Грицюк и Адриатика

09 июля 2010
Ю.Н. Щепочкин

В 2009 году в Новосибирске вышел в свет новый журнал «Идеи и идеалы». В первом номере этого многообещающего издания опубликована статья доктора культурологии Л.Л. Штудена «О сакральном». «После изгнания первых людей из рая, - пишет автор, - прямой контакт с Богом был утерян. Для поколений, следующих за Каином – во всем видимом и ощущаемом – Его как бы не существовало вовсе. Лишь избранные, вроде Ноя и Авраама, могли в отдельные минуты жизни слышать его голос. Что же оставалось остальным ? Для них все-таки должна была остаться нить, связывающая человека с Началом начал, незримые скрепы, соединяющие с архетипом Блага, позволяющие человеку исподволь питать свою бессмертную душу <…> Этим пространством были: капище, заповедная роща, храм, алтарь, усыпальница, отшельнический скит»1. Позволю себе продолжить эту мысль. На мой взгляд, наиважнейшим сакральным местом для любого человека является его душа. И если он прислушивается к своей душе, ведет с ней незримый диалог – наступает гармония, иначе – блаженство. Душевная гармония позволяет человеку творить, быть художником, отдавать произведениям часть своего блаженства. Именно с этой позиции я рассматриваю творчество Николая Демьяновича Грицюка.

В своей жизни он побывал в разных местах: в республиках Закавказья, в Средней Азии, в Прибалтике. Однако впечатления о путешествиях не всегда находили выражение в его произведениях – значит, не наступала эта душевная гармония. А вот поездка в Югославию увенчалось циклом «Адриатика».

Это случилось в октябре 1972 года, и все события предшествующего года были тому основой. С 15 мая по 20 августа 1971 года в составе творческой группы акварелистов Союза художников СССР, в которую входили В. Джапаридзе, Л. Купцис, Б. Маркевич, А. Поздеев, Л. Ратнер, Р. Шафеев, Г. Шутов и другие, Н. Грицюк работал в Ленинграде и в Доме творчества «Старая Ладога». Совместная работа дала материал для серии групповых выставок в Ленинграде, Москве, Мексике. В 1972 году Союзом художников СССР было принято решение о проведении выставки советской акварели в Югославии. Такая выставка – неординарное событие как для культурных связей обеих стран, так и для авторов. Группа художников, в которую был приглашен Грицюк, должна была принять участие в организации экспозиции в Белграде и посетить Адриатическое побережье с целью пропаганды советского изобразительного искусства.

Проведение выставки было поручено Дому советской культуры (ДСК) в Белграде. Создание Дома в 1933 году стало следствием великой русской трагедии – массового исхода из России цвета отечественной интеллигенции во время революции и гражданской войны. По признанию русских эмигрантов, Югославия была одной из немногих стран, встретивших беженцев с радушием и гостеприимством.

В конце 1920-х годов родилась идея строительства Русского Дома в Белграде. Огромную помощь в осуществлении этого замысла оказали король Югославии Александр I Карагеоргиевич, воспитанник русского пажеского корпуса, и сербский патриарх Варнава, а также русские благотворительные организации и частные лица. Строительство было закончено к апрелю 1933 года. Возведенный по проекту русского архитектора В.Р. Баумгартена и расположенный вблизи королевского дворца в центре Белграда, Русский Дом занял достойное место среди лучших зданий югославской столицы того времени. В нем работали виднейшие деятели русской эмиграции: П.П. Струве, Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Игорь Северянин и другие. Концертный зал Русского Дома слышал голос Ф.И. Шаляпина. За короткое время Дом стал национальным центром русской эмиграции в Югославии.

Во время освобождения Белграда от фашистских захватчиков здание сильно пострадало, но все же сохранилось и было передано во владение СССР. В нем разместился Дом советской культуры. Резкое ухудшение советско-югославских отношений в 1950-х годах отразилось на его судьбе. В эти годы в Югославии не было даже посольства СССР, единственной связью между странами оставался ДСК. Но миновали и эти времена. Постепенно Дом советской культуры развернул свою работу. Согласно духу времени она имела определенную пропагандистскую направленность, но, несмотря на это, ДСК сделал немало для сближения наших народов.

Вот таким было место проведения выставки советских акварелистов, открывшейся 16 октября 1972 года. Она стала событием, сблизившим две многонациональные страны. Группа советских художников представляла Россию, Белоруссию, Украину, Латвию, Армению. Национальные отношения между сербами, хорватами, боснийцами и черногорцами складывались далеко не так просто, как представлялось в официальных СМИ. То же было и в СССР. Поэтому организаторы запланировали не только провести выставку в ДСК, но и осуществить совместную поездку по Югославии.

Каждому участнику советской группы было интересно увидеть Югославию своими глазами, почувствовать ее жизнь. Конечно, такие короткие поездки не могли дать полного представления о стране, но внешняя обстановка, в которой оказывается истинный художник, проявляется в его произведениях. Так случилось и с Грицюком, человеком чутким, внимательным и творческим. Во время путешествия он мог пользоваться фотокамерой, но поступал как настоящий мастер своего дела: альбом рисунков «Адриатика» - вот что осталось на память об этой поездке и послужило основой для создания работ, посвященных этой теме. Сохранившихся произведений совсем мало, но по ним видно то воодушевление, с каким работал Грицюк.

Путешествие по Югославии было поистине увлекательным и ярким. Художники пересекли православную Сербию, мусульманскую Боснию и Герцеговину, католическую Хорватию. Апофеозом поездки стало, конечно, Адриатическое побережье Средней и Южной Далмации. Удивительная природа, укромные бухты и заливы, скалистые и галечные пляжи, бесконечные хвойные леса, подступающие к самой кромке морского берега. У многочисленных городов и небольших поселков, вытянувшихся вдоль берега, богатейшая история. Так, побережье у города Сплит было заселено в глубокой древности. В пещере над Каштеланским полем археологи обнаружили предметы времен среднего палеолита. В IV веке до н.э. в Далмации возникли первые греческие колонии. Тогда были заложены города Трегир, Солин, Стобреч. В эпоху императора Августа Солин получил статус римской колонии. Поблизости от Солина, в бухте, называвшейся тогда Аспалатос, было основано поселение – Spalatum (Сплит). Известность оно приобрело во времена императора Диоклетиана, построившего там дворец, служивший ему убежищем после отречения от власти. Древняя история и современность переплетались в этом городе; все это было интересно Грицюку – и все это запечатлено в дорожном альбоме художника.

Вернувшись в Новосибирск, на основе дорожных набросков Н.Д. Грицюк выполнил ряд работ, образующих серию «Адриатика». Составление сводного каталога произведений художника 2 дает уникальную возможность внимательно рассмотреть каждый из сохранившихся листов этого цикла.

Серия «Адриатика». 1972
  • Серия «Адриатика». 1972
  • Лист 1
  • Бумага, акварель. 63х79
  • Справа внизу: Н. Грицюк 1972
  • Кат. № НК-72-70

Декоративная пейзажная композиция. В основе акварели – графический рисунок с преобладанием вертикальных линий при горизонтальном формате листа; каждая линия выделена цветовой плоскостью. Контрасты темно-синего и светло-голубого цветов создают ощущение глубины условного пейзажного пространства. Крупные плоскости по краям и мелкие светлые пятна в центре передают впечатление живой яркой толпы на солнечном бульваре. Работа пронизана ощущением праздника, южного палящего солнца и манящей прохлады в тени деревьев.

Серия «Адриатика». 1972
  • Серия «Адриатика». 1972
  • Лист 2
  • Бумага, акварель. 63х79
  • Справа внизу: Н. Грицюк 1972
  • Кат. № НК-72-72

Декоративная композиция. Зритель как бы смотрит с точки зрения сверху на купающихся в море людей. В центральной части листа брызги морской пены и загорелые тела людей образуют светлое пятно на фоне ультрамарина морской глади. Удивительно, что столь графичная композиция выполнена в акварельной технике.

Серия «Адриатика». 1972
  • Серия «Адриатика». 1972
  • Лист 3
  • Бумага, акварель. 63х79
  • Кат. № НК-72-72

Вариант предыдущего листа, предлагающий иное прочтение темы. Изменена тональность фона в верхней части листа – и за счет этого создается иллюзия глубины морского пространства.

Сплит
  • Сплит. 1972
  • Бумага, акварель, фломастер. 64х88
  • Справа внизу: Н. Грицюк. 1972
  • Кат. № НК-72-73

В этой работе ярко проявляется мировоззрение художника, посвятившего себя городскому пейзажу. Представьте себе художника, приехавшего на взморье из континентальной части планеты. Такой мастер будет восторгаться гладью воды или бушующей стихией моря. Любой, но не Грицюк. Он разворачивается спиной к морю и видит только приморский городок с его зеленью, домами и толпами отдыхающих. Его интересует городская среда – это его творческое кредо. В дальнейшем такой прием будет развит художником в серии работ, посвященных Крыму. Общее цветовое решение «Сплита» соответствует уже сложившемуся у Грицюка колористическому решению пейзажа морской набережной с преобладанием синего и голубого тонов и с красными пятнами человеческих фигур. Сочетание горизонтальных линий берега, городской набережной с вертикалями контуров яхт, силуэтов зданий, зелени, фигур создает впечатление колеблющейся, движущейся человеческой массы. Самым интересным в этой работе представляется изображение дальнего плана – горного хребта Динара, - не соответствующее общему характеру графической композиции листа и заставляющее вспомнить «Купальщиц» Сезанна. Хочется привести еще одно сравнение с Сезанном: вся эта солнечная композиция решена без использования черного цвета, тени заменены синими пятнами. В целом акварель имеет знаковый характер для творчества Грицюка как первая проба интерпретации морского пейзажа.

Общее композиционное и колористическое решение – глубокий синий цвет с вибрирующими на нем мелкими красными и голубыми пятнами фигур – соответствует работам серии «Адриатика».

Интерпретация темы пляжа с необычным для Грицюка сочетанием зеленого и желтого цветов. Сюжет и композиция произведения позволяют говорить об его причастности к серии «Адриатика».

Цикл «Адриатика» раскрывает еще одну грань дарования Н.Д. Грицюка – быстрое восприятие внешней среды с учетом собственного понимания изобразительных задач – и подтверждает мысль о духовной гармонии, присущей художнику и его творчеству.

Примечания


1 Л.Л. Штуден. О сакральном // Идеи и идеалы. – 2009. - № 1. – С.70.
2 См.: Ю.Н. Щепочкин. О каталоге «Николай Грицюк. 1922 – 1976» // Современный музей в культурном пространстве Сибири : материалы юбилейной научной конференции (12 – 13 ноября 2008 года), посвященной 50-летию Новосибирского государственного художественного музея. – Новосибирск, 2009. – С. 231 – 232.