Международный фестиваль графики и дизайна
в Салехарде

11 декабря 2017
Г.Г. Гурьянова
Экспозиция выставки «Вокруг света» в рамках Первого международного фестиваля «Неделя графики и дизайна в столице Ямала». 2015
  Экспозиция выставки «Вокруг света» в рамках Первого международного фестиваля «Неделя графики и дизайна в столице Ямала». 2015
 
 
 

В постиндустриальном обществе брендирование территории культурными событиями, открытие, а также изобретение качеств уникальности места являются актуальными проблемами[1]. Главным источником выявления особенностей территории чаще всего выступает культурно-историческое наследие. В Ямало-Ненецком автономном округе и его столице Салехарде в качестве такового рассматривается материальное и духовное наследие традиционной культуры коренного населения Севера и памятники истории освоения этой территории[2]. Земля ямальская издревле была территорией диалога, пересечения, встреч разных культур, цивилизаций. Археологические находки говорят о контактах ее жителей с ханьским Китаем, Волжской Булгарией, античным миром. Традиционная культура коренных народностей этого края – хантов, ненцев, селькупов - свидетельствует не только о неизменности их традиций, но и о постижении ими привнесенного опыта, например, культуры православия. ХХ век оставил след результатами экономического освоения края – стройкой № 501 (железнодорожное полотно на участке «Чум – Пур») и разработкой нефтегазовых месторождений.

В начале XXI столетия регион стал активно строиться. В поселках и городах округа увеличилось количество и повысилось качество жилой архитектуры, общественно значимых сооружений. Особенно изменился облик столицы округа, на протяжении всего экономического расцвета края позднего советского времени остававшейся деревянным патриархальным городом. Если архитектурно-пространственная среда Салехарда менялась довольно быстро и резко, как, впрочем, и его социально-культурная инфраструктура, то рождение собственно городской среды было и остается постепенным.

Мастер-класс Веры Станишевской «Натюрморт vanitas» на фоне выставки «Воспоминание о Южном море». 2015
  Мастер-класс Веры Станишевской «Натюрморт vanitas» на фоне выставки «Воспоминание о Южном море». 2015
 
 
 

Город заселяется жителями, ориентированными на культуру урбанистической цивилизации, в ее классическом и современном вариантах. Заботу о наполнении культурными смыслами городов Севера, прежде всего, взяли на себя музеи, призванные сегодня быть не только хранителями ценностей прошлого, но и инициаторами ценностей настоящего и будущего края. Кроме музеев важное место в актуализации цивилизаторской роли города занимают сейчас и общественные институции. Так, в Салехарде была создана автономная некоммерческая организация «Институт художественных и гуманитарных проектов», которая поставила своей целью преображение культурной среды округа художественными, научными, образовательными, развивающими средствами.

Институт взялся актуализировать необходимость продвижения Салехарда и региона в области художественных традиций и инноваций, а также просвещать и развивать жителей округа при помощи возможностей классического и современного искусства. Слово «институт» было выбрано не случайно. В нем и обращенность в будущее, и стремление установить «обычай», имея в виду латинское прочтение термина. Важным мотивом стала и осознанная мифологизация места. Салехард – древний, столичный город, никогда не имевший в своей среде собственного учреждения высшего образования. Сегодня в городе существует лишь один филиал негосударственного ВУЗа и два учреждения среднего профессионального образования. Проектирование изменения среды округа и, прежде всего, его столицы, началось с рождения общественной организации, закрепляющей в пространстве города дефиницию, связанную с образованием высшей школы, что должно было перевести понятие «столичности» из номинального в реальное.

Событием, которое объединило цели музея и некоммерческой организации, стал международный фестиваль «Неделя графики и дизайна в столице Ямала». Первый фестиваль был устроен в 2015 году по инициативе будущих организаторов Института совместно с Музейно-выставочным комплексом имени И. С. Шемановского (далее МВК). Предпосылок для этого было несколько. Среди объективных назову, прежде всего, назревшую необходимость в проведении в столице округа крупных художественных событий. Художественная политика МВК отвечает заявленной и реализуемой функции музея служить воротами Ямала. Выставки из центральных музеев и экспозиции, созданные на местном материале, служат подтверждением логичности этой позиции: пропускать культурную информацию столичного, мирового уровня извне и предоставлять возможность внутренней культурной информации на равных правах участвовать в мировом культурном процессе. Ценной внутренней культурной информацией территории является художественное наследие коренных народов Севера. Городская же культура, особенности которой существуют на пересечении культуры глобальной мировой, культуры уникальной традиционной и культуры уникальной профессиональной городской, в этом процессе взаимообмена обычно не участвует. Фестиваль графики ставил целью восполнить этот пробел, привлекая известного художника извне и активизируя салехардское городское художественное сообщество. Появление в названии и в задачах фестиваля понятия «дизайн» объясняется присутствием среди художественных образовательных учреждений Салехарда колледжа, в котором молодежь обучается графическому дизайну. Таким образом, социальная среда фестиваля расширилась и омолодилась.

Экспозиция выставки «Мастер, Маргарита, Воланд и другие» в рамках Второго международного фестиваля «Неделя графики и дизайна в столице Ямала». 2016
  Экспозиция выставки «Мастер, Маргарита, Воланд и другие» в рамках Второго международного фестиваля «Неделя графики и дизайна в столице Ямала». 2016
 
 
 

Важным субъективным и мотивирующим фактором проведения фестиваля в Салехарде стала культуртрегерская и просветительская деятельность Д. А. Фролова, коллекционера графики, инициатора ряда выставок на основе своего собрания, показанных в 2014 – 2015 годах в стенах МВК. Более 2000 единиц коллекционного хранения обеспечили и смогут обеспечить на будущее представительный ряд экспозиций.

Поставленная в план музея выставка «Вокруг света. Путешествие с книгой в руках», чей экспозиционный ряд состоял из графических листов коллекции Д. А. Фролова, стала временной точкой отсчета фестивальной недели. Событийным стержнем фестиваля послужил приезд в Салехард эстонского графика Веры Станишевской. Идею приглашения в Салехард русского графика, работающего в Таллине, поддержало Посольство Эстонии в Москве, что и придало фестивалю его международный статус.

Программа фестиваля включила творческую встречу с В. Станишевской, вернисаж ее персональной выставки «Воспоминание о Южном море» в МВК[3], мастер-классы по акварели (работа с натюрмортом в эстетике «vanitas» в зале МВК), по сухой игле и монотипии, популярные и профориентационные беседы по истории графики, особенностям дизайна музейной экспозиции, специфике дизайна книги, в которых кроме В. Станишевской и Д. Фролова были заняты и сотрудники музея.

Целями события 2015 года, неожиданно даже для самих организаторов выросшего из выставки в международный фестиваль, были активизация художественной среды Салехарда и стремление связать образ города в российском культурном пространстве с развитием классической и современной графики. Таким образом, в качестве аудитории фестиваля рассматривалась не только немногочисленная художественная среда Салехарда, но и творческая среда всех городов Ямала и России.

Художественная молодежь, профессионалы и любители столицы округа показали свою заинтересованность в фестивале. Правда, скорее всего, этот интерес относился к уровню события и к новой личности. Итогами проекта также можно назвать теплые эмоции со стороны отечественного и зарубежного специализированного художественного и околохудожественного сетевого сообщества. На какое-то время Салехард прозвучал как новое место, где было актуализировано классическое графическое мастерство, были созданы и вышли к зрителю красивые, качественные по экспозиционному решению выставки. Субъективная потребность коллекционера в популяризации собрания и поиске соратников в практическом и теоретическом изучении искусства графики тоже была осуществлена.

И все же самым заметным и важным итогом фестиваля 2015 года стала серия станковой графики, выполненная В. Станишевской и показанная на персональной выставке «Воспоминание о Северном Городе» в представительстве Ямала в Санкт-Петербурге в апреле - мае 2016 года. Думаю, что с точки зрения изобретения бренда главным стал именно этот результат. В листах «Выставка на фоне города», «Книга Сказок», «Рижский хлеб» и других родилось то особое состояние, без которого поиск бренда территории немыслим, – образ городского мифа.

Миф - это то, что город знает о своем жителе[4], то, что на правах бессознательного, подсознательного живет в ощущениях пространства и времени и может быть тонко почувствовано и «схвачено» приезжим. В листах В. Станишевской соединились события частной жизни – встречи с друзьями, разговоры об искусстве, свои воспоминания и восприятие нового места. Соединились привольно, рождая новые качества этого места, и стали нашим общим ощущением города, где номадом является не только человек, но и вся мировая культура. Приходя в этот город вместе с человеком, она «оседает» своими смыслами повсюду. Через лики авангардного искусства видны очертания строящегося православного храма; сквозь листы сказки ощутимо детство каждого человека и детство города с его острогом; конкретный вечер-встреча с хлебом на столе вместил ассоциацию с новозаветным сюжетом и т.д. Город, его время и пространство обрели способ визуализировать, прежде всего, не свои внешние черты, а наслаиваемые друг на друга пласты общечеловеческой культуры, проявляющейся здесь благодаря жителям и приезжим. Вероятно, в этом – в потенциальной готовности быть всем – тоже состоит особенность и уникальность Салехарда.

Творческая встреча Олега Яхнина с художниками Салехарда. 2016
  Творческая встреча Олега Яхнина с художниками Салехарда. 2016
 
 
 

Для того, чтобы фестиваль стал явлением традиционным, привычным, работу над ним необходимо было продолжать. Оказавшись периодическим, он затронул бы территорию более тотально и необратимо, явившись одним из способов развития городской жизни, улучшения ее качества, а также более активно и современно прозвучал бы во внешней по отношению к округу и его столице среде. А для того, чтобы фестиваль смог выйти за свои недельные рамки и сумел более обширно моделировать местное культурное пространство, и был создан Институт художественных и гуманитарных проектов (директор Д. А. Фролов).

В сентябре 2016 года был организован второй международный фестиваль «Неделя графики и дизайна в столице Ямала», смысловым стержнем которого стал приезд известного петербургского графика О. Ю. Яхнина, проведение его персональной выставки и мастер-классов с его участием. Вновь пространство выставочного зала МВК имени И. С. Шемановского естественно включило в себя три экспозиции. Две из них задавали тон второму фестивалю: выставка «Олег Яхнин. Алхимия творчества» показала ретроспективу печатной и оригинальной графики художника от 1970-х годов до самого последнего времени; выставка «Мастер, Маргарита, Воланд и другие», посвященная 125-летию М. А. Булгакова, представила иллюстрации к великому произведению ХХ века из коллекций Д. А. Фролова и Р. Г. Савченко. В экспозиции вошли графические работы художников Юрия Чистякова (Москва), Николая Домашенко (Санкт-Петербург) и Артура Никитина (Рига, Латвия), а также самые «свежие» листы, созданные к выставке салехардским графиком Андреем Вахрушевым.

Персональная выставка Веры Станишевской «Воспоминание о Северном Городе» объединила события 2015 и 2016 годов и задала еще один вектор наполнения фестиваля важным содержанием – создание по итогам фестивальных встреч графических работ, обращенных к характеристике внешних признаков образа места или, что предпочтительнее, его скрытых, мифологических качеств.

Экспозиция выставки «Олег Яхнин. Алхимия творчества» в рамках Второго международного фестиваля «Неделя графики и дизайна в столице Ямала». 201
  Экспозиция выставки «Олег Яхнин. Алхимия творчества» в рамках Второго международного фестиваля «Неделя графики и дизайна в столице Ямала». 201
 
 
 

Потенциальная аудитория проекта – особенные дети, студенты многопрофильного колледжа, художественная среда Салехарда (профессионалы и любители искусства, музейные работники) - в дни работы второго фестиваля была задействована интенсивно, но результативность их собственной творческой активности была иной. Так, художники Салехарда вместе с О. Яхниным провели мастер-класс «Мой питомец» с особенными детьми, подопечными Благотворительного фонда «Ямине». Дети эти разные и по возрасту, и по готовности раскрывать себя через рисование, но мастер-класс выявил несколько участников, для которых создание графического изображения является важным способом разговора с миром.

Мастер-классы по созданию портрета в уникальной графике и по акварели, проведенные О. Ю. Яхниным для будущих дизайнеров, обучающихся в Ямальском многопрофильном колледже, и для учащихся детских школ искусств, показали возможности свободного владения ремеслом. Мастер-класс по разным техникам печати, ориентированный на профессиональное сообщество, стал возможностью демонстрации личных «know how» мастера.

Впервые в 2016 году экспозиционные площади фестиваля были расширены: персональная выставка О. Яхнина уехала в ноябре 2016 года в Музейно-ресурсный центр Ноябрьска. В планах на 2016 – 2017 годы стояли поддержание интереса к графическому мастерству и мотивация ямальских графиков на открытия и совместную выставочную деятельность в межфестивальное время.

Подводя итоги, хочу поделиться следующими размышлениями. С одной стороны, автономное и особое развитие культуры на северных территориях страны свидетельствует о некотором временном опаздывающем смещении. Вся Сибирь на рубеже 1990 – 2000-х годов «бредила» крупными проектами, брендирующими территорию. Длительно работающие фестивали, конкурсы поддерживались властью, становились яркими событиями, собирающими сибирские художественные силы, подключающими столичное и международное художественное пространство.

Фестиваль дизайна и графики на Ямале внешне был частью этого процесса, но изначально создавался по другой схеме. Место, не имеющее собственного плотного культурного слоя, подпитываемое современными культурными номадами (приезжающими на короткое время или же задерживающимися надолго), могло рассчитывать только на рожденную инициативу. И на заинтересованность художников из более развитых в художественном отношении мест. Высказывание Б. Гройса о том, что современная тенденция развития городов связана с гомогенностью без универсализма как результатом развития глобального туризма[5], на мой взгляд, подтверждается тем, что сегодня малые города, инерционно заботясь о развитии романтического туризма, уже встроены в реалии туризма постромантического. Уникальное и локальное перемещается, подтверждая свою ценность уже не закреплением за местом, а самим фактом необходимости перемещения. Международный фестиваль «Неделя графики и дизайна в столице Ямала» – это та локальная особенность, которая свидетельствует об уравненности этого места со всем глобальным миром.

ЛИТЕРАТУРА


1 Юдин П.Е Политика брендинга территорий и культурное наследие // Теория и практика общественного развития. 2014. №12. С. 109.
2 Государственная программа Ямало-Ненецкого автономного округа «Основные направления развития культуры на 2014 – 2020 годы» // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации Об утверждении государственной программы Ямало-ненецкого автономного округа (дата обращения: 08.07.2016).
3 Воспоминание о Южном море. Станковая графика, книжный знак и книжная иллюстрация Веры Станишевской : каталог выставки. Салехард: ГБУ «МВК», 2015.
4 Груздов Е.В., Свешников А.В. Словарь мифологии Омска // Пятые омские искусствоведческие чтения «Современное искусство Сибири как со-бытие» : материалы республиканской научной конференции. Омск: ИД «Наука», 2005. С. 109 – 143.
1 Гройс Б. Город в эпоху его туристической репродуцируемости // Политика поэтики. М.: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2013. С. 391.