного вида пластических искусств превратился - в отдельных своих проявлениях - в полноценный вид искусства изобразительного.

    В нашей стране, в силу исторических обстоятельств, в ХХ веке культурный ландшафт был лишен естественной подвижности. Авангардные процессы в изобразительном искусстве были «остановлены на бегу». Официальные творческие организации, созданные государством в начале 1930-х годов вместо многочисленных арт-объединений, были призваны жестко модерировать творческие процессы с целью создания «правильного» искусства, проводящего в массы идеи советского государства[3]. В последнем десятилетии ХХ века, после «развала» Советского Союза, в нашей стране произошел всплеск развития «актуального» искусства, к настоящему времени, по некоторым оценкам, завершившийся. Столь малые временные рамки свободного развития новейших форм изобразительного искусства не позволили ему по-настоящему институализироваться и закрепиться в сознании российских художников, особенно старшего поколения. Однако само существование подобной художественной практики, а также появление сначала в главных художественных музеях, а затем и в главных творческих организациях России подразделений, специализирующихся на таком искусстве (Государственная Третьяковская галерея – отдел «Искусство новейших течений»; Государственный Русский музей – отдел новейших течений; Российская академия художеств – отделение новейших художественных течений, отделение фотоискусства и мультимедийных технологий), говорит об актуальности проблемы его осмысления.

    Скульптура и декоративное искусство в экспозиции «Живопись» на VIII Межрегиональной молодежной художественной выставке «Аз.Арт.Сибирь – 2017»
    Скульптура и декоративное искусство в экспозиции «Живопись» на VIII Межрегиональной молодежной художественной выставке «Аз.Арт.Сибирь – 2017»

    Межрегиональная молодежная художественная выставка «Аз.Арт.Сибирь» - крупнейший творческий молодежный форум Сибири в области изобразительного искусства – в 2017 году отметил свое тринадцатилетие. Учредителем выставки-конкурса является Всероссийская творческая общественная организация «Союз художников России», организаторами – его Алтайская краевая организация, Государственный художественный музей Алтайского края и – с 2017 года – муниципальное бюджетное учреждение города Барнаула «Музей Город». Выставка традиционно поддерживается федеральными музейными, творческими и научными институциями: Государственной Третьяковской галереей, Союзом художников России и Российской академией художеств. Задачей выставки «Аз.Арт.Сибирь», как считают организаторы, является демонстрация объективной ситуации в современном молодежном изобразительном искусстве Сибирского федерального округа. С этим связан и принцип модерации произведений-участников: отбор работ на выставку в соответствии с заявленными номинациями осуществляется в региональных отделениях и организациях Союза художников Сибири местными – молодежными или «взрослыми» - выставкомами. В Барнауле эти работы проходят лишь крупный фильтр экспозиционной комиссии. Почти «союзовским» является и сложившийся характер конкурсных номинаций: «Уникальная графика», «Печатная графика», «Живопись», «Скульптура», «Декоративное искусство», «Графический дизайн» и «Искусствоведение». В этом списке, помимо «Искусствоведения», лишь «Графический дизайн» нельзя однозначно отнести к традиционным видам изобразительного искусства. В то же время сегодня области графического дизайна принадлежат такие виды искусства как, например, плакат и книжная графика. Необходимо отметить, что этот перечень номинаций не вполне совпадает с видовым составом выставки: учитывая традиционно небольшое количество произведений театрально-декорационного, монументально-декоративного, храмового и народного искусства (и понимая важность поддержки этих традиционных для Союза художников России видов), они были объединены с декоративно-прикладным искусством в одну номинацию – «Декоративное искусство».

    Графический дизайн и уникальная графика в экспозиции VIII Межрегиональной молодежной художественной выставки «Аз.Арт.Сибирь – 2017»
    Графический дизайн и уникальная графика в экспозиции VIII Межрегиональной молодежной художественной выставки «Аз.Арт.Сибирь – 2017»

    Организаторы выставки с самого начала существования проекта вели поиск состава конкурсных номинаций, определяющих видовое содержание экспозиций. Понимание того, что современное искусство – тем более искусство молодежное – безусловно, выходит за границы традиционных номинаций, заставляло задуматься над тем, как включить в поле зрения нетрадиционные, «несоюзовские» виды изобразительного искусства. Опыт введения такой номинации на выставке «Аз.Арт. Сибирь» был осуществлен в 2009 году, и называлась она «Фотография и актуальное искусство». Объединение этих двух самостоятельных видов изобразительного искусства в одну номинацию было обусловлено пониманием того, что названные области творчества, во-первых, не вполне относятся к деятельности Союза художников России, а во-вторых, не так широко представлены на профессиональном художественном уровне. Результаты предварительного отбора произведений показали крайне низкую активность молодых художников в заявленной номинации: из почти 300 участников проекта, представлявших 11 регионов Сибири, лишь 14 авторов показали на выставке фотографию, в то время как актуальное искусство не представил никто. Это привело к исключению номинации «Фотография и актуальное искусство» из последующих выставок. Для сравнения: живопись показал 121 автор, уникальную графику – 63 автора, декоративное искусство – 43 автора, печатную графику – 20 авторов, скульптуру – 19 авторов, а графический дизайн – 8 авторов[4]. Нужно отметить, что эта статистика, в основном, соответствует и ситуации во «взрослом» сибирском изобразительном искусстве[5]. В условиях рынка современные художники часто обращаются к живописи как к самому покупаемому продукту, а к уникальной графике (особенно молодежь) - как к самому доступному виду. Сложнее с печатной графикой и прикладным искусством: для работы в этих областях необходимо специальное образование, оборудование и помещения. Театральному художнику, кроме того, нужен театр, монументалисту – заказ. Это же, во многом, относится и к скульптуре: на выставках мы видим камерные вещи, мелкую пластику, часто – «не в материале». Сложность заключается еще и в том, что пространственные, объемные, тяжелые произведения необходимо перевозить, что значительно сложнее и дороже, чем транспортировка плоских работ.

    Декоративное искусство в экспозиции «Живопись» на VIII Межрегиональной молодежной художественной выставке «Аз.Арт.Сибирь – 2017»
    Декоративное искусство в экспозиции «Живопись» на VIII Межрегиональной молодежной художественной выставке «Аз.Арт.Сибирь – 2017»

    Но вернемся к нетрадиционным видам изобразительного искусства. Большой опыт организации крупных молодежных художественных выставок подсказывает, что для успешного наполнения качественными произведениями номинации «Графический дизайн», например, необходимо более активное взаимодействие с Союзом дизайнеров России – вплоть до полной передачи этой структуре номинации выставки, с разработкой отдельного Положения о номинации, собственным информационным и экспертным сопровождением. То же, вероятно, нужно сделать с номинацией «Фотография» - с передачей ее Союзу фотохудожников России. Дело в том, что в Сибири выставкомы отделений и организаций Союза художников России порой просто игнорируют эти номинации, а сами молодые авторы, подавая заявки на участие в «художественном» проекте, не решаются такие произведения заявлять. Важным моментом также, на наш взгляд, является отсутствие выставочной практики, «привычки выставляться» у фотографов и дизайнеров по сравнению с художниками, которые выставляются уже на первых просмотрах в художественных школах, училищах и институтах. Учитывая большую роль фотографии и дизайна в современном изобразительном искусстве, здесь совершенно необходимо проделать большую организационную работу. Пример проведения конкурса в номинации «Искусствоведение» на выставке «Аз.Арт. Сибирь», когда все: разработка Положения о номинации, информационное сопровождение, отбор работ, их оценка и публикация результатов - проводится специалистами-искусствоведами Государственного художественного музея Алтайского края, подтверждает правильность такого пути[6].

    Экспозиция «Графика» на VIII Межрегиональной молодежной художественной выставке «Аз.Арт.Сибирь – 2017»
    Экспозиция «Графика» на VIII Межрегиональной молодежной художественной выставке «Аз.Арт.Сибирь – 2017»

    Отдельно необходимо сказать об «актуальном» искусстве. Новейшие течения в искусстве Сибири объективно нельзя считать сложившимися. Отдельные их очаги можно было наблюдать в 1990-е и начале 2000-х годов в Новосибирске (арт-группа «Синие носы»), Омске (Дамир Муратов, Сергей Баранов) и Красноярске (художественные процессы вокруг Красноярского музейного центра)[7]. Лишь в 2013 году был создан филиал Государственного центра современного искусства в Томске. Практика «актуального» сибирского искусства необширна, выставок и площадок, показывающих его, очень мало. Как следствие, у молодых художников нет «насмотренности» таким искусством. Существующие организации, специализирующиеся на нем, ведут образовательную и информационную работу, реализуют выставочные проекты, находясь в условиях недофинансирования. В системе российского государственного художественного образования «актуальному» искусству не учат. В то же время, почти непрерывно находясь в Сети, молодые люди чувствуют потребность в каком-то ином искусстве, искусстве, отличающемся от традиционного. Отсюда и постоянные заявления об этом. Проблема только в том, что искусства новейших течений в Сибири, по большому счету, не существует. Вместе с тем, очевидно и то, что сама Всероссийская творческая общественная организация «Союз художников России» должна меняться. Понимание этого существует в ее руководстве, и сам факт работы над созданием Творческой комиссии Союза художников России по новейшим художественным течениям обещает такие изменения. Но, пока этого не произошло, вероятно, организаторам необходимо более внимательно отнестись к проведению номинации «Актуальное искусство», быть может, назвать ее «Искусство новейших течений» (что точнее определяет суть такого искусства), возможно, в сотрудничестве с организациями, специализирующимися в этой области. Партнером Союза художников России здесь мог бы выступать, к примеру, филиал Государственного центра современного искусства в Томске.

    Завершая рассуждения о составе конкурсных номинаций в крупном сибирском молодежном выставочном проекте, нужно отметить необходимость изменений в традиционном их списке, продиктованных художественной реальностью. Введение в состав номинаций фотографии, дизайна, искусства новейших течений – даже при условии их слабого развития - позволит стимулировать названные виды изобразительного искусства и получить в будущем полноценные, наполненные качественными произведениями, конкурсные номинации.

    ЛИТЕРАТУРА


    1 Устав ВТОО «Союз художников России» [электронный ресурс Устав СХР (дата обращения: 30.04.2017)].
    2 Википедия. Статья «Изобразительное искусство» [электронный ресурс Изобразительное_искусство (дата обращения: 30.04.2017).].
    3 Паперный В. Культура «Два». М.: НЛО, 1996.
    4 IV Межрегиональная молодежная художественная выставка «Аз.Арт.Сибирь – 2009» : каталог. Барнаул: АКО ВТОО «Союз художников России», 2009.
    5 Региональная художественная выставка «Сибирь – XI» : альбом-каталог / авт. вст. статьи В. Ф. Чирков / ОРО ВТОО СХР. Омск, 2013.
    6 VII Межрегиональная молодежная художественная выставка «Аз.Арт.Сибирь – 2015» : каталог / ред.-сост. Н. С. Зайков. Барнаул: АКО ВТОО «Союз художников России», 2015.
    7 Пешков Е.Ю. К вопросу о форме и содержании в современном искусстве (на примере произведений актуальных художников Западной Сибири) / Восьмые Сибирские искусствоведческие чтения «Искусство и искусствоведение в Сибири» : материалы республиканской научно-практической конференции. Омск, 2013. С. 111-114.