×

Уважаемые посетители

Мы снова вместе с вами! Ваше посещение музея будет временно проходить в немного ином формате, чем обычно,
но мы уверены, что наши новости порадуют вас.

Мы будем представлять вашему вниманию полноценные видео – экскурсии по выставкам, обзоры наших выставок,
мастер – классы и прочие интересные события, которые помогут вам быть на связи с нами в это непростое время.

Следите за нашими новостями, а мы поможем вам пережить временную изоляцию максимально интересно и комфортно.

  • Предисловие

    Е.Э. Войтишек

  • 08 апреля 2020
  • 46
  • В представленном вниманию читателей тематическом выпуске журнала вновь собраны некоторые работы студентов и молодых исследователей отделения востоковедения Гуманитарного института Новосибирского государственного университета. Второй раз его старшекурсникам и выпускникам выпадает редкая честь опубликовать промежуточные результаты своих исследований в электронном журнале Новосибирского государственного художественного музея. Дорожа доверием руководства музея, преподаватели и студенты отделения востоковедения ГИ НГУ сердечно благодарят его за возможность познакомить любителей искусства и культуры Востока со своими изысканиями и наработками.

    В данном номере представлены 12 статей, написанных под руководством сотрудников кафедры востоковедения ГИ НГУ и обращенных к различным аспектам традиционной культуры стран Востока, а также - к размышлениям об основных тенденциях современного искусства. При этом авторы работ по традиционной культуре не ограничиваются анализом застывших форм или теоретических принципов, а применяют методы, отличающиеся концептуальным и комплексным подходом к рассмотрению тех аспектов развития традиционной культуры, которые особенно подверглись трансформации в новых условиях.

    Таким подходом отличаются статьи, посвященные анализу мировоззренческой специфики «семи ритуалов» в японском чайном действе, изучению истории региональных японских керамических школ в творчестве современных мастеров. Кроме того, ряд работ, касающихся традиционной культуры стран Восточной Азии, подан в источниковедческом и историографическом аспектах. Среди них можно отметить статьи, посвященные предметам роскоши (книги, сутры, изделия из шелка и фарфора, редкие благовония и специи, произведения живописи и декоративно-прикладного искусства) из Китая и стран Юго-Восточной, Центральной и Передней Азии, а также рассмотрению японских, китайских и арабских письменных источников, изученных в контексте анализа развития международных торговых и культурных контактов в эпоху раннего и позднего Средневековья.

    Отдельное место в выпуске занимает подбор публикаций, касающихся функционирования различных аспектов культуры ароматов и благовоний, популярной и востребованной в странах Азии с глубокой древности по настоящее время. Здесь читатель найдет статьи, посвященные художественным особенностям уникальных сосудов в форме горы с яркой религиозно-мировоззренческой символикой, источниковедческому обзору средневековых китайских и арабских трактатов о благовониях. Любопытна работа, затрагивающая такой редкий аспект культуры ароматов как измерение времени с помощью палочек, спиралей и специфических «ароматических печатей», использовавшихся с древности в Китае и не потерявших свое предназначение до сих пор и в материковой традиции, и в островной культуре Японского архипелага.

    Вызывает большой интерес тема драматической судьбы крупнейшего дворцового садово-паркового комплекса Юаньминьюань в Пекине, разрушенного в годы опиумных войн и социальных потрясений рубежа XIX–XX веков: она рассмотрена через призму современных политико-экономических процессов в Китае. Эта проблематика тесно смыкается с анализом историко-художественной практики, выставочной и просветительской работы современных музейных учреждений и комплексов в Китае и России. Тому подтверждение – обзор деятельности Новосибирского государственного художественного музея, направленной на популяризацию культуры и искусства стран Востока, в частности, Японии.

    В двух работах рассматриваются особенности таких популярных современных видов искусства как японская социальная фотография и китайский кинематограф. При этом намечены не только важнейшие вехи и тенденции в их развитии, проинтерпретированы основные особенности и подходы к их изучению, но и представлен анализ отдельных тем и сюжетов, актуальных до сих пор в разных сферах культуры. 

    Любопытной интерпретацией специфики современного модернистского искусства в Китае и Японии отличаются две статьи, посвященные особенностям концептуального подхода к искусству, поставленного на службу решения многих злободневных проблем в обществе. Через анализ конкретных работ известных художников-концептуалистов, рассмотрение творчества отдельных арт-коллективов можно выйти на осмысление новых задач и вызовов современной эпохи, которые оказываются далеко за рамками традиционного подхода к анализу произведений искусства и их роли в обществе.

    В целом можно сказать, что работы начинающих востоковедов Новосибирского государственного университета отличаются смелым выбором проблематики исследования, концептуальным подходом, серьезным отношением к анализу и интерпретации вещественных материалов и источников – как письменных, так и художественных, что, несомненно, представляется чрезвычайно важным при формировании профессиональной компетенции специалистов по культуре и искусству стран Востока.