Сказочные реки, былинные берега

09 июля 2018
Е.В. Шептунова
Фрагмент экспозиции. А.Д. Бржезицкая. Туалетный прибор Принцесса на горошине. 1956
  Выставка «Сказочные реки, былинные берега». Фрагмент экспозиции
Туалетный прибор «Принцесса на горошине». 1956
  А.Д. Бржезицкая
 
 
 

Мир сказок… Как он велик и необычайно разнообразен. С незапамятных времен былины, сказы, предания, волшебные истории сопровождали людей с самого детства, были особыми путеводными нитями, ведущими их по жизни и примиряющими с несовершенным миром. Сказка, изначально напоенная добротой и мудростью народной, со временем менялась - от устных сказаний до современных литературных фантазий, дополнялась новыми сюжетами и героями. Но неизменными в ней оставались истинные идеалы, представления о добре и зле, жизни и смерти, истине и лжи, о счастье и любви.  

Русские народные сказания, былины, порожденные языческой верой в магические силы природы, постепенно становились историями о невиданных приключениях героев – могучего Ильи Муромца, Ивана-царевича и его верного волшебного волка, удачливого Емели, храброго Садко. Очень яркими были женские образы: Царевна-Лебедь и Царевна-Лягушка, Василиса Прекрасная и Премудрая, Марья Моревна, Аленушка и Снегурочка.  Были и персонажи, заимствованные из иноземных источников и по-новому воплотившиеся в русском фольклоре. Таковы истории славных деяний и подвигов Бовы-королевича и победителя змея, богатыря Еруслана Лазаревича. Любопытны и поучительны сказки о животных, в которых те наделялись определенными чертами характера: медведь – неуклюжей доброй силою, лиса – хитростью и проворством, волк – свирепостью, пугливый заяц – сообразительностью.

Передавались сказки сначала из уст в уста, позднее - записывались этнографами, которые путешествовали по бескрайним пространствам России и бережно сохранили для нас множество народных преданий, загадок, прибауток и разнообразных сказок: богатырских и бытовых, авантюрных и волшебных. В 1832 году публикуется сборник сказок, составленный В.И. Далем, известным автором «Толкового словаря живого великорусского языка»; в 1850-е годы выходит классический сборник народных сказок А.Н. Афанасьева. И в ХХ веке собиратели старинных сказаний находили заповедные уголки, жители которых еще помнили рассказы своих бабушек и дедушек и щедро делились ими.

По народным преданиям написана всеми любимая сказка «Конек-горбунок» П.П. Ершова. Великолепные волшебные сказки А.С. Пушкина навеяны рассказами его няни Арины Родионовны.

На протяжении многих столетий сказочные темы живут в художественном творчестве. Прежде всего, это яркие образы народного искусства. Крестьянские избы и домашняя утварь издавна украшались изображениями всевозможных волшебных персонажей: птицами-павами, сиринами, жар-птицами, фантастическими львами, пышногривыми конями, единорогами и русалками.  В профессиональное искусство темы сказок пришли лишь в конце XIX века. Одним из первых обратился к образам народных былин и сказок живописец В.М. Васнецов и создал блестящие по своей выразительности полотна – «Богатыри», «Витязь на распутье», «Аленушка», «Иван-царевич на Сером волке». Особенную загадочность сказочным персонажам подарил М.А. Врубель, вместивший в образы своих волшебных героев бесконечную глубину и поэтичность народной фантазии. Его «Царевна-Лебедь», символ женственности и ранимости, и «Пан», получеловек-полубог, олицетворяющий духовное единение человека с природой, всегда будут волновать своей таинственной красотой.

Балда на лошади
  Балда на лошади. Иллюстрация к «Сказке о попе и о работнике его Балде» А.С. Пушкина. 1958 - 1959
  Ю.В. Ворогушин
 
 
 

***

В марте 2018 года в Новосибирском государственном художественном музее открылась выставка «Сказочные реки, былинные берега». Она представила тему сказки в произведениях графики и декоративно-прикладного искусства, хранящихся в музейной коллекции. Словно в пестрый ковер, в нее вплетались самые разные сюжеты - от былин, народных преданий и сказок А.С. Пушкина до «Сказки о военной тайне» А.П. Гайдара и «Звездного мальчика» О. Уайльда. Большая часть экспонатов создана в середине и второй половине ХХ века – в период расцвета отечественной книжной иллюстрации. Однако начальное место в зале отводилось двум русским народным картинкам – лубкам, изданным в конце XIX столетия и повествующим о подвигах и приключениях славных богатырей Бовы Королевича и Ивана Царевича. Несмотря на иноземную одежду и доспехи их главных героев, подобные литографские картинки были популярны среди простых людей и становились непременным украшением крестьянской избы, трактира, купеческой лавки.

Центральное место в экспозиции заняли произведения на темы сказок А.С. Пушкина, отличающиеся большим стилистическим разнообразием. Цветные линогравюры Ю.В. Ворогушина к «Сказке о попе и работнике его Балде» (1958 – 1959) созданы в свободной, динамичной манере; их персонажи показаны в юмористическом ключе. Эскизы декораций, исполненные С.Л. Белоголовым к опере М.И. Глинки «Руслан и Людмила», которая была поставлена в Новосибирском театре оперы и балета в 1951 году, напоминают о лучших традициях русского театрально-декорационного искусства конца XIX – начала ХХ века. Иллюстрации Е.И. Конькова к «Сказке о золотом петушке» (1968) удивляют своей лаконичной декоративностью и некой таинственностью, порождаемой гаммой сдержанных коричневых и серых тонов. Офорты Э.С. Гороховского к «Сказке о рыбаке и рыбке» (1974) поражают остротой образной трактовки героев этого произведения. Нежно-декоративным штрихом в этом ряду можно назвать листы В.Н. Лагуны к «Сказке о царе Салтане» (1985), написанные темперой в стиле палехских мастеров.

Фрагмент экспозиции. Чернильный прибор Сказка о золотом петушке. 1956
  Фрагмент экспозиции. Чернильный прибор «Сказка о золотом петушке». 1956
  О.М. Богданова
 
 
 

Блестящими акцентами в этой части экспозиции оказались произведения фарфоровой пластики, созданные талантливыми художниками декоративно-прикладного искусства. Прославленная Н.Я. Данько, работавшая на Ленинградском фарфоровом заводе и известная своими скульптурками «агитационного» фарфора, была представлена великолепной в своей величавой простоте чернильницей «Пушкин за работой», исполненной в конце 1930-х годов. Чернильный прибор «Сказка о золотом петушке», созданный на Дулевском фарфором заводе скульптором О.М. Богдановой, привлекает внимание многоцветием, изысканной эклектичностью и выразительностью образов. Украшала экспозицию и еще одна работа этого автора - популярная в 1950-е годы «Малахитовая шкатулка», с характерной для того времени яркой росписью.

Теплота пушкинских сказок отражается в изделиях дымковских мастериц А.В. Кузьминых и Н.П. Трухиной «Белочка и хрустальный дом» и «Золотая рыбка». Исполненные в конце 1980-х годов, в традиционной для этого промысла манере, яркие и декоративные игрушки своеобразно раскрывают всем известные сюжеты.

Прекрасным обрамлением для произведений по сказкам А.С. Пушкина послужили графические работы на темы былин и иллюстрации к книге А.Н. Афанасьева «Русские народные сказки». Линогравюры И.Д. Архипова «Садко» и «Вольга и Микула» выполнены в манере, характерной для 1960-х годов: реалистичность образов соединяется здесь с широкой обобщающей декоративностью. В листах С.Р. Ковалева, оформляющих книгу «Былины» (1967), стилизация народного узорочья сочетается с подчеркнутой экспрессией в трактовке персонажей. Эти тонко написанные гуаши удивительным образом перекликались с иллюстрациями В.В. Тимофеева к афанасьевским «Русским народным сказкам» (1980-е), где яркость и повествовательность сказочных сюжетов усиливается орнаментальными рамками, в которые заключены изображения.

Сказка о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове. Иллюстрация к книге А.Н. Афанасьева Русские народные сказки. Вариант. 1985
  Сказка о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове. Иллюстрация к книге А.Н. Афанасьева «Русские народные сказки». Вариант. 1985
  В.В. Тимофеев
 
 
 

Литературная сказка в произведениях художников была представлена на выставке не очень широко, зато своеобразно и многогранно. Сдержанностью и тонкой живописностью отличаются акварели А.А. Рылова «Звери у кита» (из «Сказок зверолова» В.В. Бианки) и К.И. Рудакова «Бременские музыканты» (к сказке братьев Гримм), написанные в 1930-е годы. А рядом с ними, в витрине, притягивала взгляд сказка Г.Х. Андерсена – туалетный прибор «Принцесса на горошине» А.Д. Бржезицкой, художника и скульптора Дулевского фарфорового завода. Эта нарядная композиция, имеющая еще и утилитарное (пусть весьма условное) предназначение, так оригинально, с таким добрым юмором задумана автором, что остается только удивляться. Капризная, восседающая на перинах принцесса – это шкатулка, фигурки королевы и принца – изящные флаконы; лоток сделан в виде ковровой дорожки с фигурками пажей, а пудреница с собачкой на крышке напоминает подушку-пуф. Прибор расписан с поистине сказочным вкусом, а объединяющий оранжевый цвет придает композиции определенную весомость и «шикарность», оставляя при этом каждому из милых и забавных персонажей свой собственный характер. Необычным контрастом к этим образам смотрелись графические работы Ю.И. Кононенко – эскизы костюмов к спектаклю по пьесе С.Я. Маршака «Умные вещи» (1966). Они отличаются широким гротеском, смелым линейным и цветовым решением внешнего облика героев.

Созданные уже в XXI веке, добротные акварельные листы А.Н. Медведева к «Звездному мальчику» О. Уайльда и «Снежной королеве» Г.Х. Андерсена прекрасно «уживались» с яркими иллюстрациями В.А. Авдеева к сборнику сказок «Быль и небыль» Т.Г. Габбе (1969) и к «Сказке о военной тайне, Мальчише-Кибальчише и его твердом слове» А.П. Гайдара (1970).  Эти работы словно освещали трогательную фигуру маленькой девочки – скульптуру «Умница» (1958) Э.В. Звирбулиса.

Особое место в этой экспозиции принадлежало двум «Снегурочкам». Одна придумана мастером Дулевского фарфорового завода Н.А. Малышевой и имеет привычный облик «ледяной внучки», подчеркнутый перламутровой глазурью. Другая же, созданная в 1920-е годы А.В. Щекатихиной-Потоцкой – одной из самых талантливых художников-скульпторов Ленинградского фарфорового завода, останавливает внимание своим необычным нарядом, который декорирован изыскано стилизованным народным орнаментом. Эта выразительная фигурка перекликается с эскизами к сказке А.Н. Островского «Снегурочка», которые создал Н.К. Рерих, обращаясь, прежде всего, к мифологическим истокам сказки.

Иванушка в полете. 1950-е. Модель 1943
  Иванушка в полете. 1950-е. Модель 1943
  С.М. Орлов
 
 
 
Снегурочка. 1923
  Снегурочка. 1923
  А.В. Щекатихина-Потоцкая
 
 
 

Своеобразным символом выставки стала декоративная фарфоровая скульптура «Иванушка в полете» С.М. Орлова, исполненная на Дмитровском фарфоровом заводе, где мастер проработал более тридцати лет и создал уникальные произведения. К их числу принадлежит великолепная композиция к сказке П.П. Ершова «Конек-горбунок», которая воспринимается красочным музыкальным сочинением, каким-то чудом воплощенным в фарфоре. Каждый персонаж этой сюиты обладает своим уникальным звучанием, выраженным в пластике, цвете и множестве золоченых акцентов. Главный герой – Иванушка, заботливо обнимающий конька, - благодаря лаконичной и яркой росписи его одежды и невероятной высокой шапки кажется одновременно и простоватым, и загадочным.

Иванушка, летящий на крылатом коньке с развевающейся гривой, приглашает в путешествие в невероятную, непостижимую страну заповедных преданий и фантазий.  Здесь каждый может найти себе сказку по душе: волшебную или поучительную, забавную или грустную, обыденную или героическую. Произведения художников, ярко и разнообразно отразившие сказочные сюжеты, помогают вспомнить знакомые с детства истории и по-новому прочувствовать их вечное очарование и колдовство.