Цветы, холсты, краски и легенды
Портрет молодой женщины в виде Флоры. XVII век | |
Я. Мейтенс |
Тюльпан. Такой удивительный цветок. Он соединяет в себе силу и нежность, стойкость и хрупкость. Один из ранних первоцветов, распустившийся на клумбе тюльпан – это знак пришедшей настоящей весны, знак того, что все невзгоды и тяготы, неприятности и проблемы уходят вместе с холодами. Тюльпан - это обещание счастья.
Голландские художники XVII века, как никто более в истории живописи, могли удивительно точно передать пластику стебля, тяжесть и сочность листьев, неповторимую окраску этого цветка. Во многом это объясняется тем, что тюльпан для Голландии того времени был особым растением. В страну он попал благодаря ботанику Шарлю де Леклюзу. Он высадил тюльпаны в ботаническом саду Лейденского университета, надеясь исследовать их медицинские свойства. Но выдающимися свойствами новых растений оказались не лечебные, а декоративные качества. Голландцы, очарованные красотой невиданного цветка, предлагали ученому большие деньги за луковицы — но тот не хотел ни с кем делиться, и после безуспешных попыток решить дело мирным путем в конце концов луковицы просто выкрали. Так началось то, что вошло в историю под названием «тюльпанной лихорадки». Разведение тюльпанов стало модным увлечением в Голландии. Тюльпаны выращивали все: бедные – в ящиках на окнах или на небольшом клочке земли перед крыльцом, состоятельные же люди отводили под них огромные сады и оранжереи, не жалея денег на редкие разновидности. Порой цена доходила до астрономических сумм. За три луковицы можно было купить приличный дом в Амстердаме. Вскоре голландские тюльпаны превратились в атрибут богатства и служили одним из подтверждений прочности и высоты общественного положения их обладателя. Именно потому они изображены и на «Портрете молодой женщины в виде Флоры», хранящемся в Новосибирском государственном художественном музее. Долгое время автором этого произведения считался ученик Рембрандта Николас Мас, но сейчас искусствоведческое исследование привело к выводу о том, что полотно могло быть исполнено другим голландским мастером – Яном (Йоханнесом) Мейтенсом (1614 – 1670)[1].
Портрет молодой женщины в виде Флоры. Фрагмент | |
Я. Мейтенс |
Эта картина относится к числу самых старых в нашем собрании. Написанная в середине XVII столетия, она пострадала от времени: потемнел и потрескался красочный слой, трудно разглядеть детали фона, изменился колорит. К сожалению, это необратимые изменения, с которыми современная реставрация справиться не в силах. Но все же мы можем еще восхищаться и статью изображенной женщины, и ее свободной, полной живого движения позой, и великолепно написанными атрибутами.
Живописец вручает своей модели целый букет разных цветов – и все они, по традиции того времени, не только украшают портрет, но и рассказывают о ее личности. Двухцветный бело-красный тюльпан и его сосед – чрезвычайно редкий и дорогой оранжево-охристый махровый тюльпан, конечно, свидетельствуют об исключительном богатстве изображенной. Маленькие желтые примулы – о желании быть вечно молодой, как весна. Другие весенние цветы – нарциссы – считались символом твердой, несгибаемой воли. Вспомните об их прямых стебельках-трубочках. Сам цветок завянет, но клониться, подобно тюльпану, не станет. Художник изображает нарцисс дважды, как и еще один цветок, для нас несколько неожиданный в букете, – ипомею. Именно вьюнок-ипомею сжимает женщина в правой руке. Как вьюнок вьется вокруг травинки или ствола дерева, так и жена должна быть всегда подле мужа своего. Ипомея – символ брака, верного супружества. И то, что изображенная на портрете молодая женщина выделяет именно этот цветок, по-особому раскрывает ее характер. Быть может, она счастливая новобрачная и портрет заказан по случаю бракосочетания? О любви, страстной, романтической, кажется, говорит и розово-красная роза, написанная художником на первом плане. Но это наша, современная символика. В старину же в Европе роза означала другое: мучения и страдания Иисуса - и была атрибутом христианской веры. Красная роза, по древней церковной легенде, возникла из капель крови Христовой, струившейся по кресту. Ангелы собирали ее в золотые чаши, но несколько капель упали на мох. Из них выросла роза, ярко-красный цвет которой должен напоминать о пролитой за наши грехи крови, а шипы - о мученичестве Мессии [2]. Появление розы в соседстве с нарциссами в эпоху жестоких религиозных войн, которыми была охвачена Голландия в конце XVI - XVII веке, свидетельствует о приверженности изображенной на портрете молодой женщины истинной религии.
Святитель Николай Чудотворец. XIX век |
Прекрасные розы расцветают на народной иконе Николая Чудотворца из коллекции нашего музея. Житие святого повествует о том, как однажды среди страшной студеной зимы он, тогда молодой послушник, нес взятый в монастыре хлеб, чтобы накормить бедных, и был остановлен строгим настоятелем. И тогда хлеб превратился в розы – в знак того, что это доброе дело было угодно самому Господу. Розы на иконе Святителя Николая так нарядны и красивы! Иконописец мастерски стилизует эти непростые для изображения цветы. Они - словно энергичные маленькие солнышки, раскинувшие свои листики-лучи. Такие бесхитростные цветы можно увидеть в украшении прялок, кухонной утвари, оконных ставней в крестьянских домах.
Художник начала XX века Михаил Николаевич Яковлев, тяготевший в своем творчестве к символизму и импрессионистической манере, тоже упрощает розы. Он пишет их короткими ударами жесткой щетинной кисти, краску наносит густо, пастозно. Мазок – один лепесток, мазок – другой, третий. Соцветия плотно сжаты и будто ждут первых солнечных лучей, чтобы раскрыться во всем своем великолепии. Как тут не вспомнить древнюю индийскую легенду, по которой именно в розе родилась самая красивая женщина на Земле – Лакшми? Прародитель вселенной Вишну, пролетая утром над распускающимся бутоном этого цветка, увидел ее, спящую в самой сердцевине. Он разбудил красавицу, поцеловав ее, и сделал своей супругой. С этой минуты Лакшми была провозглашена богиней красоты и любви, а роза - символом божественной тайны, которую она хранит под защитой острых шипов.
Святитель Николай Чудотворец. Фрагмент | |
Розы красные и белые. 1912 | |
М.Н. Яковлев |
С прекрасной богиней любви связывали розу и греки. По словам Анакреона, роза родилась из белоснежной пены, покрывавшей тело Афродиты, когда та явилась из моря. Увидев этот цветок, очарованные боги обрызгали его нектаром, который и придал ему чудный аромат. Однако нектара бессмертия розе не было дано, и она осталась такой же смертной, как и все, что рождается на Земле. Представшую во всей девственной чистоте и прелести белую розу жрицы отнесли в храм Афродиты и украсили ею алтарь. И роза оставалась белой до тех пор, пока Афродиту не настигло горе. Узнав о смерти своего возлюбленного Адониса, она, не разбирая пути, кинулась в чащу леса, где лежало его тело. Она бежала через заросли роз, и острые шипы ранили нежные ноги богини. Капли крови Афродиты окрасили цветы в ярко-красный цвет.
Роза у греков – спутница радостных и печальных торжеств. Венками из белых роз, перевитых миртами, украшали невест. Лепестками белых роз усыпали путь возвращавшегося с войны победителя и его колесницу. Красными розами убирали тело и гробницы умерших. Их носили на голове и на груди в знак траура, как символ кратковременности нашей жизни, которая так же быстро увядает, как и этот душистый цветок.
Быть может, Михаил Яковлев, создавая свою картину, вспоминал древнегреческие обычаи: красных роз на его полотне гораздо больше, чем белых, как и печалей в жизни человека подчас больше, чем радостей. Он написал удивительную картину – не натюрморт, не привычный пейзаж с плоскостью земли, дальним горизонтом и небом, а, скорее, портрет цветов.
Магнолия. 1914 | |
Н.Н. Дубовской |
Рядом с большим квадратным холстом М.Н. Яковлева в экспозиции Новосибирского художественного музея висит маленькая картина Николая Никаноровича Дубовского. Это настоящая жемчужина нашего собрания. Написанная нежными, переливчатыми красками, в резной изысканной раме, она всегда притягивает внимание зрителей. Николай Дубовской – признанный мастер лирического пейзажа. Он любил изображать высокое светлое небо, широкое русское поле, привольный речной простор. Через тонкий колорит он умел передать настроение задумчивости, очарования родной природы средней полосы. Попав в 1910-х годах в Крым, он увидел другую Россию и был покорен сочной зеленью, синим морем, голубыми горами и экзотическими растениями. Дубовской пишет крымские пейзажи, наполненные солнцем. Ликующие цвета дают почувствовать зрителю восторг художника перед южной природой. Тогда же появляется на свет и наш великолепный натюрморт. На нем так же, как и на картине Яковлева, изображены розы, но они призваны здесь лишь оттенить главную героиню – магнолию, роскошную, со сладко-пьянящим ароматом, с тяжелыми восковыми лепестками, символ жаркого юга. Хрупкой фарфоровой вазе тяжело нести мощный цветок, магнолии словно тесно на небольшом холсте. Н.Н. Дубовской использует сложные цветовые сочетания: голубовато-серый и охру, черный, оранжевый, зеленовато-белый. Картина мерцает - действительно, как драгоценный морской жемчуг.
Пионы. 1955 | |
О.С. Малютина |
Переливчатыми оттенками написаны полные жизни и движения лепестки пионов на картине Ольги Сергеевны Малютиной. При взгляде на этот чудесный натюрморт невольно вспоминается китайская сказка о садовнике Хо-Чи, страстном любителе пионов. Каких только пионов он ни разводил! Были у него белые, как лебеди, и бланжевые, как солнечный заход, темно- и светло-розовые, ярко- и темно-малиновые. Люди не уставали любоваться пионами Хо-Чи, и даже сам император Китая приезжал посмотреть на их цветение. Но как-то мимо сада проходила группа юношей под предводительством Чанг-Эя, сына одного знатного человека. Увидев пионы, он бросился на них с палкой и начал ломать их и топтать ногами. И остальные последовали за ним. Старик Хо-Чи плакал, умоляя оставить цветы в покое, но парни не слушали его и продолжали калечить дивные растения. Но вдруг поднялся сильный ветер, при порывах которого все цветы приподнялись и превратились в прекрасных молодых девушек, одетых в изумительные блестящие платья, подобные лепесткам пионов. Они молвили: «Мы - души цветов. Враги так любящего свои пионы Хо-Чи - наши враги. Соберем силы и вступим с ними в борьбу!» Широкие рукава их платьев заколыхались, и поднялся такой страшный ураган, что небо стало черным и яркий день превратился в глубокую ночь. Подхваченные ветром товарищи Чанг-Эя ударялись о стволы деревьев, их кололи колючки, шипы и с такой силой хлестали сучья и ветви, что они едва выжили, а сам Чанг-Эй, подброшенный на громадную высоту, упал в ров с навозом и испустил дух. Так были наказаны хулиганы, не любившие цветов. А Хо-Чи терпеливо возродил свой пионовый сад, и тот стал краше прежнего.
Сирень и подрамник. 1953 | |
П.П. Кончаловский |
Окна мастерской Петра Петровича Кончаловского на любимой даче Бугры, что в Калужской области под Обнинском, тоже выходили в сад. Только сад был сиреневый. Простая и персидская, штамбовая и кустовая, белая и лиловая, редкие махровые сорта. Кончаловский страстно любил сирень и писал ее без устали, на протяжении многих лет, в десятках вариаций, в разных интерьерах, в корзинах и хрустальных вазах. «Сирень и подрамник» – одна из лучших картин Новосибирского художественного музея. С большого холста на нас словно дышит сама весна – праздничная и победоносная, со свежими, яркими красками и запахами первой зелени и цветов. Как и Ольга Малютина в своем натюрморте «Пионы», Кончаловский выбирает для цветов простой, скромный фон и неброские вазы. Бревенчатые стены дачной террасы, грубые доски стола, чистый холст вместо драпировок - ничто не должно отвлекать зрителя от богатства и роскоши сирени. Пышные ветви, кажется, еще хранят утреннюю росу в своей глубине. Художник не выписывает каждый цветок или лепесток, а смело бросает на полотно пастозные мазки лилового, розового, дымчато-голубого, изумрудно-зеленого. Но стоит отойти немного от картины – и эти беспорядочные движения кисти сливаются воедино, превращаясь на наших глазах в осязаемые, сочные, тяжелые гроздья сирени.
Закончить нашу небольшую прогулку по картинам, цветам и легендам, хотелось бы финалом китайской сказки: «Однажды, когда летним вечером старик Хо-Чи любовался цветами, с облаков раздался голос: «Тот, кто любит цветы, выращивает их, охраняет, увеличивает свое счастье и красоту мира. А тот, кто обходится с цветами дурно и уничтожает их, будет несчастен и подвергнется самым строгим наказаниям!»
Примечания
1 | Автор атрибуции – главный научный сотрудник Новосибирского государственного художественного музея Александр Дмитриевич Клушин. |
2 | Здесь и далее использованы материалы книги: Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. М. : Фирма «Т-Око», 1992. 358 с. |