Современная печатная графика Польши

Войчех Тилбор-Кубракевич

  • 09 октября 2018
  • 106
  • Из серии Вечный двигатель. XCVII. 2018
      Из серии «Вечный двигатель». XCVII. 2018
      Томаш Винарски
      Собственность автора

    Графическое искусство прошло долгий путь развития и является одним из важнейших инструментов визуальной коммуникации. Имея корни в письменной речи, оно эволюционировало от формы передачи информации к независимой области искусства. Творчество современных польских художников, посвятивших себя искусству графики, подтверждает, что гравюра по-прежнему играет в нем важную роль. Их словарь, значительно изменившийся со времен Калло и Гойи, все так же сохраняет три принципа классической римской риторики: docere, movere, delectare, что в переводе с латинского означает «сообщать, побуждать, развлекать». Графика -  это не искусство ради искусства, и независимо от того, является ли оно чьим-то личным высказыванием или говорит на универсальном языке, оно всегда раскрывается благодаря разуму и восприимчивости.

    Кшиштоф Томальски, автор серии под названием «Бытие для астрофизиков», сформулировал свой подход таким образом: «Я постоянно подчеркиваю, что графическое искусство - это средство социальной коммуникации и наглядный способ выражения, а не соревнование в области формального перфекционизма. На мой взгляд, открытость к техническим новинкам не должна заслонять содержательную часть работы художника, а мастерство в использовании инструментов не должно вытеснять на дальний план глубоко продуманную метафору».

    Эту позицию разделяют и другие члены представленной группы художников, применяющих классические техники печати уникальными, своеобразными способами. Так, архитектор и график Томаш Кукавски приглашает зрителя в мир, где разум встречается с неведомым. Его архитектонические, похожие на лабиринты линогравюры выполнены с уверенным мастерством. Иной предстает в своих произведениях Марта Бойык, завороженная линией – основным и самым простым выразительным средством графики. В ее работах даже отпечатки пальцев могут формировать пейзаж. «В пейзаже я всегда пытаюсь найти себя, - говорит художница. - Он остается в моей памяти. Я вижу его во снах. Некоторые пейзажи - это только творческие фантазии, воспоминания о моих путешествиях». Мотив путешествия занимает важное место и в творчестве Войчеха Тилбор-Кубракевича. Различные предметы, предстающие перед зрителем в его работах, - это сувениры, привезенные из дальних поездок. Он использует всевозможные вещи, от предметов повседневного пользования, в высшей степени банальных по своей природе, до архитектурных деталей или музейных артефактов.

    Нола
      Нола. 2018
      Войчех Тилбор-Кубракевич
      Собственность автора

    Графические работы Павла Квятковского отражают то человеческое состояние, когда атрофия эмоций неизбежно ведет к пустоте. Позы людей в его листах часто сложны и динамичны, а взоры персонажей обращены назад. Томаш Винарски, похоже, вообще не интересуется изображением человеческих фигур. В своей серии «Вечный двигатель» художник концентрируется на поиске абстрактных форм и материй. Он не настаивает на определенной интерпретации его работ, оставляя это зрителям. Взаимодействие со зрителем – часть творческого процесса, а искусство - это момент, в который восприятие создателя и зрителя частично совпадают.

    Среда обитания становится важной темой творчества Марчина Бяласа. Его архитектурные пейзажи изображают не внешнее окружение, а скорее внутренний мир человека, вселенную наших чувств и эмоций. Он представляет альтернативную реальность, где у каждого места есть свое духовное средоточие. Окружающая среда показана в шелкографиях Блажея Остойя Льниски. Как лаконично выражается автор, «мои работы повествуют о том месте, где я живу и работаю».