Образ девятихвостой лисы кумихо в современной культуре Кореи

А.А. Балашова

  • 13 апреля 2019
  • 426
  • «Не давайте алкоголь кумихо!». Обложка книги
      «Не давайте алкоголь кумихо
    Обложка книги

    Образ девятихвостой лисы-оборотня занимает особое место в культуре стран Дальнего Востока. Неслучайно за многие годы исследователями всего мира накоплено необозримое количество разнообразных материалов, связанных с особенностями образа этих лис в Китае, Корее и Японии. При этом относительно характера и деталей изображения лис-оборотней каждая из стран имеет свою собственную традицию.

    Так, японские лисы кицунэ зачастую являются своего рода блюстителями справедливости. Они наказывают преступников и проучивают нерадивых чиновников. Китайские лисы хули-цзин, как и японские кицунэ, иногда служат примером мудрости, исполняя назидательную функцию, однако в большинстве случаев выступают в роли коварных и жестоких обольстительниц, как и корейские кумихо [1, p. 1].

    Термин кумихо дословно переводится с корейского как «лисица с девятью хвостами», где ку – «девять», ми – «хвост», а хо – «лиса». По старинной легенде, прожив тысячу лет, лисица отращивает девять хвостов и обретает возможность перевоплощаться в любое существо, предмет или человека.

    Несмотря на то, что ранние легенды отмечают доброжелательность кумихо по отношению к людям, наиболее закрепившийся в корейском фольклоре имидж девятихвостой лисы - отнюдь не самый позитивный. Сложно сказать, почему и в какой момент изменился ее характер и образ. Однако уже в эпоху Силла (356 – 892), в соответствии с китайским прототипом, лиса кумихо изображалась красивой девушкой, соблазнявшей и убивавшей мужчин, чтобы заполучить их печень или сердце и стать человеком. Легенды описывают довольно жестокие сюжеты, в которых девятихвостая лиса не только охотилась на мужчин, но и перевоплощалась в старуху, чтобы пробраться в дом и причинить вред детям [6, p. 69–70].

    Бытовало мнение, что обнаружить лисью суть кумихо было возможно только сняв с красавицы одежду, но встречаются и другие сюжетные варианты. Так, например, можно прочитать обличающее заклинание или разоблачить лису с помощью другого животного, в частности, собаки.

    Во многих сюжетах основной целью лис кумихо было полное перевоплощение в человека. В образе красавицы лисе необходимо было соблазнить и заполучить сердце или печень тысячи мужчин, в противном случае она превратилась бы в морскую пену [2, p. 41]. Таким образом, сложно представить, чтобы девятихвостая лиса влюбилась в свою жертву или проявила сострадание, как неоднократно происходило в японских и китайских легендах.

    Однако образ кумихо, транслируемый в современной культуре Кореи, разительно отличается от традиционного. С популяризацией корейской культуры в мире, с распространением «корейской волны» халлю трактовка этого персонажа стала стремительно меняться. Термин «корейская волна» был придуман во второй половине 1990-х годов китайскими журналистами в связи с быстрым распространением поп-культуры Южной Кореи за рубежом. В настоящее время он также отражает целое направление во внешней политике Республики Корея, которое заключается в повышении интереса иностранцев к этой стране с помощью популяризации продуктов массовой культуры, прежде всего, музыки и кинематографа. Таким образом, вполне объяснимо, что позитивизация образа лисы кумихо помогла привлечь интерес зрителей не только к современной, но и к традиционной культуре Кореи [5, p. 25].

    «Девочка-лисичка». Постер к анимационному фильму
      «Девочка-лисичка»
    Постер к анимационному фильму

    Так, в фильмах и сериалах, начиная с 1990-х годов, персонаж кумихо стал появляться все чаще, отнюдь не выступая символом абсолютного зла. Романтичные истории о любви человека и лисы-оборотня выходили в различных форматах и жанрах. Например, фильм «Кумихо» относится к жанру триллера, сериалы «Тысячный мужчина» и «Моя девушка – кумихо» – к романтическим комедиям, а картина, выходившая в российском прокате под названием «Девочка-лисичка», является полнометражным мультфильмом.

    Помимо кинематографа образ девятихвостой лисы приобрел большую популярность среди создателей комиксов манхва, корейского национального варианта японских и китайских комиксов (яп. манга, кит. маньхуа). Они сходны в расположении текста и в оформлении, но обладают собственными особенностями. Корейские комиксы манхва отличаются большим разнообразием жанров и образов. Их создатели включают девятихвостых лис не только в популярные приключенческие и романтические истории, но используют их и в качестве связующего персонажа для философских сюжетов.

    Так, в комиксе манхва «Радужная роза» рассказывается несколько историй о человеческих мечтах и чувстве долга. Эти сюжеты якобы поведаны горным духом одному девятихвостому лису, который решил стать человеком и отыскать могилу возлюбленной. Тысячелетнему лису-оборотню приходится провести сто дней в пещере, питаясь чесноком и полынью, так как он не может использовать традиционный способ превращения (поедание тысячи человеческих печеней) из-за аллергии. В данном случае чеснок и полынь используются в качестве символической отсылки к традиционным методам перевоплощения и трансформации, упомянутым впервые в легенде о Тангуне, первом правителе Корейского полуострова. В этой широко известной легенде мать Тангуна, Унне, была медведицей, которая превратилась в человека с помощью ритуального вкушения чеснока и полыни. Этот обряд и был воспроизведен авторами в современном комиксе манхва.

    В сегодняшней литературе персонаж кумихо также неоднократно выступает в качестве главного героя. Одним из таких произведений является роман «Не давайте алкоголь кумихо!», вышедший в 2015 году и завоевавший огромную популярность.  Забавная история из жизни мужчины, который видит призраков, и девятихвостой лисицы, сбежавшей от своего покровителя в человеческий мир. Лиса кумихо в этом произведении также не представляет угрозы для жизни человека. Она, скорее, с любопытством пытается познать мир людей и стать одним из его обитателей.

    Образы девятихвостых лис не обошли стороной и создатели компьютерных игр. Так, в третьем сезоне популярной саги «Elsword» появляется персонаж по имени Ара – девочка, обладающая силой девятихвостой лисы, которая помогает ей в разных сражениях. Но не только корейские производители игр обращаются к фольклору при разработке персонажей.  В одной из самых популярных в мире ролевых игр «League of Legends» за основу персонажа Ари взят корейский вариант истории о лисе с девятью хвостами. Как и лисы кумихо, Ари обладает способностью манипулировать эмоциями людей и аккумулировать магию из жизненной энергии человека благодаря так называемой «лисьей бусине» [4].

    Логотип компании «KABREW»
      Логотип компании «KABREW»

    В повседневной жизни корейцы также активно используют образ лисы. Разнообразные принты с волшебными лисами печатают на одежде, их включают в рекламу, продвигают тематические линии косметики. Некоторые фирмы даже делают стилизованные изображения лис своим логотипом. Например, корейская пивовареная компания «KABREW» выбрала своим логотипом лису кумихо, поскольку лиса является счастливым символом директора. Объяснению причины такого выбора посвящен целый раздел на сайте компании [3].

    В целом, можно говорить об изменении восприятия образа лис кумихо. В современной культуре все чаще можно наблюдать, как лиса-оборотень изображается доброжелательным, иногда даже наивным созданием, не проявляющим агрессии по отношению к людям без необходимости, обладающим способностью к состраданию и нередко готовым на жертву ради любви к человеку.

    Несмотря на то, что в настоящее время довольно трудно определить истинные причины изменений в изображении девятихвостой лисы и в отношении к ней в Корее, имеющаяся тенденция уже говорит о том, что этот фольклорный персонаж не только сохраняет свою актуальность, но и, трансформируясь под запросы современного общества, становится полноправным элементом современной культуры.

    Литература


    1 Casal U.A. The Goblin Fox and Badger and Other Witch Animals of Japan // Folklore Studies, 1959. Vol. 18. Р. 1–93.
    2 Johnson T. W. Far Eastern Fox Lore // Asian Folklore Studies, 1974. Vol. 33. No.1. Р. 35–68.
    3 «KABREW» Company Oficial Homepage (дата обращения: 17.01.2019).
    4 «League of Legends» Global Portal [Глобальный портал по игре «League of Legends»] (дата обращения: 13.01.2019).
    5 Shim Doo Bo. Hybridity and the rise of Korean pop culture in Asia, Media, Culture and Society. January, 2006. Vol. 28. No.1. Р. 25–44.
    6 Wallen Martin Fox // London : Reaktion Books, 2006. Р. 69–70.

    В статье использованы иллюстрации из следующих источников: