Коллекция произведений художников ближнего зарубежья из собрания Томского областного художественного музея как основа международного проекта «Искусство за толерантность»
Утро. Левая часть триптиха. 1971 | |
Л.П. Мурниек | |
Томский областной художественный музей |
В 1995 году ЮНЕСКО утвердила Декларацию принципов толерантности. Как у любого социального явления, у толерантности есть своя теория, которая гласит: «Толерантность – это готовность принять «других» такими, как они есть, и взаимодействовать с ними на основе понимания и согласия; уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности; гармония в многообразии; активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека»1. Реальность человеческого бытия соткана из своеобразных этнических культур, их самоценность не отвергает, а, напротив, предлагает межэтнический и межкультурный диалог. Он стимулирует сохранение культурного наследия человечества и служит гарантом социальной стабильности, так как в его основе - знание культуры соседних народов, уважение их традиций, терпимость к иным формам мировоззрения, ценностным стереотипам. История учит, что возведение в абсолют собственных национальных ориентиров и отрицание всего лежащего за их пределами порождает неприязнь и, в конечном счете, шовинизм в межнациональных отношениях.
Для Томской области проблема толерантности – не придуманная проблема. С началом русской колонизации Сибири стремительно нарастала мозаичность этнического состава ее населения. Современный национальный состав нашей области включает представителей 120 народов. Все они внесли определенную лепту в культурное, экономическое, политическое развитие края, образовав самобытное многонациональное региональное сообщество. Мы пришли к пониманию необходимости формирования толерантного мышления как условия сохранения не только своей гражданственности, цивилизованности, но – в условиях нарастания национально-экономических проблем – сохранения общества как такового. Именно культура стала тем механизмом, который помогает регулировать межэтнические отношения.
Идея проекта «Искусство за толерантность» родилась в 2008 году как отклик на происходящие события в международной сфере. Еще в 2007 году белорусская диаспора предложила опубликовать статью о работах белорусских художников в собрании Томского областного художественного музея (далее - ТОХМ) в журнале «Радзiма – Беларусь», посвященном международному фестивалю белорусской культуры. Позднее с армянской диаспорой был осуществлен небольшой выставочный проект с использованием работ из музейной коллекции. В 2008 году журналист газеты «Томский вестник» Татьяна Веснина была приглашена в Грузию. К ней обратилась искусствовед музея Татьяна Микуцкая с просьбой уточнить биографические сведения о грузинских художниках и авторах из Южной Осетии, чьи работы представлены в ТОХМ. В итоге многих событий возникла идея выставочно-издательского проекта, посвященного искусству XX века.
Тема дружбы стала основной линией проекта, которая родилась изначально из дружбы искусствоведа ТОХМ и журналиста газеты «Томский вестник». Проект также помог построить дружеские и творческие отношения с томскими диаспорами и художниками бывших союзных республик. Были осуществлены исследовательские поездки в Эстонию, Грузию, Армению, Украину и Беларусь для сбора материалов о художниках. В ходе работы возникли дружеские отношения с художниками, которые радовались, когда узнавали, где находятся их работы, что они не потеряны; с творческими союзами стран СНГ и Балтии; с министерствами культуры и национальными художественными музеями. В реалиях проекта происходило то, что называют народной дипломатией. С момента замысла проекта до его воплощения произошли изменения на политической карте. Мировой экономический кризис и сложные межгосударственные отношения осложнили сбор информации в странах ближнего зарубежья. Но, как убедились авторы проекта, искусство сильнее политики, а народная дипломатия эффективней официальной.
Финансово обе части проекта были поддержаны автономной некоммерческой организацией «Единство журналистики и культуры», фондом Форда, некоммерческой организацией «Фонд культуры Томской области» и Администрацией Томской области.
В основе проекта «Искусство за толерантность» – качественная коллекция произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства в собрании Томского областного художественного музея, которая представляет интерес с точки зрения эстетики минувшего времени. XX век, в котором они создавались, стал достоянием прошлого, поэтому можно говорить о завершенной художественной эпохе. Проект позволил рассмотреть и изучить произведения советского многонационального искусства без идейных и политических оценок. Кроме того, наблюдалась некоторая неопределенность существования данной коллекции в собрании музея. Одной из задач была ее научная каталогизация: существовали проблемы с изучением биографий авторов, сведений об их творчестве последних десятилетий, связанные с недостатком информации о профессиональной деятельности художников периода, последовавшего за распадом СССР.
Проект был задуман состоящим из двух частей: первая - живопись, вторая - графика, скульптура, прикладное искусство. Первую часть – выставку живописных произведений, каталог и его презентацию – авторы проекта приурочили к 4 ноября 2009 года – дате, с которой в России стали праздновать День народного единства; вторая часть проекта была открыта 16 ноября 2012 года, когда весь цивилизованный мир отмечал Международный день толерантности. Авторам проекта хотелось бы верить, что появление новых праздников и новых политических реалий не перечеркивает полностью позитив прошлого, но выявляет истинный смысл современных изменений в постсоветском обществе. Проект состоял из двух выставок из собрания ТОХМ, дополненных предметами декоративно-прикладного искусства из коллекций представителей томских диаспор, а также - работы по сбору каталожных материалов и издания двух иллюстрированных научных каталогов. Перед авторами стояла задача опубликовать музейные работы и тем самым вернуть или, в отдельных случаях, ввести произведения данной коллекции в общекультурный контекст искусства. Проект преследовал еще одну цель – познакомить новое поколение зрителей, которому яркая палитра художников СССР неизвестна, с коллекцией работ, дающей представление о многообразии национальных художественных школ бывшего СССР.
В таллинском яхт-клубе. 1983 | |
Р. Э. Таммик | |
Томский областной художественный музей |
Коллекция произведений художников ближнего зарубежья в Томском областном художественном музее насчитывает более 500 произведений 200 авторов стран Балтии, Беларуси, Молдовы, Украины, Закавказья и Средней Азии. Произведения комплектовались в 1970 – 1975 и 1984 – 1995 годах. Первыми поступлениями стали работы украинских (100 графических листов), грузинских и молдавских художников, которые были подарены в Дни культуры союзных республик в Томске. В 1984 году в результате работы с Дирекцией выставок Союза художников СССР поступило 14 живописных произведений художников Средней Азии и Прибалтики, а позднее, с 1989 по 1995 год, через отдел комплектования МК СССР при кураторстве М.П. Карловой в музей была передана основная часть данной коллекции. Необходимо отметить, что самостоятельных закупок было осуществлено очень мало: Тогрул Нариманбеков и Диана Уклеба-Григорян (Азербайджан), Виталий Чернобрисов (Белоруссия), Бадри Ломсианидзе и Роланд Шаламберидзе (Грузия – Санкт-Петербург), Кадыр Беков, Жалкычи Жакыпов, Сергей Дараган (Киргизия). Во время работы над проектом музею была подарена работа Инны Костиной (Азербайджан).
В процессе работы над каталогом, изучая творчество художников, авторы убедились, что в собрании музея находятся произведения известнейших мастеров, чье творчество является достоянием мирового уровня. Это известные имена и известные работы, которые воспроизводились и упоминались в монографиях, периодике и других изданиях. Многие художники имеют международные награды, звания и премии, их произведения экспонировались на крупных международных выставках. Большая часть работ была показана на всесоюзных и республиканских выставках, проводившихся в стране регулярно. Многие авторы включены в мировые энциклопедии искусства XX века. Но следует отметить, что процесс их творческого становления, первые профессиональные шаги и первые звания, полученные этими мастерами, связаны с советским периодом. Сегодня некоторые художники покинули свои страны и живут в США, Франции, Голландии, Турции и др.
Стилистически в 1970 – 1980-е годы (именно в этот период создана большая часть работ коллекции) изобразительный язык обогащался этнической символикой и метафорой; особенно ярко национальные особенности проявлялись через стилизацию и обращение к фольклорным образам. Источниками для вдохновения становятся фольклор и красота национального пейзажа, что привело, например, в графике к возникновению серий и циклов. Большую роль в поддержке и взаимном общении мастеров союзных республик играли Дома творчества художников «Сенеж», «Паланга», «Челюскинская», а также Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, где учились студенты из всех республик СССР и откуда они распределялись по всей стране.
Музейная коллекция состоит из четырех видовых разделов и нескольких блоков: Балтия, Беларусь, Украина, Молдова, Закавказье и Средняя Азия. Именно по этим разделам строились экспозиции выставок и каталоги. Живопись ближнего зарубежья включала 76 произведений 62 авторов. Хронологически это произведения, созданные в основном в 1970 – 1980-х годах; небольшая часть работ принадлежит к 1960-м и 1990-м годам. Графика, преимущественно тиражная и серийная, представлена произведениями 1950 – 1980-х годов. Наиболее цельным и полным являлся блок искусства Балтии. Прибалтийское изобразительное искусство – совершенно особый культурный феномен, имеющий свою ярко выраженную специфику, тяготение к определенным сюжетам и темам, а в графике - к техникам. Всех мастеров этой школы объединяет высокий уровень культуры исполнения, виртуозное владение техниками и манерами, использование традиций западного искусства. Большинство работ прибалтийских авторов – это романтические произведения, наполненные светом, воздухом, расширенные пространственными и композиционными планами. Это изумрудный пейзаж «Весенняя фактура» работы патриарха литовской живописи Аугустинаса Савицкаса (1919 – 2012) – живописца, доктора искусствоведения, автора книг о литовской живописи, кавалера орденов Великого князя Гедиминаса и Витаутаса Великого. Старшее предвоенное поколение живописцев представлено изысканными пейзажами латышей Лаймдота Мурниека (1922 – 2011), Херберта Силиньша (1926 – 2001) и эстонца Юло Тедера (1923 – 2008); классической композицией, посвященной истории Латвии, известного мастера Джеммы Скулме (р. 1925) и «Портретом скрипача Р. Катилюса» кисти лидера прибалтийской школы Софии Вейверите (1926 – 2009). Эдвардас Грубе (р. 1935) представлен программной символической композицией «Материнство», Алоизас Стасюлявичюс (р. 1931) - знаковым для него пейзажем «Фрагмент Вильнюса», экспонировавшимся в Италии и Японии. Послевоенное поколение: работы Р. Музиса (р. 1944), А. Баните (р. 1949); знаменитый пейзаж эстонца Р. Таммика (р. 1947) «Весна в таллиннском яхт-клубе», написанный в 1983 году, когда художник принадлежал к тартуской группе фотореалистов. Завершают коллекцию прибалтов произведения выпускников Латвийского художественного института, учеников Э. Илтнере, Э. Грубе, И. Зариня: Эдгара Верпе (р. 1958), ныне директора Государственного фонда культурного капитала Латвии, Иевы Илтнере (р. 1957), Даце Лапиня (р. 1954), Алексея Наумова (р. 1955) – директора Латвийской Академии художеств.
В коллекции хранятся работы художников Белоруссии, чья самобытная художественная культура связана с народным искусством. В их произведениях всегда присутствует определенное эмоциональное состояние, в основе которого - гимн природе и народу. Двое из белорусских авторов получили образование после войны в художественных вузах Харькова и позднее преподавали в Минске: Виктор Сахненко (1923 – 1973) и Альгерд Малишевский (1921 – 1989). В их произведениях выявляются тенденции и искания художников 1960-х годов. Самый известный из белорусских авторов, представленных в коллекции, – это Виталий Цвирко (1913 – 1993), народный художник Белоруссии, лауреат Государственных премий, ректор Белорусского театрально-художественного института. Значителен его вклад в развитие белорусского пейзажа-притчи. Этого мастера называют «звездой белорусского пейзажа». Объект реальности для него - лишь повод для разговора о важнейших вопросах бытия. Он национален по умению воплощать образ родины в своих пейзажах; белый цвет становится доминантой в его эпическом пейзаже «Деревня Повязень». В нем сближаются планы, нарушаются четкие перспективные соотношения, но природа оказывается загадочной и притягательной. Творчество молодых художников 1980-х годов представлено работами Леонида Хоботова (р. 1950), члена группы «Немига – 17». Авторы этого поколения ставили задачи обновления языка изобразительного искусства, ориентированного отношения к национальной традиции. Хоботов привнес в белорусскую живопись интерес к экспрессивной богатой форме, метафорическому языку, выразительности образов. Художник Андрей Задорин (р. 1960), ученик М. Савицкого, представлен работой раннего периода, написанной в год окончания мастерских Белорусской академии искусств. Сейчас художник живет в Нидерландах.
Сон. 1988 | |
А.Р.О. Самедов | |
Томский областной художественный музей |
В коллекции находятся работы четырех украинских живописцев и двадцати шести графиков. Украинская школа богата реалистическими и народными традициями. Самый известный ее мастер – Т.Н. Яблонская, старейший украинский корифей, Герой Украины, Народный художник СССР. Холст «Окно в моей мастерской» создан в поздний период ее большой и яркой жизни, когда она могла писать только в мастерской, наблюдая мир из этого окна. Ее замечательным качеством была способность к постоянному обновлению. Работа из цикла «Окна» определялась автором как «реалистическая бессюжетность», просветленная и гармоничная. В графике Украины наибольшие успехи достигнуты в области книжной иллюстрации. Графические листы в своей основе посвящены народному фольклору, проникнуты особым украинским юмором.
Живопись Молдавии представлена холстами Аурела Давида (1935 – 1984), Михаила Греку (1916 – 1998) – великого молдавского художника мирового уровня, учениками И.Я. Хазова, бывшего томича, и ученицей М. Греку Инессой Цыпиной (1946 – 2013).
Подобно Балтии, школа Закавказья представлена в коллекции достаточно полно мастерами Азербайджана, Армении и Грузии. Азербайджан – это работы художников нескольких поколений: от Талята Шихалиева (1928 – 1987) и Тогрула Нариманбекова (1930 – 2013) до новых «звездных художников Востока» – Асима Самедова (р. 1955) и Эльяра Алимирзоева (р. 1961). Грузинская живопись – это произведения разных мастеров: от известных реалистов Вахтанга Адвадзе (1919 – 2001) и Гиви Тоидзе (р. 1932) до абстракционистов Нодара Шаламберидзе (р. 1958) и Бадри Ломсианидзе (р. 1961). Армения – это уникальная работа-притча Рафаэля Атояна (1931 – 2015) «Пекут лаваш».
Декоративно-прикладное искусство художников ближнего зарубежья представлено в основном работами народных мастеров. Это традиционные гончарные изделия, глиняная игрушка из приобретенной в 2002 году коллекции
С коллекцией живописи работали
Выставочно-издательский проект «Искусство за толерантность» позволил взглянуть на художественные процессы прошлых лет сквозь призму современных идей и концепций, дал возможность расширить профессиональное сознание, увидеть примеры взаимодействия культур, что актуально для современного постсоветского пространства.
ЛИТЕРАТУРА
1 | Козлова А.Г. Воспитание этнотолерантности подростка в семье. СПб., 2005. С. 301. |
2 | Искусство за толерантность. Художники ближнего зарубежья в собрании Томского областного художественного музея: каталог / авт.-сост.: Т. Микуцкая, Т. Веснина. Томск, 2009. |
3 | Искусство за толерантность. Художники ближнего зарубежья в собрании Томского областного художественного музея. Графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство: каталог выставки / под ред. Т.Н. Микуцкой ; авт.-сост.: Т.А. Бычкова, О.Л. Кряжева, И.Г. Проваленок. Томск, 2012. |