Школьники в Новосибирском художественном музее:
заметки о прошлом и настоящем

Ю.И. Ужакина

  • 23 октября 2019
  • 47
  • Рассказ о самой большой картине в музее ведет Е.Ю. Уваровская. Ночь музеев - 2017
      Рассказ о самой большой картине в музее ведет
    Е.Ю. Уваровская. Ночь музеев - 2017

    Взаимодействию школы и музея в России посвящены сотни конференций и семинаров, об этом написаны тысячи статей, десятки книг и методических пособий, а поиск в Интернете на подобный запрос выдает почти сорок миллионов результатов. Такой невероятный интерес говорит о важности этой темы для современного общества. Однако на большой образовательный потенциал музейных собраний обращали внимание и педагоги прошлого, в том числе Ян Амос Коменский.

    В России история диалога системы образования и музеев насчитывает более двухсот лет: от прикладных музеев на базе старейших университетов до гимназий при музеях в наши дни. В этом контексте Новосибирск - город юный, его музейным площадкам не так много лет. Одной из них является Новосибирский художественный музей. На протяжении шестидесяти лет картинная галерея, в 2004 году получившая статус музея, успешно взаимодействует с образовательными учреждениями Новосибирска и области, особенно со школами. Данный тезис подтверждается статистикой посещаемости, многолетним сотрудничеством, дружбой и доверием педагогов к новым просветительским проектам музея.

    Открыв свои двери для посетителей 28 декабря 1958 года, Новосибирская картинная галерея активно включилась в образовательную сферу жизни не только города и области, но и всей Сибири. Уже в первый год работы в галерею пришли 50241 человек, из них 21741 -  дети. В 1960 году ее детская аудитория составила 16204 человека при общем числе зрителей - 37000. В отчетах не зафиксирован возраст детей, однако, изучив посещаемость музея на протяжении многих лет, можно предположить, что большинство из них были школьниками. Таким образом, перед молодым коллективом галереи встали разнообразные задачи, включающие в себя комплектование коллекции, определение векторов научной деятельности и всестороннюю просветительскую работу. Здесь же хотелось бы с огромным уважением отметить немногочисленность тогдашних сотрудников и предстоящий им большой объем труда.

    Первые посетители картинной галереи. 1960
      Первые посетители картинной галереи. 1960

    Как было сказано выше, основной аудиторией, с которой предстояло взаимодействовать работникам галереи, стали школьники младшего, среднего и старшего возраста Новосибирска и области. Это и определило активную деятельность музейных сотрудников в разработке экскурсий, лекториев, кружков. «Основное внимание было уделено работе в школах, так как эстетическое воспитание ребят средствами изобразительного искусства коллектив картинной галереи считает одной из своих основных задач», - читаем мы в одном из музейных отчетов [2, л. 22-23].

    Безусловно, открытие галереи стало большим и долгожданным культурным событием для молодого и быстро развивающегося города. А благодаря участию в комплектовании ее коллекции Третьяковской галереи, Русского музея, Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Эрмитажа, а также дарам местных художников уже в первые годы сотрудники могли водить обзорные экскурсии по экспозиции, представляющей основные этапы развития русского и советского искусства.

    Специалисты отдела научной пропаганды, затем переименованного в научно-просветительский отдел, разрабатывали тематические экскурсии с учетом возрастных особенностей детей и школьной программы. Для учащихся 5 - 10-х классов - «Виды и жанры искусства», «Как смотреть и понимать картину», «Живопись как вид искусства», «Русское искусство XVIII - XIX веков». Для 8 – 10-х классов предлагались экскурсии по темам «Пейзаж в коллекции галереи», «Художники-передвижники», «Портрет в коллекции галереи», «Творчество Н.К. Рериха (индийский период)».

    На основе подготовленного материала уже в 1959 году совместно с Городским отделом народного образования и Городским комитетом ВЛКСМ была составлена и распространена среди коллективов школ города и области брошюра «В помощь школе» [1, л. 4]. Через несколько лет была выпущена листовка под одноименным названием, ее автором стала директор галереи Мария Ивановна Качальская. А в 1984 году была напечатана еще одна брошюра, представившая различные формы работы с детьми: экскурсии, беседы, цикловые занятия.

    Е.Г. Червова раскрывает живописные секреты картины А.П. Боголюбова
      Е.Г. Червова раскрывает живописные секреты
    картины А.П. Боголюбова

    Сегодня экскурсия также является самой популярной формой работы со школьниками. Экскурсии дополняются мастер-классами, которые помогают детям проникнуть в секреты создания художественного произведения и раскрывают творческий потенциал каждого ребенка. Приведем несколько примеров таких занятий: «Тайны черных досок. Иконопись» и мастер-класс «Ангел Фаворского», «Мир в лицах. Портрет» и мастер-класс «Мой образ», «Человек, который умел мечтать. Н.К. Рерих» и мастер-класс «Голубые горы». На занятии «Мастерская художника» на примере картин из собрания музея ребята узнают об истории происхождения красок и их живописных особенностях, об этапах подготовки холста и работе с мольбертом. В конце школьников ожидает мастер-класс «Фантазии, созданные масляными красками». Интересны и мультимедийные занятия с мастер-классами. В постоянной экспозиции не представлено первобытное искусство, однако эту лакуну восполняют яркие мультимедийные программы, подготовленные сотрудниками научно-просветительского отдела. На занятии «Как родилась живопись» детям демонстрируются ключевые памятники искусства этого периода. Беседа дополняется увлекательным мастер-классом «Рисуем, как первобытные люди».

    Лекторий – еще одно направление музейной работы со школьниками. В советское время была разработана специальная программа для учащихся «Русское изобразительное искусство», включающая в себя занятия по истории искусства от петровского времени до начала XX столетия. В рамках лектория «В помощь школе. Для урока истории» были предложены беседы «Искусство Древнего Рима», «Русское искусство первой половины XVIII века», «Современное советское искусство». Выездные лекции в школах освещали такие темы: «Как смотреть живопись», «Как понимать произведения изобразительного искусства», «Советское искусство» и другие. На протяжении 1991 года ежемесячно действовал лекторий для детей и взрослых «Искусство и религия» [3, л. 38]. Лекции для школьной аудитории постоянно читались до 1995 года, затем активность в этом направлении становится значительно ниже.

    Каждый ребенок может стать волшебником – стоит лишь побывать на мастер-классе «Волшебный цветок» у О.Г. Куржуковой
      Каждый ребенок может стать волшебником – стоит лишь побывать на мастер-классе «Волшебный цветок» у
    О.Г. Куржуковой

    Сейчас специальные лектории для школьников в музее не представлены. По заявкам педагогов сотрудники научно-просветительского отдела читают для отдельных классов лекции по истории искусства, согласующиеся со школьной программой, например, «Искусство Древнего Востока: Египет, Месопотамия, Китай», «Искусство Древней Греции и Рима», «Искусство Средних веков» и другие.

    Особым разделом в каждом годовом отчете галереи отмечена работа на селе. Сотрудники выезжали в сельские районы (Искитимский, Краснозерский, Венгеровский, Кыштовский, Каргатский), где читали школьникам лекции по истории искусств, демонстрировали репродукции картин из фондов галереи и работ, хранящихся в иных музеях нашей страны и других государств. Сегодня частыми посетителями музея становятся дети школ области, которые самостоятельно приезжают в Новосибирск из Бердска, Искитима, Оби, Тогучина, Барабинска, а также сел и районных центров.

    Во все времена особой популярностью в среде учителей пользовались цикловые занятия, которые представляют собой периодические посещения музея классом. Такие занятия способствуют более вдумчивому и размеренному погружению в мир искусства и музея. Они включают в себя беседы о видах и жанрах искусства, русских и зарубежных мастерах и сопровождаются мастер-классами.

    Еще одним направлением, получившим активное развитие в советские годы, были кружки. Например, кружок «Основы понимания искусства» действовал два раза в месяц для учащихся 9-х классов на базе новосибирской школы №186. В этой же школе в рамках «Недели ИЗО» ребята из 7а, состоявшие в клубе юных искусствоведов при картинной галерее, провели для учеников 3, 5 и 6-х классов беседы о творчестве В.М. Васнецова, И.И. Шишкина, А.И. Куинджи, Леонардо да Винчи [2, л. 23].

    Художник-реставратор С. А. Беляева рассказывает ребятам о реставрации графики
      Художник-реставратор С. А. Беляева рассказывает ребятам о реставрации графики

    В 1975 году при галерее для учащихся 7 - 9-х классов работал кружок юных искусствоведов, который посещали 25 - 30 человек. Существовал подобный клуб и для учеников 9 – 10-х классов школы №99. Здесь дети занимались подготовкой бесед по искусству и вечеров, встречаясь два раза в месяц. Занятия проводились на примерах подлинных произведений, домашние задания предполагали анализ картин из постоянной экспозиции галереи. В 1979 году функционировал школьный кружок реставраторов при картинной галерее, где ребята познавали секреты работы с графикой, особенности ее техники и реставрации. В мастерской музейного реставратора удалось побывать и современным школьникам. По сохранившимся фотографиям видно, с каким неподдельным интересом и вниманием дети слушали рассказ художника-реставратора С.А. Беляевой об этапах работы с графическими произведениями.

    Сегодня действующих кружков или клубов для школьников в музее нет. На наш взгляд, цикловые занятия и абонементы в некоторой степени схожи с работой кружков. Так, школьники, приходящие на музейные занятия несколько лет подряд, получают сертификаты юных искусствоведов. Если цикловые занятия организуются учителями, то посещение абонемента - инициатива родителей. Абонементные программы разработаны для детей в возрасте от 4 до 14 лет, рассчитаны на 6 – 8 занятий, включая посещение экспозиции и музейных выставок, мультимедийные программы и мастер-классы. «Вглубь живописи», «По следам древних мастеров», «Удивительное Средневековье», «Азбука живописи», «Такое разное изобразительное искусство», «Большой музей для маленьких. Встречи с изобразительным искусством» - такие абонементы предлагает музей на 2019 - 2020 учебный год.

    Ю.И. Ужакина знакомит учеников гимназии №10 с картинами «великого Карла»
      Ю.И. Ужакина знакомит учеников гимназии №10
    с картинами «великого Карла»

    Познакомиться с деятельностью музея и его коллекцией школьники могли в Дни открытых дверей. В советское время активное участие в них принимали новосибирские художники И.В. Титков, М.А. Мочалов, О.Л. Гинзбург, В.Ф. Штейн, Н.Д. Грицюк, Э.С. Гороховский, А.А. Бертик. Сейчас музей готовит различные мероприятия к государственным праздникам, 8 марта, 23 февраля, а также к всероссийской акции «Ночь музеев».

    Подводя итог нашему краткому обзору, отметим, что Новосибирский художественный музей во многом продолжает традиции успешного диалога со школами города и области, заложенные с первых лет его существования. В последние годы в работу музея было привнесено много нового и интересного. К сожалению, утерян опыт встреч с художниками и скульпторами, посещения их мастерских. Нет отдельных лекториев для школьников, в меньшей степени ведется работа в области. В данном контексте справедливо говорить и о разности времен, и о тех задачах, которые ставило для искусства советское правительство. Нельзя сравнивать и техническую оснащенность советского ребенка и современного, который с помощью сети Интернет может увидеть в высоком качестве практически любое произведение искусства и даже совершить виртуальный тур по залам Лувра или побывать в Помпеях, не выходя из дома.

    Занятие на экспозиции декоративно-прикладного искусства - одно из самых ярких и запоминающихся для детей в музее
      Занятие на экспозиции декоративно-прикладного искусства - одно из самых ярких и запоминающихся для детей в музее

    Несмотря на технические «чудеса», ни одна высококачественная репродукция не заменит погружения в реальную музейную атмосферу, созерцания подлинного произведения искусства, его реального формата, цвета и даже ощущения запаха. Важно и то, что «общение» с подлинником благотворно влияет на здоровье ребенка, на его способности к коммуникации, к анализу и внимательному «смотрению». С недавнего времени постоянными гостями музея стали ребята из специальной (коррекционной) начальной школы №60 «Сибирский лучик». Несмотря на трудности, школьники с ограниченными возможностями здоровья с радостью посещают занятия с мастер-классами, которые проводят О.Г. Куржукова и Е.Ю. Уваровская. По наблюдениям музейных педагогов, эти ребята необычайно тонко чувствуют и воспринимают произведения искусства, внимательно слушают новую информацию и обсуждают увиденное. А созданные ими работы отличают своеобразие и особое авторское видение.

    Таким образом, на протяжении шестидесяти лет, осознавая богатый педагогический потенциал коллекции Новосибирского художественного музея, педагоги используют ее возможности в своей профессиональной деятельности, как при изучении определенной темы и формировании предметных результатов, так и в эстетическом воспитании.

    Источники


    1 ГАНО (Государственный архив Новосибирской области). Ф. Р-233. О. 1. Д. 4 [Годовые отчеты о работе НКГ/НГХМ].
    2 ГАНО. Ф. Р-233. О. 1. Д. 145 [Годовые отчеты о работе НКГ/НГХМ].
    3 ГАНО. Ф. Р-233. О. 1. Д. 295 [Годовые отчеты о работе НКГ/НГХМ].