Сказочные реки, былинные берега

Е.В. Шептунова

  • 09 июля 2018
  • 112
  • Фрагмент экспозиции. А.Д. Бржезицкая. Туалетный прибор Принцесса на горошине. 1956
      Выставка «Сказочные реки, былинные берега». Фрагмент экспозиции
    Туалетный прибор «Принцесса на горошине». 1956
      А.Д. Бржезицкая

    Мир сказок… Как он велик и необычайно разнообразен. С незапамятных времен былины, сказы, предания, волшебные истории сопровождали людей с самого детства, были особыми путеводными нитями, ведущими их по жизни и примиряющими с несовершенным миром. Сказка, изначально напоенная добротой и мудростью народной, со временем менялась - от устных сказаний до современных литературных фантазий, дополнялась новыми сюжетами и героями. Но неизменными в ней оставались истинные идеалы, представления о добре и зле, жизни и смерти, истине и лжи, о счастье и любви.  

    Русские народные сказания, былины, порожденные языческой верой в магические силы природы, постепенно становились историями о невиданных приключениях героев – могучего Ильи Муромца, Ивана-царевича и его верного волшебного волка, удачливого Емели, храброго Садко. Очень яркими были женские образы: Царевна-Лебедь и Царевна-Лягушка, Василиса Прекрасная и Премудрая, Марья Моревна, Аленушка и Снегурочка.  Были и персонажи, заимствованные из иноземных источников и по-новому воплотившиеся в русском фольклоре. Таковы истории славных деяний и подвигов Бовы-королевича и победителя змея, богатыря Еруслана Лазаревича. Любопытны и поучительны сказки о животных, в которых те наделялись определенными чертами характера: медведь – неуклюжей доброй силою, лиса – хитростью и проворством, волк – свирепостью, пугливый заяц – сообразительностью.

    Передавались сказки сначала из уст в уста, позднее - записывались этнографами, которые путешествовали по бескрайним пространствам России и бережно сохранили для нас множество народных преданий, загадок, прибауток и разнообразных сказок: богатырских и бытовых, авантюрных и волшебных. В 1832 году публикуется сборник сказок, составленный В.И. Далем, известным автором «Толкового словаря живого великорусского языка»; в 1850-е годы выходит классический сборник народных сказок А.Н. Афанасьева. И в ХХ веке собиратели старинных сказаний находили заповедные уголки, жители которых еще помнили рассказы своих бабушек и дедушек и щедро делились ими.

    По народным преданиям написана всеми любимая сказка «Конек-горбунок» П.П. Ершова. Великолепные волшебные сказки А.С. Пушкина навеяны рассказами его няни Арины Родионовны.

    На протяжении многих столетий сказочные темы живут в художественном творчестве. Прежде всего, это яркие образы народного искусства. Крестьянские избы и домашняя утварь издавна украшались изображениями всевозможных волшебных персонажей: птицами-павами, сиринами, жар-птицами, фантастическими львами, пышногривыми конями, единорогами и русалками.  В профессиональное искусство темы сказок пришли лишь в конце XIX века. Одним из первых обратился к образам народных былин и сказок живописец В.М. Васнецов и создал блестящие по своей выразительности полотна – «Богатыри», «Витязь на распутье», «Аленушка», «Иван-царевич на Сером волке». Особенную загадочность сказочным персонажам подарил М.А. Врубель, вместивший в образы своих волшебных героев бесконечную глубину и поэтичность народной фантазии. Его «Царевна-Лебедь», символ женственности и ранимости, и «Пан», получеловек-полубог, олицетворяющий духовное единение человека с природой, всегда будут волновать своей таинственной красотой.

      Балда на лошади. Иллюстрация к «Сказке о попе и о работнике его Балде» А.С. Пушкина. 1958 - 1959
      Ю.В. Ворогушин

    ***

    В марте 2018 года в Новосибирском государственном художественном музее открылась выставка «Сказочные реки, былинные берега». Она представила тему сказки в произведениях графики и декоративно-прикладного искусства, хранящихся в музейной коллекции. Словно в пестрый ковер, в нее вплетались самые разные сюжеты - от былин, народных преданий и сказок А.С. Пушкина до «Сказки о военной тайне» А.П. Гайдара и «Звездного мальчика» О. Уайльда. Большая часть экспонатов создана в середине и второй половине ХХ века – в период расцвета отечественной книжной иллюстрации. Однако начальное место в зале отводилось двум русским народным картинкам – лубкам, изданным в конце XIX столетия и повествующим о подвигах и приключениях славных богатырей Бовы Королевича и Ивана Царевича. Несмотря на иноземную одежду и доспехи их главных героев, подобные литографские картинки были популярны среди простых людей и становились непременным украшением крестьянской избы, трактира, купеческой лавки.

    Центральное место в экспозиции заняли произведения на темы сказок А.С. Пушкина, отличающиеся большим стилистическим разнообразием. Цветные линогравюры Ю.В. Ворогушина к «Сказке о попе и работнике его Балде» (1958 – 1959) созданы в свободной, динамичной манере; их персонажи показаны в юмористическом ключе. Эскизы декораций, исполненные С.Л. Белоголовым к опере М.И. Глинки «Руслан и Людмила», которая была поставлена в Новосибирском театре оперы и балета в 1951 году, напоминают о лучших традициях русского театрально-декорационного искусства конца XIX – начала ХХ века. Иллюстрации Е.И. Конькова к «Сказке о золотом петушке» (1968) удивляют своей лаконичной декоративностью и некой таинственностью, порождаемой гаммой сдержанных коричневых и серых тонов. Офорты Э.С. Гороховского к «Сказке о рыбаке и рыбке» (1974) поражают остротой образной трактовки героев этого произведения. Нежно-декоративным штрихом в этом ряду можно назвать листы В.Н. Лагуны к «Сказке о царе Салтане» (1985), написанные темперой в стиле палехских мастеров.

    Фрагмент экспозиции. Чернильный прибор Сказка о золотом петушке. 1956
      Фрагмент экспозиции. Чернильный прибор «Сказка о золотом петушке». 1956
      О.М. Богданова

    Блестящими акцентами в этой части экспозиции оказались произведения фарфоровой пластики, созданные талантливыми художниками декоративно-прикладного искусства. Прославленная Н.Я. Данько, работавшая на Ленинградском фарфоровом заводе и известная своими скульптурками «агитационного» фарфора, была представлена великолепной в своей величавой простоте чернильницей «Пушкин за работой», исполненной в конце 1930-х годов. Чернильный прибор «Сказка о золотом петушке», созданный на Дулевском фарфором заводе скульптором О.М. Богдановой, привлекает внимание многоцветием, изысканной эклектичностью и выразительностью образов. Украшала экспозицию и еще одна работа этого автора - популярная в 1950-е годы «Малахитовая шкатулка», с характерной для того времени яркой росписью.

    Теплота пушкинских сказок отражается в изделиях дымковских мастериц А.В. Кузьминых и Н.П. Трухиной «Белочка и хрустальный дом» и «Золотая рыбка». Исполненные в конце 1980-х годов, в традиционной для этого промысла манере, яркие и декоративные игрушки своеобразно раскрывают всем известные сюжеты.

    Прекрасным обрамлением для произведений по сказкам А.С. Пушкина послужили графические работы на темы былин и иллюстрации к книге А.Н. Афанасьева «Русские народные сказки». Линогравюры И.Д. Архипова «Садко» и «Вольга и Микула» выполнены в манере, характерной для 1960-х годов: реалистичность образов соединяется здесь с широкой обобщающей декоративностью. В листах С.Р. Ковалева, оформляющих книгу «Былины» (1967), стилизация народного узорочья сочетается с подчеркнутой экспрессией в трактовке персонажей. Эти тонко написанные гуаши удивительным образом перекликались с иллюстрациями В.В. Тимофеева к афанасьевским «Русским народным сказкам» (1980-е), где яркость и повествовательность сказочных сюжетов усиливается орнаментальными рамками, в которые заключены изображения.

    Сказка о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове. Иллюстрация к книге А.Н. Афанасьева Русские народные сказки. Вариант. 1985
      Сказка о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове. Иллюстрация к книге А.Н. Афанасьева «Русские народные сказки». Вариант. 1985
      В.В. Тимофеев

    Литературная сказка в произведениях художников была представлена на выставке не очень широко, зато своеобразно и многогранно. Сдержанностью и тонкой живописностью отличаются акварели А.А. Рылова «Звери у кита» (из «Сказок зверолова» В.В. Бианки) и К.И. Рудакова «Бременские музыканты» (к сказке братьев Гримм), написанные в 1930-е годы. А рядом с ними, в витрине, притягивала взгляд сказка Г.Х. Андерсена – туалетный прибор «Принцесса на горошине» А.Д. Бржезицкой, художника и скульптора Дулевского фарфорового завода. Эта нарядная композиция, имеющая еще и утилитарное (пусть весьма условное) предназначение, так оригинально, с таким добрым юмором задумана автором, что остается только удивляться. Капризная, восседающая на перинах принцесса – это шкатулка, фигурки королевы и принца – изящные флаконы; лоток сделан в виде ковровой дорожки с фигурками пажей, а пудреница с собачкой на крышке напоминает подушку-пуф. Прибор расписан с поистине сказочным вкусом, а объединяющий оранжевый цвет придает композиции определенную весомость и «шикарность», оставляя при этом каждому из милых и забавных персонажей свой собственный характер. Необычным контрастом к этим образам смотрелись графические работы Ю.И. Кононенко – эскизы костюмов к спектаклю по пьесе С.Я. Маршака «Умные вещи» (1966). Они отличаются широким гротеском, смелым линейным и цветовым решением внешнего облика героев.

    Созданные уже в XXI веке, добротные акварельные листы А.Н. Медведева к «Звездному мальчику» О. Уайльда и «Снежной королеве» Г.Х. Андерсена прекрасно «уживались» с яркими иллюстрациями В.А. Авдеева к сборнику сказок «Быль и небыль» Т.Г. Габбе (1969) и к «Сказке о военной тайне, Мальчише-Кибальчише и его твердом слове» А.П. Гайдара (1970).  Эти работы словно освещали трогательную фигуру маленькой девочки – скульптуру «Умница» (1958) Э.В. Звирбулиса.

    Особое место в этой экспозиции принадлежало двум «Снегурочкам». Одна придумана мастером Дулевского фарфорового завода Н.А. Малышевой и имеет привычный облик «ледяной внучки», подчеркнутый перламутровой глазурью. Другая же, созданная в 1920-е годы А.В. Щекатихиной-Потоцкой – одной из самых талантливых художников-скульпторов Ленинградского фарфорового завода, останавливает внимание своим необычным нарядом, который декорирован изыскано стилизованным народным орнаментом. Эта выразительная фигурка перекликается с эскизами к сказке А.Н. Островского «Снегурочка», которые создал Н.К. Рерих, обращаясь, прежде всего, к мифологическим истокам сказки.

    Иванушка в полете. 1950-е. Модель 1943
      Иванушка в полете. 1950-е. Модель 1943
      С.М. Орлов
    Снегурочка. 1923
      Снегурочка. 1923

      А.В. Щекатихина-Потоцкая

    Своеобразным символом выставки стала декоративная фарфоровая скульптура «Иванушка в полете» С.М. Орлова, исполненная на Дмитровском фарфоровом заводе, где мастер проработал более тридцати лет и создал уникальные произведения. К их числу принадлежит великолепная композиция к сказке П.П. Ершова «Конек-горбунок», которая воспринимается красочным музыкальным сочинением, каким-то чудом воплощенным в фарфоре. Каждый персонаж этой сюиты обладает своим уникальным звучанием, выраженным в пластике, цвете и множестве золоченых акцентов. Главный герой – Иванушка, заботливо обнимающий конька, - благодаря лаконичной и яркой росписи его одежды и невероятной высокой шапки кажется одновременно и простоватым, и загадочным.

    Иванушка, летящий на крылатом коньке с развевающейся гривой, приглашает в путешествие в невероятную, непостижимую страну заповедных преданий и фантазий.  Здесь каждый может найти себе сказку по душе: волшебную или поучительную, забавную или грустную, обыденную или героическую. Произведения художников, ярко и разнообразно отразившие сказочные сюжеты, помогают вспомнить знакомые с детства истории и по-новому прочувствовать их вечное очарование и колдовство.