Собирательница

А.Д. Клушин

  • 30 июня 2019
  • 35
  • 1.    М.И. Качальская
      М.И. Качальская

    19 апреля 2019 года в Новосибирском государственном художественном музее открылась выставка, посвященная 100-летию со дня рождения Марии Ивановны Качальской (1919 – 1994) - директора музея, которая стояла у его руля двадцать лет, с 1962 по 1982 год.

    Мария Ивановна Качальская, урожденная Черкасова, родилась 8 апреля 1919 года в деревне Сарачёвка Итатского района Красноярского края. В шесть лет она потеряла мать. Отец же работал до Октябрьской революции штукатуром, а после, вступив в ряды ВКП(б), занимал руководящие должности по партийной линии. В 1941 году он был репрессирован и осужден на полтора года. После отбытия наказания по болезни не работал и завершил жизненный путь в 1947 году.

    В 1933 году Мария Ивановна закончила семь классов и поступила учиться в Томский фармацевтический техникум. В 1936 году по семейным обстоятельствам она оставила техникум и до 1941 года трудилась на руководящей комсомольской работе. В 1939 году вступила в партию. В 1941 - 1942 годах служила редактором радиовещания города Колпашево, была какое-то время заместителем председателя Колпашевского горисполкома по государственному обеспечению. С 1944 года по семейным обстоятельствам переехала в Томск, где по решению партии много работала на ответственных должностях.

    С 1951 года Мария Ивановна Качальская связала свою судьбу с Новосибирском, куда переехала вместе со своим мужем, в будущем известным художником Генрихом Болеславовичем Качальским. В 1954 году она окончила среднюю школу рабочей молодежи № 1, тогда же перешла в культурно-бытовой отдел Областного Совета профсоюзов. Где бы ни трудилась Мария Ивановна, она всегда извлекала из работы полезные для себя навыки в деле организации процесса, во взаимоотношениях с людьми.

    19 марта 1966 года. Вечер памяти В.И. Сурикова. Выступает Н.П. Кончаловская. Справа М.И. Качальская и главный хранитель Новосибирской картинной галереи В.Я. Кашкалда
      19 марта 1966 года.
    Вечер памяти В.И. Сурикова. Выступает Н.П. Кончаловская. Справа М.И. Качальская и главный хранитель Новосибирской картинной галереи В.Я. Кашкалда
    Празднование 10-летия картинной галереи
      Празднование 10-летия Новосибирской картинной галереи. Художник М.А. Мочалов и М.И. Качальская

    С 1962 года она – директор Новосибирской областной картинной галереи. Назначенная на эту должность в уже довольно зрелом возрасте, Мария Ивановна могла бы успокоиться и пожинать плоды личного благополучия. Но она поняла свое предназначение и стала деятельным директором, который обеспечивал развитие музея в должном направлении. В 1967 - 1973 годах Мария Ивановна училась в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина на факультете теории и истории искусства. Ее дипломной работой стало исследование творчества Зинаиды Евгеньевны Серебряковой. В этом выборе уже проявлялся независимый характер Качальской, потому что было мало материала для работы, да и сама фигура художницы, покинувшей Родину, не была столь однозначной для того времени.

    Симфония действия
      Симфония действия. 1922
      К.Ф. Юон

    В эти благословенные для нашего музея годы Мария Ивановна Качальская организовала множество выдающихся выставок. В их числе можно отметить выставки значительных современных художников: Т.Н. Яблонской, М.Г. Греку, Д.А. Косьмина, владимирских пейзажистов. Благодаря ей в музее состоялся целый ряд выставок мастеров недавнего прошлого, например, серьезная выставка наследия А.В. Шевченко, включавшая его работы из Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея и Нукусского музея. Мария Ивановна могла пойти и на рискованные шаги, стремясь получить то или иное произведение в коллекцию галереи. Примером ее энтузиазма в деле приобретения для музея значимых вещей стала картина К.Ф. Юона «Симфония действия» (1922), неожиданно появившаяся в 1975 году на юбилейной выставке художника в Москве. Мария Ивановна сумела «увести» ее у Третьяковской галереи, предложив владельцам бóльшую сумму. Она дружила с художниками, их наследниками, коллекционерами. Открытая, общительная по характеру, Мария Ивановна любила искусство, знала свое дело, и это было залогом ее успеха при жизни и прочной памяти потомков после ее ухода.

    При непосредственном участии М.И. Качальской в собрание музея были приобретены произведения В.И. Сурикова, В.К. Бялыницкого-Бирули, Н.П. Ульянова, З.Е. Серебряковой. П.П. Кончаловского, К.Ф. Юона, Б.Д. Григорьева, Р.Р. Фалька, А.В. Шевченко, К.С. Петрова-Водкина, В.В. Лебедева, Г.И. Гуркина, Т.Н. Яблонской и многих других, в том числе активно собирались работы новосибирских мастеров. Было начато издание каталогов новых поступлений; устраивались памятные вечера, посвященные юбилеям художников, организовывались встречи; поддерживались контакты с наследниками и вдовами художников, ставших классиками отечественного искусства. Особенно запоминающимся был вечер, посвященный памяти В.И. Сурикова, проведенный в музее в 1966 году. На нем присутствовала внучка Василия Ивановича Сурикова писательница Наталья Петровна Кончаловская, которая с энтузиазмом выступила перед собравшимися. Результатом этих крепких отношений стало появление в музее трех картин Василия Ивановича Сурикова и нескольких произведений Петра Петровича и Михаила Петровича Кончаловских.

    Глядящая вдаль. 1928
      Глядящая вдаль. 1928
      З.Е. Серебрякова

    При Марии Ивановне Качальской дважды были проведены «Рериховские чтения» (1976 и 1979), имевшие широкий резонанс по всей стране, а также за рубежом. К выставке «Натюрморт в собраниях сибирских музеев» была приурочена специализированная конференция по проблемам натюрморта в отечественном искусстве (1980).

    Важную задачу по расширению площадей галереи Мария Ивановна Качальская решила поначалу присоединением второго этажа здания, где находилось наше художественное собрание: по улице Свердлова 13; в нем ныне располагается Городской центр изобразительных искусств. Позже был освоен первый этаж бывшего Краеведческого музея рядом с галереей, где был открыт выставочный зал. Там теперь размещается Новосибирское художественное училище.  В 1982 году она добилась у партийных и областных властей передачи картинной галерее здания Новосибирских обкома и горкома КПСС на Красном проспекте 5, где музей благополучно находится по сей день.

    Как человек Мария Ивановна осталась также в памяти тех сотрудников, которые работали при ней. Она была проста в общении и демократична. Ее простота располагала к ней людей, которые ценили это качество. Она была цельной натурой, не умела хитрить. У нее не было снобизма. Искренность, свойственная ей, была залогом ее хороших отношений с людьми искусства. Мария Ивановна хорошо пела, и своим исполнением русских романсов, зачастую в дуэте вместе с Александром Андреевичем Антоновичем, сотрудником экскурсионного отдела, украшала наши торжества, связанные с картинной галереей.

    Выставка к 100-летию со дня рождения Марии Ивановны Качальской предоставляет возможность увидеть архивные материалы, фотографии, музейные издания, а также ряд произведений, которые были приобретены в годы ее директорства, в том числе вышеупомянутую картину К.Ф. Юона, пастели З.Е. Серебряковой из марокканской серии и живописные полотна других знаменитых мастеров.