Индустриальный пейзаж в ранних
этюдах Николая Грицюка

11 января 2019
В.Н. Чимитов
Новосибирская ГЭС. 1959. Из серии Новосибирск
  Новосибирская ГЭС. 1959
Из серии «Новосибирск»
  Н.Д. Грицюк
  Собрание семьи художника. Новосибирск
 
 
 

Общей тенденцией в развитии советского индустриального пейзажа конца 1950-х – первой половины 1960-х годов является романтизация «второй среды» и культивирование оптимистической интонации в осмыслении промышленной темы. Художники Г.Г. Нисский, Т.Т. Салахов, М.В. Данциг, А.В. Пантелеев и другие эстетизируют техническую среду, находят прекрасное в строгих геометрических связях железных конструкций и в силуэтных контурах монолитных индустриальных комплексов. В этой эстетизации технического они представляют промышленные объекты в гармоническом, идиллическом сосуществовании с природной, естественной средой. Искусствовед О.Р. Никулина отмечает, что в пейзажах шестидесятников живет «спокойная уверенность в целесообразности скоростей века, целостное восприятие индустрии и природы» [1]. Однако «идеализированная реальность», показанная в этих безупречных, художественно выверенных индустриальных пейзажах, очень часто была далека от правды.

В творчестве новосибирского художника Н. Д. Грицюка (1922 – 1976) индустриальный пейзаж характеризуется, прежде всего, бескомпромиссностью в отражении «второй среды». По мнению В.С. Манина, произведения этого автора «продолжают то развитие индустриального пейзажа, которое характерно отсутствием какого-либо приукрашивания действительности» [2].

Правдивость, объективность, суровые интонации проявились в натурных зарисовках Грицюка уже в конце 1950-х – начале 1960-х годов. В них художник воспроизводит современную, динамичную среду Новосибирска, включающую в себя и промышленные объекты. Индустриальные мотивы, присутствующие в этих листах, еще не обрели жанровой самостоятельности, а были частью его новосибирской серии. Городские этюды 1959 года отличает глубокая эмоциональная содержательность, драматизм и поэтичность образов. В.С. Манин, говоря о значении акварельных листов художника, отмечает, что «натурный рисунок (Грицюка – В. Ч.) – вполне законченная работа. В отличии от прежних его зарисовок он изменяет природу, вносит в нее много личного, иногда загодя конструируя в воображении образ» [3]. Иными словами, освоение действительности в процессе натурных зарисовок опосредовано углубленными размышлениями автора.

В натурном пейзаже «Новосибирская ГЭС» (1959) запечатлено строительство гидроэлектростанции. Огромная строящаяся плотина перегородила путь величественной реке Оби, бурные потоки вспененной воды обрушиваются на монолитную стену. Художником выбраны острый ракурс и верхняя точка зрения, что усиливает выраженное здесь ощущение страха перед столкновением реки и плотины. На переднем плане половину листа занимает массивная конструкция из железа и бетона, окрашенная в бурые, зеленоватые оттенки. Позади темной, обобщенной стены изображена плотина, уходящая в резком перспективном сокращении в глубину пространства. Беспокойная водная стихия, в свою очередь, решена легкими прозрачными мазками в светлых голубоватых цветовых отношениях. Противоположный берег растворяется в брызгах бушующей реки и влажном, холодном воздухе. В сероватое, сиренево-синее небо врезаются еле заметные, неплотные по тону подъемные краны и каркасные железные остовы плотины. Динамичная атмосфера представленного индустриального мотива дает возможность художнику в полном объеме использовать выразительные возможности акварельной техники. Быстрыми, небрежными прозрачными мазками без лишней деталировки художник изображает соединительные швы бетонного блока; с помощью размывов и переходов добивается эффекта влажной поверхности конструкций. Благодаря этому в произведении оформляется основная мысль: в вечной борьбе сталкиваются искусственная «вторая среда» и неуемная стихия природы. Очевидно, что в этом пейзаже Грицюк не стремится к оптимистическим интонациям, свойственным индустриальным пейзажам большинства советских художников послевоенного времени. Напротив, он обнажает действительность, остро и правдиво показывает различные проявления конфликта.

Депо. 1959. Из серии Новосибирск
  Депо. 1959. Из серии «Новосибирск»
  Н.Д. Грицюк
  Собрание семьи художника. Новосибирск
 
 
 

В акварели «Депо» (1959) Грицюк обращается к железнодорожной тематике. Художник выбирает необычный, сложный ракурс, встречающийся и в последующих его работах: яркая сине-лиловая железная конструкция, изображенная слева на переднем плане листа, обрезана им с трех сторон и открывает зрителю развернутое, уплощенное пространство железнодорожного депо с выстроенными друг за другом зданиями с обшарпанными фасадами, амбарами, вагонами и уходящей вдаль железной дорогой. На путях стоит старый грузовой вагон, решенный в грязно-зеленой цветовой гамме. За вагоном – мрачная, темно-серая мокрая асфальтированная дорога, на которой изображена одинокая фигура железнодорожника, одетого в яркую оранжевую форму. Так Грицюк создает необходимый для строгой композиции цветовой акцент, перекликающийся с яркими пятнами в верхней части акварели (поверхности новых голубых вагонов с розовыми полосками, яркие красные трубы и конструкции, розоватые скатные крыши). Большое внимание художник уделяет фактурным особенностям предметной среды. Он широко использует прием сухой кисти, показывая грубыми, «волосяными» мазками обшарпанность и шероховатость стен и крыш железнодорожных строений, асфальта и старых вагонов. Художнику удалось очень точно воспроизвести ветреную, пасмурную погоду, угадывающуюся в узкой полоске неба, подвижность и беспокойство которого переданы косыми ритмичными мазками темно-синего цвета. Основываясь на данном примере, сложно говорить о содержательных, глубинных обобщениях, свойственных образному мышлению Н.Д. Грицюка. Однако художественные достоинства этого произведения несомненны: здесь образно-пластический язык автора развивается в сторону монументального обобщения и усиления декоративности, плоскостности, что перекликается с пластической системой представителей «сурового стиля» (Н.И. Андронов, П.Ф. Никонов, В.Е. Попков и др.).

В 1963 году Николай Грицюк отправляется в Кузбасс, где создает акварели, отличающиеся от предыдущих натурных поисков явным личностным, эмоциональным подходом к осмыслению индустриального мотива, постепенно насыщающегося драматическими интонациями.

КМК (Кузнецкий металлургический комбинат). 1963. Из серии Кузбасс
  Вечер на Запсибе. 1963. Из серии «Кузбасс»
  Н.Д. Грицюк
  Собрание семьи художника. Новосибирск
 
 
 

В натурной зарисовке «КМК (Кузнецкий металлургический комбинат)» (1963) угадывается все то же стремление художника к объективной передаче действительности. Он не доводит индустриальный мотив до романтического, радостно-созидательного образа, напротив, обостряет борьбу индустриальной среды с природной стихией.

В левой части композиции над земной поверхностью нависает массивная темная, почти черная железная конструкция, в резком перспективном сокращении уходящая в глубину пространства. Эта конструкция, как кулиса, открывает зрителю индустриальный ландшафт, в котором протекают бурные производственные процессы. На втором плане изображены грузовые вагоны, пребывающие в движении и потому написанные небрежно, моментально, обобщающими быстрыми коричневыми мазками и очерченные нервными черными контурами. Над вагонами возвышаются промышленные здания и трубы, врезающиеся своими торчащими деталями в подвижное, задымленное небо. Из массивных серых труб извергаются клубы серовато-синего дыма, покрывающие весь розовато-бледный, безжизненный небосвод. Здесь художник намеренно выбирает низкую линию горизонта для того, чтобы зритель смог увидеть большую часть неба с мрачным, серым подвижным силуэтом индустриального комплекса, «выдыхающим» едкий дым. В целом акварельный лист решен в холодном синем, темно-сером, прозрачно-коричневом колорите на сближенных тонах. Для создания соответствующего настроения художник использует широкий спектр приемов акварельной техники, еще более усиливающий экспрессивность языка. Для передачи фактурных особенностей предметов он выбирает прием сухой кисти; применяет технику по-сырому и вплавляет цвета друг в друга; вычищает до белой бумаги определенные участки листа, создавая эффект задымленности пространства и др. Художника интересует подвижность, процессуальность индустриального действа. Причем это действо происходит без участия человека: Грицюк не вводит в акварель привычные для индустриального пейзажа стаффажные фигуры. «Вторая среда» мыслится художником отрешенной и независимой от человека, пугающей стихией, от созерцания которой возникает ощущение тревоги, сомнения и даже страха.

Вечер на Запсибе. 1963. Из серии Кузбасс
  КМК (Кузнецкий металлургический комбинат). 1963
Из серии «Кузбасс»
  Н.Д. Грицюк
  Собрание семьи художника. Новосибирск
 
 
 

Интонация отчужденности усиливается в акварели «Вечер на Запсибе» (1963). Здесь Грицюк вновь использует прием низкого горизонта, позволяющий зрителю погрузиться в разворачивающееся в закатном оранжевом небе буйство эмоционально наложенных друг на друга мазков синего, зеленовато-серого и розового цвета. Единым зыбким темно-коричневым силуэтом выделяются на фоне неба арматуры промышленного комплекса, подъемные краны и трубы, сливающиеся в общем тоне с земной поверхностью. В стилистической манере Грицюка можно увидеть связь с акварелями У. Тернера, в которых полноправно бушует стихия цвета, – волнообразным, вихревым, эмоциональным движением кисти художника краски вплавляются друг в друга и растворяются в пространстве неба. В создании композиционной структуры акварели Грицюк применяет уже устоявшийся авторский прием фрагментарности, кадровой случайности изображенного вида: на переднем плане справа расположились темные, серые электрические столбы, в перспективном сокращении уходящие в глубину пространства. Работу отличает предельная обобщенность, законченность художественного высказывания. Запечатленный промышленный объект не олицетворяет собой движение в светлое техническое будущее, напротив, он представлен опустевшим и безлюдным.

В конце 1950-х – начале 1960-х годов разрабатываемый Николаем Грицюком индустриальный пейзаж развивался в рамках традиционного, реалистического подхода. Так, для акварелей «Новосибирская ГЭС» и «Депо» характерны монументальное обобщение образов, экспрессия и суровость художественного языка и бескомпромиссность взгляда на действительность. Однако уже в акварельных листах кузбасской серии «КМК (Кузнецкий металлургический комбинат)» и «Вечер на Запсибе» отчетливо проявляется личностный, субъективный взгляд автора на индустриальную проблематику: ему удается, существуя в рамках реалистической традиции и используя при этом метафорический язык, выразить в этих натурных этюдах драматические и пессимистические интонации, усиливающиеся в индустриальных пейзажах середины 1960-х – 1970-х годов.

Примечания


1 Никулина О. Р. Природа глазами художника. Проблемы развития современной пейзажной живописи. М. : Советский художник, 1982. С. 100.
2 Манин В. С. Николай Грицюк. М. : Советский художник, 1973. С. 35.
3 Там же. С. 34.