Путешествие из Новосибирска в Москву
(из опыта участия в стажировке от Фонда Владимира Потанина)

Ю.И. Ужакина

  • 30 июня 2019
  • 113
  • Занятие с Т. Мрдуляш в Третьяковской галерее
      Занятие с Т. Мрдуляш в Третьяковской галерее

    Современный музей как место досуга или, быть может, успешный бизнес-проект? Зачем мы идем в музей: чтобы отдать дань моде и выложить фотографию в социальные сети или же мы приходим сюда по велению сердца? И возможно ли совместить селфи с процессом познания? Такие вопросы и многие другие родились и остались жить со мной со времени прохождения стажировки по программе Благотворительного фонда Владимира Потанина «Музейный десант».

    С 7 по 15 апреля 2019 года в Москве проходил групповой интенсив «Школа музейного лидерства: гид по компетенциям», организованный Фондом Потанина. Стажировка была направлена на развитие социальных навыков у специалистов с опытом работы до шести лет. География участников поездки впечатляла: Москва, Калининград, Тотьма, Казань, Сочи, Екатеринбург, Волгоград, Игарка, Северодвинск, Новосибирск, Владивосток. Особую гордость вызвал тот факт, что в число стажеров вошли сразу три представителя Новосибирска. Предложенная программа была разнообразной и насыщенной. При составлении плана стажировки кураторы постарались выбрать для нас необычные места, пригласить интересных и нестандартных лекторов.

    Наш «рабочий» день начинался с девяти утра и заканчивался около семи, а иногда и девяти вечера. За это время нам удалось прикоснуться к разным сферам работы классических музеев и иных организаций: побеседовать с экскурсоводами и PR-менеджерами, познакомиться с кураторской деятельностью и попробовать себя в этом непростом деле, поучаствовать в дебатах и отведать вкуснейших калачей и пастилы, посетить выставки. Коллеги из Третьяковской галереи, Музея города Москвы, Центра «Благосфера», Издательства Яндекса, Фонда V-A-C, Музея современного искусства «Гараж», музеев Коломны, Музея-заповедника Царицыно поделились с нами ценными знаниями о новых тенденциях в музейной работе. Рассказали о текущих проектах, о положительном и отрицательном опыте, полученном в ходе их реализации. Я же в свою очередь остановлюсь на самых информативных и интересных для меня занятиях.

    Дебаты в InLiberty
      Дебаты в InLiberty

    Первые два дня мы провели в стенах Государственной Третьяковской галереи (ГТГ). За это время нам удалось поговорить о концепции развития музея в современном мире, о том, как выбирать партнеров, о маркетинге и образовании в музее. Темы, предложенные сотрудниками Галереи для обсуждения, нашли большой отклик среди участников. В выступлении Татьяны Мрдуляш, заместителя директора по развитию, был актуализирован важный для музейного сообщества вопрос соотношения государственного финансирования и привлечения спонсорской помощи. ГТГ не случайно была выбрана одной из первых локаций. На сегодняшний день ей удается привлекать меценатов, готовых спонсировать большие многомиллионные проекты. Сейчас Третьяковка делает так называемые выставки-«блокбастеры», которые позволяют взглянуть на известных и, казалось бы, понятных мэтров прошлого с новой точки зрения. Подготовка подобной выставки занимает не один год. В работе принимает участие большая команда специалистов, Галерея активно привлекает к сотрудничеству сторонних кураторов, пиарщиков, специалистов по мониторингу посетителей. У многих коллег возникает справедливый вопрос: может ли позволить себе подобные проекты региональный музей? На мой взгляд, может. Вероятно, масштаб окажется меньшим и количество полученных средств будет исчисляться не миллионами, но географическое положение не освобождает музей от ответственности перед своим посетителем в плане качественной и интересной подачи экспонатов.

    В рамках стажировки удалось посетить выставку И.Е. Репина в Новой Третьяковке. Для нее были отобраны известнейшие живописные и графические работы мастера, в том числе из Русского музея было доставлено грандиозное полотно «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года».

    а
      Освоение технологии приготовления коломенского калача

    О том, какие образовательные программы есть в Галерее и как они реализуются, рассказала заместитель директора по просветительской и издательской деятельности  М.Э. Эльзессер. В ходе беседы мы затронули важную для современного музея и общества в целом тему: работу с посетителями с ограниченными возможностями здоровья. Тема эта сложная, как и взаимодействие с такими категориями людей, но передавая знания и свет людям с особенностями, людям, которые несколько иначе видят и ощущают этот мир (порой более тонко и чутко), понимаешь, что живешь и работаешь не зря. Музей в данном контексте можно рассматривать не только как место для получения новой информации или место досуга. Здесь через общение, погружение в технологию создания произведений подобный посетитель раскрывается, социализируется и пусть в малой степени, но преодолевает свои проблемы. Участникам стажировки была очень интересна эта тема, и мы живо включились в обсуждение.

    Интересным опытом стало посещение пространства InLiberty и участие в дебатах. Воркшоп по личным компетенциям «О чем спорить в музее? Дебаты как образовательный инструмент» провел для нас директор образовательных программ InLiberty Илья Винявкин. В начале Илья кратко рассказал об истории дебатов, а далее, разделив нас на две команды, предложил перейти от теории к практике. Тема обсуждения: «Музей должен зарабатывать всеми способами». Для участников стажировки она была более чем актуальна, поэтому мы с радостью принялись за работу.

    Обе команды должны были представить положения за и против. После жаркого спора пришли к выводу о том, что в аргументах обеих групп имелось рациональное зерно. Это и было целью дискуссии: найти общее и примиряющее стороны. Не случайно главным тезисом дебатов можно считать высказывание: «Спорить, чтобы договориться». Насколько полезным было занятие для моей работы в музее, сказать сложно, однако оно дало мне новые знания и расширило мой кругозор.

    Далее мы отправились в дом-музей А.И. Герцена, где состоялся разговор с Л. Копыловым и А. Рымарем. Известные московские кураторы предложили нам осмыслить экспозицию музея и выделить ее главное послание зрителю. Потом на основе сделанных нами выводов последовало обсуждение, которое было более чем сложным и эмоциональным. Л. Копылов и А. Рымарь постарались погрузить нас в поэтапный процесс кураторской работы над построением экспозиции или выставки. Вместе с ними мы выявляли идею проекта, обсуждали нестандартные подходы и то, как привычное сделать непривычным.

      Театрализованный квест в Арткоммуналке

    Проходя стажировку, мне удалось побывать в совершенно новых местах, о которых я прежде не слышала. Одним из них стал центр архитектуры и дизайна ArtPlay. Это город в городе, творческое пространство на месте бывших заводских помещений. Это место поражает своей атмосферой, уютными, извилистыми улочками наподобие Косого переулка из «Гарри Поттера». На сегодняшний день в ArtPlay расположено множество разнообразных заведений: от кафе и магазинов до музейных пространств и образовательных учреждений. Так, в 2015 году здесь открылся крупнейший в России мультимедийный выставочный центр. На огромных экранах участникам стажировки было продемонстрировано несколько видео, посвященных творчеству Г. Климта и М. Шагала. Художник и куратор ArtPlay Яша Мохначева-Яворская провела экскурсию по территории и поведала об истории создания Центра и общей концепции пространства. Также нам удалось побывать в одном из самых модных и престижных на сегодняшний день учебных заведений Москвы - Британской высшей школе дизайна.

    Заключительным и самым ярким аккордом стажировки стала поездка в один из старейших городов России – Коломну. В этот день пошел снег с дождем, однако атмосфера города, очарование его древних построек, спокойствия и размеренности после шумной Москвы взбодрили нас. Нас ожидали экскурсии в музеи «Калачная» и «Коломенская пастила», прогулка по Коломенскому Кремлю, посещение Арткоммуналки и театрализованный квест.

    Первой точкой стал музей «Калачная», где нас встретили настоящим театральным представлением. Игровая форма работы с посетителями была не только яркой, веселой и запоминающейся, но и необыкновенно информативной. Мы узнали о процессе изготовления калачей и требующихся ингредиентах, о шутках и пословицах, связанных с калачами. Ну и, конечно, смогли попробовать настоящий коломенский калач и задать вопросы автору экскурсии и организаторам музея.

    Прогулявшись немного по территории Коломенского Кремля и послушав о достопримечательностях города, мы отправились в музей-резиденцию «Арткоммуналка». Это еще одно удивительное место, расположенное в реальной, жилой коммунальной квартире. Здесь же размещаются творческое пространство для художников и комнаты для квеста. В ходе квеста мы почувствовали себя настоящими жильцами коммуналки и погрузились в атмосферу 1960-х годов. Участие в нем было необычайно интересным, эмоциональным и веселым, нам удалось реализовать весь свой актерский потенциал и отстоять «свои жилые метры».

    Театрализованная экскурсия в музее «Коломенская пастила»
      Театрализованная экскурсия в музее «Коломенская пастила»

    Далее мы отправились в музей «Коломенская пастила», где было тепло и уютно. Несмотря на неприятную и промозглую погоду, в музее, устроенном в небольшом старинном доме, было много посетителей. Интересно, что основателями музея «со вкусом» стали две подруги, несколько лет назад получившие грант Фонда Потанина. Девушки не только очень тщательно подошли к организации пространства, но и сами работали с историческими документами, находили традиционные и необычные сорта пастилы. Пастилу, приготовленную по старинному рецепту, в красивой упаковке, можно приобрести в небольшом магазине при музее.

    С особым вниманием отнеслись организаторы и к самой подаче информации для посетителей. Девушки в роскошных платьях рассказали о технологии приготовления коломенской пастилы и ее особенностях. Далее за ароматным чаем, приятной беседой, в антураже комнаты начала прошлого столетия, мы смогли окунуться в историю и отведать разные сорта пастилы, в том числе и знаменитую яблочную.

    Итогом дня и всей стажировки стал ужин в ресторане и обсуждение предшествующих семи дней занятий. Каждый из участников смог выразить свои впечатления представителям Фонда, а также сформулировать свои пожелания по улучшению организации стажировки и ее программы.

    При подаче заявки на грант в графе «Цели поездки» я указала несколько положений. Важнейшие: получить вдохновение и импульс к развитию в работе. Я считаю, что в целом мои ожидания от поездки оправдались. Стажировка, а точнее люди, разделившие ее со мной, помогли мне по-иному взглянуть на свою деятельность и знания, узнать о новой теоретической литературе, расширить словарный запас, познакомиться с новыми идеями и зарядиться энергией. Безусловно, я получила знания и опыт, которые смогу реализовать в своей работе. Подводя итог, хочется отметить, что постижение нового, расширение границ, преодоление собственной косности и, порой, комфортности ведет, на мой взгляд, к развитию личности. А личность интересная, компетентная и коммуникабельная в свою очередь интересна не только себе, но и посетителю музея.