Современные графики Японии

09 октября 2018
Харуми Сонояма
Такако Цурумаки. Утопия. 2016. Собственность автора
  Утопия. 2016
  Такако Цурумаки
  Собственность автора
 
 
 

В Японии много художников-графиков, и выбрать лишь нескольких из них было непросто. Прежде всего, мне хотелось представить полный срез японского графического искусства на современном этапе, и потому я пригласил для участия в проекте художников разных поколений, родившихся в период с 1939 по 1978 год. Японские графики используют чрезвычайно широкий спектр методов, от традиционной гравюры до цифровой печати, но к участию в данной выставке не были привлечены авторы, работающие с изображениями, созданными компьютерным способом.

Тэцуя Нода. Имя этого художника не нуждается в представлении. Это всемирно известная легенда в мире ксилографии, мастер, изменивший также и саму концепцию традиционной фотографии и живописи. И по сей день он продолжает создавать содержательные работы, наводящие на глубокие размышления.

Тэруо Изоми занимает ответственную должность председателя Японской ассоциации печатной графики, но в душе он большой мечтатель. Его произведения созданы с использованием самых древних методов печати: это ксилографии - и только черно-белые.

Сю Уэно известен традиционными гравюрами на дереве, которые воссоздают мир первобытных сцен. Ему также удаются мягкие, утонченные и элегантные женские образы. Он является отличным преподавателем ксилографии.

Художники Масааки Онума и Тосия Судзуки - ученики Сю Уэно. В отличие от своего наставника они используют самую богатую палитру цветов. Онума и Судзуки создают работы, выходящие за рамки технологии гравюры на дереве.

Несмотря на то, что Теруйо Сато и Такако Цурумаки принадлежат к разным поколениям, оба они имеют опыт длительного проживания за рубежом: Сато во Франции, Цурумаки в Бельгии. Слияние восточной и европейской культур в их творчестве привело к интересным результатам. Манера Сато живописна, его работы представляют собой многослойные оттиски. Цурумаки исполняет свои произведения в технике глубокой печати, разделяя цвета.

Тэцуя Нода. Дневник. 8 января 2015. 2015. Собственность автора
  Дневник. 8 января 2015. 2015
  Тэцуя Нода
  Собственность автора
 
 
 

Хисаси Курати создает загадочные сцены. Их стиль порой оказывается юмористическим, а порой кажется инфернальным. Их трудно отнести к какому-то определенному типу печатной графики. Его работы, как правило, монохромны; воспроизведенные художником сцены до такой степени уникальны, что словно бы источают особый аромат.

Наконец, работы, выполненные мной, Харуми Соноямой… Мне не хотелось бы давать какие-либо определенные оценки по их поводу. Пожалуйста, позвольте мне как застенчивому человеку, уже несущему ответственность за отбор японских художников для выставки, воздержаться от комментариев о моей собственной работе.