О воспитании музейного зрителя

О.Г. Куржукова, Е.Ю. Уваровская

  • 25 октября 2019
  • 16
  • Дети в НГХМ

    В одном из интервью директор Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский, размышляя о современном музейном зрителе, сказал: «К сожалению, в наше время люди стали более примитивными. Я не очень понимаю, когда делают селфи - и на картины почти не смотрят» [2].  Молодое поколение привыкло жить в виртуальном пространстве, и посещение музея сейчас нередко становится лишь поводом для создания истории в Instagram. Взаимодействия такого посетителя с произведением искусства не возникает, и ценность музейного собрания нивелируется. Это происходит во многом из-за того, что люди не умеют и не хотят смотреть картины. Общение с произведением искусства только тогда доставляет подлинную радость, когда зритель активен, старается понять произведение, то есть проявляет определенные усилия.  Воспитание такого зрителя - одна из главных задач, стоящих перед современным музеем.

    Действенным методом для ее решения становится работа с младшими школьниками. Этот возраст является чрезвычайно важным этапом на пути формирования всей системы отношения человека к окружающему миру и наиболее чувствителен к тем видам обучения, которые воздействуют на развитие восприятия, воображения и образного мышления. К 1-2 классу у детей складываются элементарные навыки коллективного обучения, первоначальные эстетические представления, а понятие «музей» получает конкретный смысл хранилища художественных ценностей. Именно в это время большинство школьников приходит в музей в первый раз, и, как показывает опыт, они являются заинтересованными и активными зрителями. Однако один-два случайных визита быстро забываются детьми и не позволяют сформировать устойчивые навыки, необходимые грамотному музейному зрителю. Поэтому такими важными становятся систематические посещения музея, объединенные продуманной, целостной системой цикловых занятий. Такая система существует в Новосибирском государственном художественном музее и успешно применяется на протяжении многих лет.  Ежегодно более 25 школьных групп посещает музей регулярно в течение учебного года на основе заключенного договора.

    Дети в НГХМ

    Под «цикловыми» понимаются занятия в музее, проходящие с периодичностью от одного в четверть до одного в месяц в течение всего учебного года.  Они могут ограничиваться одним годом посещения, а могут продолжаться в процессе всего обучения в начальной школе. За это время дети подробно и полно знакомятся со многими произведениями русских и зарубежных художников XVI – XX веков, находящимися на постоянной экспозиции музея, и лучшими памятниками мирового искусства, представленными им мультимедийным способом. Они начинают ориентироваться в разных видах и жанрах изобразительного искусства, его материалах и техниках. А главное – они учатся смотреть и анализировать музейный подлинник.

    Этому способствуют особые формы работы, применяемые на таких занятиях. Общепринятая экскурсия заменяется комплексным интерактивным занятием, включающим в себя работу на постоянной экспозиции или временных выставках музея, иногда дополненную небольшой, но яркой мультимедийной программой, музейную игру или мастер-класс. Основным методом его проведения является диалог, живая беседа, в основе которой лежат непосредственные наблюдения, зрительные и эмоциональные ассоциации, вызываемые художественным образом. Мы пытаемся создать атмосферу, благоприятствующую творческому поиску и познавательному интересу, что предполагает сочетание известной непринужденности и дисциплины. Дети, с одной стороны, чувствуют себя достаточно свободно и раскованно, а с другой - сохраняется обстановка сосредоточенности и заинтересованности в совместной творческой работе.

    Особое внимание уделяется выбору зрительного ряда. Развивающие и воспитательные задачи цикловых экскурсий позволяют пренебречь хронологической последовательностью. Отбирается небольшой по объему материал из четырех - семи произведений разнообразного, часто контрастного характера. Например, занятие, посвященное жанру натюрморта, начинается со знакомства с картиной голландского художника Я.Я. ден Эйла «Натюрморт с крабом», написанной в реалистической манере. Затем экскурсанты переходят на экспозицию сибирского искусства и рассматривают декоративные натюрморты М.Д. Ковешниковой «Хлеб» и Г.Е. Новиковой «Раковина и небо». Занятие заканчивается знакомством с произведением П.П. Кончаловского «Овощи», созданным в период «Бубнового валета». Это дает возможность использовать метод сравнительного анализа и более глубоко задействовать эмоциональную сферу детей.

    Дети в НГХМ

    Иногда зрительный ряд может ограничиваться одним-двумя подлинниками. Так происходит в том случае, если картина обладает развернутым сюжетом, интересной историей бытования (например, «Аполлон, повелевающий сатирам привязать Марсия к дереву» В.Я. Родчева, «Екатерина II–законодательница в храме богини Правосудия» Д.Г. Левицкого, «Корабли на Феодосийском рейде» И.К. Айвазовского). Дети учатся смотреть и анализировать увиденное, понимать произведение и те методы и приемы, которыми художник воздействует на зрителя. Предлагается своеобразное «путешествие в картину», возможность «войти», ощутить   себя в окружении представленного на холсте мира, его запахов, звуков, движений. Благодаря этому дети приобретают ценный опыт спокойного, неторопливого, вдумчивого рассматривания произведений искусства.

    Широко применяется дидактический материал, помогающий усвоению новых понятий и расширению кругозора. Например, на первом занятии «Здравствуй, музей!», в рамках которого говорится о «жизни» произведения искусства в художественном музее, мы показываем гигрометр, багет, фотографии процесса реставрации живописи. В «Мастерской художника-живописца» дети исследуют холст, подрамник, мольберт, краски. При знакомстве с графикой как видом искусства обязательно демонстрируются офортные доски, штихеля, уголь, сангина. В залах народных промыслов у детей есть возможность не только потрогать, но и поиграть с матрешкой, богородской и филимоновской игрушками, так как ребенку легче воспринимать предмет, произведя с ним какое-либо действие. На этой же экспозиции для развития художественной наблюдательности и интуиции проводится музейная игра в «перевоплощения». Дети «превращаются» то в изящную гжельскую шкатулочку, то в крепкий скопинский подсвечник, то в нарядную дымковскую красавицу. Они представляют, как будут двигаться, говорить ожившие вещи. При этом незаметно для самих участников на первый план выступает художественный образ, его зависимость от материала, цвета, способа обработки изделия. Те же задачи решаются и в играх «Скульптор и произведение», проводимой на занятии «О скульптуре: как дерево и камень стали искусством», и «Слово и знак», включенной в тему «Раз квадратик, два квадратик. Такое загадочное абстрактное искусство».

    Дети в НГХМ

    Важной составляющей цикловых занятий является собственное творчество учащихся на специально разработанных мастер-классах. Их содержанию и методике проведения посвящена статья «Смотрим, играем, творим», опубликованная в журнале «Художественный музей» в 2014 году [1]. Такие занятия проходят эмоционально и надолго остаются в детской памяти. Об этом свидетельствуют отзывы детей:

    «Мы рисовали угольными палочками, сами делали старинную краску и отпечаток своей руки. В этот момент я почувствовала себя древним человеком-охотником» (Даша Суркова, ученица 3 класса гимназии №6 «Горностай»).


    «В музее мне нравятся яркие картины. Создается впечатление, что виртуозы рисовали их с душой. Больше всех мне нравятся картины Рериха. Очень нравятся мастер-классы, потому что мы можем сами порисовать, как настоящие художники» (ученик гимназии №4 Дима Жигалин).

    А вот что пишут родители:

    «Моему сыну очень нравится ходить в музей, и это шаг к приобщению и пониманию искусства»; «цикловые занятия помогают сформировать стремление ребенка к прекрасному».

    Наш собственный опыт показывает, что дети, посещавшие цикловые занятия, не только приобретают привычку ходить в музей, но и совершенно по-другому смотрят и анализируют произведения искусства. Они становятся вдумчивыми зрителями, испытывают потребность в общении с классическим и современным искусством.