Мастер сказочных страниц. Эдуард Гороховский

11 января 2020
Н.И. Левченко
Э.С. Гороховский. 1980-е. Фотография из собрания Городского Центра истории Новосибирской книги имени Н.П. Литвинова
  Э.С. Гороховский. 1980-е. Фотография из собрания Городского Центра истории Новосибирской книги
имени Н.П. Литвинова
 
 
 

Эдуард Семенович Гороховский (1929 – 2004), один из классиков московского концептуализма, родился в украинском городе Винница. Окончив школу, он учился на архитектурном факультете Одесского инженерно-строительного института и после получения диплома был направлен в Новосибирск. «Моя архитектурная карьера закончилась через два года в Новосибирске, куда меня послали работать. Я ушел в свободное, но рискованное плавание в океан под названием «изобразительное искусство», - вспоминал художник. - Там, в Сибири, я встретился с людьми, которые приобщили меня к искусству, о котором в институте, при жестком идеологическом контроле, даже не упоминалось. Открытием для себя импрессионизма, экспрессионизма, кубизма, русского авангарда я обязан, прежде всего, замечательному художнику Николаю Грицюку <…>. Я считаю его своим по-настоящему первым учителем, который открыл мне глаза на многие вещи в искусстве» [2].

В 1955 году Гороховский принимает участие в групповой региональной художественной выставке и в это же время пробует себя в книжной иллюстрации. «Я хотел заниматься искусством - писать и рисовать. Мне очень нравилась книжная иллюстрация. Опыта оформления книг у меня не было никакого, но желание и наглость были <…> Я собрал свои рисунки и пошел в Западно-Сибирское книжное издательство. Главным художественным редактором тогда был тоже молодой специалист – Виталий Минко. Так как мы были оба молодые, контакт между нами установился быстро. Он дал мне для пробы небольшую черно-белую детскую книжку. Я, обрадованный, помчался ее делать. К концу дня был в полной растерянности и ничего не понимал: вроде я неплохо рисовал, а ничего не получается. <…> Тогда пошел я в книжный магазин, накупил детских книг <…> и сел рисовать. <…> К намеченному сроку понес иллюстрации в издательство. <…> Книжку у меня приняли, но новую не предложили. <…> Через несколько месяцев я случайно встретил Минко, который предложил попробовать еще раз. С тех пор я сделал более ста пятидесяти книг, мои иллюстрации удостаивались всесоюзных и республиканских дипломов» [3, с. 29].

Выставка «Мастер сказочных страниц», организованная в Новосибирском государственном художественном музее к 90-летию со дня рождения Э.С. Гороховского, раскрывает его сибирский период работы в книжной графике. На ней представлены иллюстрации к книгам сибирских сказаний, легенд и эпоса, а также к детским изданиям. Все экспонаты выставки хранятся в коллекции Городского Центра истории Новосибирской книги имени Н.П. Литвинова.

Художникам, сотрудничавшим в 1950 - 1960-е годы с Новосибирским книжным издательством, было свойственно искать новые принципы иллюстрирования, новые технические приемы. Именно к таким мастерам книжной графики принадлежал Э.С. Гороховский.  В 1955 году вышла первая детская книга с его иллюстрациями, а потом в Новосибирском издательстве каждый год появлялось несколько прозаических и стихотворных книг, оформленных Гороховским. Как книжный график он много сделал для расширения стилистического диапазона этого вида искусства. Отличный рисовальщик, Эдуард Семенович хорошо чувствовал текст книги, свободно работал пером и карандашом, но особенно любил технику цветной и черно-белой гравюры на картоне. Многие помнят прежде всего детские книги, оформленные им. Диапазон тем иллюстраций художника был широк: произведения русской и зарубежной литературы, сказки народов мира. Работа над книгами требовала и чуткого внимания к тексту, и знания исторических эпох, их культуры. Гороховский справлялся с этим блестяще. Большой артистизм исполнения и тонкое чувство стиля – вот что характерно для его книжной графики. В образе каждой книги он воплощал свое представление о ней, хотя и следовал буквально за текстом произведения. Это ясно демонстрируют экспонаты выставки «Мастер сказочных страниц»: иллюстрации к детским книгам «Заколдованная девочка» А. Крестинского и Н. Поляковой, «Фокус-Мокус» Г. Карпунина, «Кот в сапогах» Ш. Перро – изысканно тонкие и в то же время озорные и остроумные.

Э.С. Гороховский. Иллюстрация к книге Коре Сарыг на буланом коне. 1974. Городской Центр истории Новосибирской книги имени Н.П. Литвинова
  Иллюстрация к книге
«Коре Сарыг на буланом коне». 1974
  Э.С. Гороховский
  Городской Центр истории Новосибирской книги имени Н.П. Литвинова
 
 
 

Значителен вклад Гороховского в иллюстрирование этнографических изданий. Книги сказок народов Сибири в оформлении художника получали высокие награды на всесоюзных и всероссийских выставках книжного искусства. Используя особые авторские приемы в технике гравюры на картоне, он добивался в ней эффекта литографии. Примером того служат иллюстрации к «Эвенкийским сказкам», хакасским преданиям «Коре Сарыг на буланом коне», «Недолиному дому» Т. Пьянковой. Легкая сероватая зернистость фона рисунка, размытость красок, чуть вытянутые фигуры персонажей подчеркивают сказочность, фантастичность сюжетов. В то же время оформлению каждой книги присущи свои характерные черты. Иллюстрации к «Эвенкийским сказкам» напоминают наскальную живопись древних людей, рисунки на шаманских бубнах. Думается, что в работе над сказками народов Сибири художнику помогли творческие поездки от Сибирского отделения Российской академии наук и газеты «За науку в Сибири», в которых он близко познакомился с бытом и духовной культурой коренных жителей края. Особенно ярко это воплотилось в работе над книгой «Коре Сарыг на буланом коне». В ее иллюстрациях и заставках очень точно и тщательно прорисованы детали одежды, домашней утвари, показаны ритуальные языческие обряды. Интересный прием использовал график при иллюстрировании «Сказок старого Тыма» В. Пухначева. Карандашный рисунок с серебристым налетом выступает за пределы обозначенной рамки, словно приглашая читателя в путешествие дорогами сибирских преданий.

Э.С. Гороховский. Обложка книги Ак-Чечек - Белый Цветок. 1967
  Э.С. Гороховский. Обложка книги
«Ак-Чечек - Белый Цветок». 1967
 
 
 

Самой первой этнографической книгой, оформленной Э.С. Гороховским, стал сборник алтайских сказок «Ак-Чечек – Белый Цветок». Иллюстрации к ней художник выполнил в традиционной для книги технике – линогравюре, но его авторский стиль и здесь проступил ярко и глубоко. Эти линогравюры самобытны, в них четко проявился почерк автора, который потом узнавался с первого взгляда. Черно-белые листы раскрыли внутренний мир алтайских преданий, поэтический и таинственный. Не случайно было решено повторить полноформатную подарочную книгу «Ак-Чечек – Белый Цветок» в миниатюрном издании. Так Новосибирское издательство начало выпуск миниатюрных книг, а эти две книги получили высокую оценку жюри на Всесоюзном конкурсе «Искусство книги». Затем вышла еще одна миниатюрная книга А. Смердова «Ай-Толай» по мотивам шорского эпоса, также проиллюстрированная Э. Гороховским. В ней тоже соединились живые наблюдения и фантазия, конкретность и призрачность, метафоричность рисунка.

В 1967 году состоялась первая персональная выставка Э.С. Гороховского в Новосибирске, а в 1968 он был принят в Союз художников СССР.

Гороховский раскрыл себя как талантливый иллюстратор и детской книги, и книги для взрослых. Особенно хотелось бы выделить его рисунки к произведениям известных сибирских юмористов и сатириков Н. Самохина, Л. Треера, Д. Золотова, А. Иоффе. Легкие наброски пером, смешные и непринужденные рисунки-шаржи привлекают своей безупречной «архитектурной» точностью.

Лиса-сваха. 1967. Иллюстрация к книге «Ак-Чечек - Белый Цветок»
  Лиса-сваха. 1967. Иллюстрация к книге
«Ак-Чечек - Белый Цветок»
  Э.С. Гороховский
  Городской Центр истории Новосибирской книги
имени Н.П. Литвинова
 
 
 

Годы, проведенные в Новосибирске, дали художнику очень многое. «Двадцать лет, прожитых в Сибири, были хорошей подготовкой к настоящему пониманию сути и задач искусства, - говорил он в интервью, записанном в 2000 году. - Это понимание пришло после переезда в 1974 году в Москву и знакомства с группой художников, именуемой сейчас «Сретенский бульвар». Семидесятые годы были заполнены интенсивной работой над поисками новой пластической выразительности. Постоянное общение художников друг с другом, обсуждение сделанного, дружеские дискуссии – давали свои результаты. Ни о каких выставках или публикациях тогда не могло быть и речи. Думаю, что все сделанное этой группой художников (И. Кабаков, В. Пивоваров, Э. Булатов и др.) отличается незамутненной чистотой и бескорыстием. Это искусство было по-настоящему свободным. Затем, вместе с перестройкой, начался тяжелый, мучительный процесс интеграции русского искусства в мировую культуру» [2].

В 2004 году Э.С. Гороховского не стало. Его произведения сейчас украшают коллекции многих музеев и частных собраний России, Западной Европы, США, Австралии.

27 мая 2005 года в Государственном Литературном музее имени В. Даля открылась выставка «В стране чудес». Она знакомила посетителей с произведениями Э. Гороховского-книжного графика. Среди них - иллюстрации к детским книгам Г. Сапгира, Э. Мошковской, Г. Балла, А. Волкова, Л. Кэрролла, к сказкам Ш. Перро, В. Гауфа и братьев Гримм, к «Тысяча и одной ночи». Экспозиция впервые представляла работы мастера, сделанные для книг, которые издавались в Вологде, Нижнем Новгороде, Новосибирске в 1970 – 1980-е годы. Как заметил на ее открытии художник Франциско Инфанте, «работы Гороховского полифоничны, он прекрасно чувствовал цвет, а самое главное – совершенно точно представлял, что должно появиться на бумаге, еще до того, как начинал работать. А это очень важное качество иллюстратора» [1].

Литература


1 Гоголева Е.«В стране чудес» Эдуарда Гороховского».
2 Гороховский Э. «О себе...» (дата обращения: 24.12.2019).
3 Гороховский Э.С. Рейс№ 720. Новосибирск-Москва. Воспоминания. М. : Магазин искусства, 2003. 105 с.