Дворцовый комплекс Чхандоккун в Сеуле

К.А. Демиткина

  • 13 апреля 2019
  • 236
  • Дворцовый комплекс Чхандоккун. Пруд Панволджи
      Дворцовый комплекс Чхандоккун. Пруд Панволджи

    Знаменитый дворцовый комплекс Чхандоккун (букв. «Дворец Процветающей Добродетели»), расположенный в Сеуле (Республика Корея), является исключительным примером официальных и жилых зданий, построенных в полной гармонии с естественной средой. Он был сооружен в качестве дополнительного дворца династии Чосон в 1405 году, во время правления вана Тхэджон (годы жизни: 1367 - 1422, годы правления: 1400 - 1418). Дворцовый комплекс располагается в северной части Сеула в районе Чонно-гу, у подножия горы Баэгаксан. Несмотря на то, что первоначально Чхандоккун был вторым по отношению к дворцу Кёнбоккун, он служил резиденцией для многих королей, а в 1610 году стал главным дворцовым комплексом.

    Пространство комплекса застраивалась постепенно. Вплоть до 1494 года дворец украшался и дополнялся различными архитектурными элементами. В настоящее время на территории Чхандоккун располагаются 13 сооружений и 28 павильонов.

    Как и другие корейские дворцы, строения дворцового комплекса Чхандоккун выполнены из дерева, с массивными крышами и относительно «слабыми» стенами, которые, как написано в географическом трактате династии Чосон (1392 – 1910) «Тэнниджи», не столько несли нагрузку, сколько выполняли теплоизолирующую и защитную функции. Все сооружения дворца располагаются на каменных основаниях, что позволяет снять нагрузку с деревянных свай и увеличить размеры зданий. Поскольку строения выполнены из природных материалов, можно обратить внимание на гармоничное сочетание архитектуры Чхандоккун с пейзажем.

    Специфика архитектурных сооружений дворцового комплекса определяется различными способами соединения столбов, балок и опор. Именно от этого зависит, выглядело ли здание величественным или простым и легким. Существовало два главных способа соединения опор и крыши: миндори и иккон. Принцип миндори (букв. «четырехгранная балка») в основном использовался при строительстве домов. На столбах поперечно фиксировали балки, под углом на них помещали стропила, затем настилали доски или тростник, а также основной кровельный материал. Но это решение не применялось во дворцовом комплексе Чхандоккун, поскольку крыши при этом получались слишком низкими и пропускали мало света. Основная конструкция, которую использовали для соединения крыш с опорами, называется 抖栱тугон «кронштейн». Это конструктивные «узлы» пазового типа, которые равномерно распределяли нагрузку крыши на опоры и на фундамент. Особенность таких зданий заключалась в том, что они внутри выше, чем выглядят снаружи. Способ крепления иккон (букв. «изящное крыло») – это разновидность кронштейна тугон, который представлен в форме «бычьего языка». Это самая сложная конструкция, использовавшаяся при сооружении массивных крыш [4, с. 340–341].

    Крыши облицованы черепицей и отличаются плавностью линий скатов, украшенных на коньке эмблемой правителя Кореи – пятилепестковым цветком. Яркой особенностью, символизирующей пребывание правителя в павильонах, является пятицветная роспись танчхон, которая воплощает пять первоэлементов Вселенной и украшает стены, балки, потолки и перекрытия. В росписи сооружений преобладают синие и красные тона.

    В отличие от других дворцовых комплексов Сеула, где основные здания расположены вдоль главной оси, дворец Чхандоккун построен в гармонии с топографией района: он возведен на горе. Все павильоны и беседки располагаются естественным образом, принимая во внимание рельеф склона.

    Одним из главных элементов дворцового комплекса Чхандоккун является Секретный сад, расположенный в задней части дворца, где гармонично сочетаются естественные горные ручьи и искусственные пруды, рукотворные беседки и уголки первозданной природы [8, р. 17–18]. Этот сад, искусно спланированный с учетом особенностей ландшафта, дает представление о специфике корейского садово-паркового искусства.  Он был адаптирован к топографии и включает в себя небольшие холмы и естественные леса. Искусственный ландшафт сведен к минимуму. Секретный сад дворца состоит из четырехэтажной цветочной террасы, построенной из длинных прямоугольных камней вдоль склона горы.  В этом саду есть несколько прекрасных прудов, таких как Пуёнджи, Эрёнджи и Квалламджи. Трехсотлетние деревья и небольшое озеро здесь созданы самой природой. Сад благоустроен серией террас, разнообразных газонов и павильонов, расположенных на фоне леса. Здесь находится более 56000 экземпляров различных видов растений, в том числе грецкий орех, белый дуб, можжевельники, сливы и хвойные деревья. Большинство из них составляют джельковые деревья. В саду нет искусственно созданных цветников.

    Изюминкой его можно считать небольшой, но красивый поток Оннючхон («Нефритовый ручей»), который проходит через северную часть сада. В 1636 году, во время правления Инджо, шестнадцатого короля династии Чосон, на большой плоской скале была высечена U-образная канава Соёам, по которой струилась вода. Иногда правитель устраивал приемы официальных лиц, во время которых участники сочиняли стихи. По воде посылались винные чаши конкретному человеку, получатель должен был выпить вино из чаши, а затем прочитать импровизированное стихотворение. Если человек не мог прочесть стихотворение, он должен был выпить три чашки вина в качестве наказания. Вскоре такие художественные вечера стали широко популярными среди аристократии [1; 2; 3].

    Помимо этого, ручей Оннючхон известен тем, что вокруг него располагаются пять павильонов: Соёджон, Тхэгыкджон, Чонуиджон, Ноксанджон и Чхвиханджон. Среди них особое внимание уделяется Чонуиджон, потому что это единственный павильон с соломенной крышей, сохранившийся и по сей день.

    Важнейшим сооружением Секретного сада является павильон Чондокджон. Он представляет собой гексагональный павильон с двухслойной крышей, построенный на краю пруда. Это единственное архитектурное сооружение во всем дворцовом комплексе Чхандоккун, в центре потолка которого изображены драконы-близнецы, синий и желтый (небо и земля).

    Секретный сад, уединенный задний двор дворца, использовался для различных целей. Он служил местом для сочинения стихов, для созерцания, для проведения банкетов и стрельбы из лука. Королевская семья наслаждалась рыбалкой и катанием в лодке на пруду. Иногда здесь запускали фейерверк. Но сад был не только уголком семейного отдыха короля и королевы, но и местом проведения различных церемоний в присутствии правителя. В начале династии Чосон здесь часто устраивались военные учения, в которых участвовал сам король, соревнования по стрельбе из лука, а также празднества и пиры для членов королевской семьи и высших должностных лиц.

    Кроме того, в Секретном саду король сам высаживал и выращивал злаковые культуры, испытав на себе сложности посевных работ, а королева лично занималась разведением шелкопрядов [1; 6; 7].

    Архитектурные сооружения Секретного сада и участок земли прочно связаны друг с другом за счет архитектурной обработки сада, например, - посредством террас и небольших открытых площадок, расположенных перед павильонами. Здесь достигнуто идеальное соотношение зданий и окружающего пространства. Кроме того, некоторые павильоны Секретного сада связаны в единую группу, и тем самым они становятся архитектурным ансамблем. Они сгруппированы так, что наилучшим способом придают форму внешним объектам, являясь элементами ограждающими, прикрывающими ландшафт и обрамляющими его.

    Дворцовый комплекс Чхандоккун – живая традиция и блестящий образец национальной архитектуры Кореи, построенный в полной гармонии с природой. В каждом уголке и ущелье были разбиты сады, при этом естественный рельеф парка остался нетронутым. Дворец был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1997 году [5].

    Литература


    1 Войтишек Е.Э. «Пир у изогнутой воды» как элемент культуры «винных приказов» в Китае, Корее и Японии // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия : История, филология. 2011. Т. 10. Вып. 4 : Востоковедение. С. 119−129.
    2 Войтишек Е.Э., Кудинова М.А., Шмакова А.С. Игровые традиции и ритуальное винопитие в культуре народов Восточной Азии // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия : История, филология. 2015 а. Т. 14, Вып. 4 : Востоковедение. С. 92–100.
    3 Войтишек Е.Э., Кудинова М.А., Шмакова А.С. Ритуальное винопитие в культуре народов Восточной Азии: встречи у «изогнутой воды» // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия : История, филология. 2015 б. Т. 14, Вып. 10 : Востоковедение. С. 137–150.
    4 Симбирцева Т.М. Владыки старой Кореи. М. : РГГУ, 2012. 640 с.
    5 Хангук Мундже тедан [한국 문재 재단] // Фонд культурного наследия Кореи : сайт. URL:www.chf.or.kr/c2/sub2_2.jsp?thisPage=1&searchField=&searchText=&brdType=R&bbIdx=101232 (дата обращения: 13.11.2018).
    6 Ben Jackson, Robert Koehler. Korean Architecture: Breathing with Nature. Seoul, 2012. 120 p.
    7 Changdeokgung palace. Published by Youl Hwa Dang Publishing Co. Seoul, 1996. 95 p.
    8 Changdeokgung palace // Guidebook from official site of Chandeokgung palace, 2011. 27 p.

    В статье использована иллюстрация из следующего источника


    1 Changdeokgung palace. Published by Youl Hwa Dang Publishing Co. Seoul, 1996. Р. 86.