×

Уважаемые посетители

Мы снова вместе с вами! Ваше посещение музея будет временно проходить в немного ином формате, чем обычно,
но мы уверены, что наши новости порадуют вас.

Мы будем представлять вашему вниманию полноценные видео – экскурсии по выставкам, обзоры наших выставок,
мастер – классы и прочие интересные события, которые помогут вам быть на связи с нами в это непростое время.

Следите за нашими новостями, а мы поможем вам пережить временную изоляцию максимально интересно и комфортно.

  • Средневековые трактаты о благовониях
    в Восточной Азии и на Ближнем Востоке

    И.А. Хассун

  • 07 апреля 2020
  • 47
  • Обложка последнего издания «Истории благовоний» (香乘 Сян шэн). 2014
      Обложка последнего издания «Истории благовоний»
    (香乘 Сян шэн). 2014

    Ароматическая культура и искусство воскурения благовоний занимают важное место в традиционной культуре Восточной Азии и Ближнего Востока. На протяжении многих столетий благовония использовались в религиозных ритуалах и культовых практиках, в бытовых, санитарно-гигиенических и лечебных целях.

    В данной статье предоставлен краткий обзор важнейших средневековых теоретических трудов, в которых заложены основные принципы изучения ароматического сырья, показаны способы употребления ароматических веществ в различных ритуалах и в быту. Необходимость внимательного исследования этих трудов обуславливается тем, что культура ароматов остается живой по сей день. В настоящее время как в традиционных культовых сооружениях, так и в современных бизнес-центрах часто воскуряются различные благовония, проводятся специальные церемонии с использованием разнообразных курильниц.

    Создание теоретических трактатов и практических трудов, посвященных ароматической культуре, в Восточной Азии и на Ближнем Востоке происходило параллельно. Эти регионы с древности были связаны Шелковым путем, через который шел процесс обмена предметами материального и духовного наследия.

    Значительная часть китайских текстов, касающихся темы благовоний, была создана при династиях Сун (960–1279), Юань (1271–1368) и Мин (1368–1644). Несмотря на то, что среди них есть сочинения, которые содержат информацию только об ароматической культуре и искусстве воскурения благовоний, особый интерес вызывают обширные трактаты, посвященные описанию географических, культурных и этнографических особенностей разных стран. Отдельные главы этих трудов касаются ароматических веществ, используемых там.

    Курильница бошаньлу
      Курильница бошаньлу

    В поле зрения автора исследования оказался ряд средневековых текстов, упоминаемых во многих китайских источниках. Так, обширный труд эпохи Мин «История благовоний» (香乘 Сян шэн) [3], состоящий из 28 частей (цзюаней) и предисловия, содержит не только перечень ароматических веществ и лекарственных трав. В нем приводятся разные классификации, описываются традиции воскурения благовоний при императорских дворцах, анализируются сочетания различных ароматов, говорится о значении воскурения ароматических веществ в буддийских обрядах. В главе 26, посвященной разновидностям курильниц, упоминаются золотые, серебряные и керамические курильницы, курильницы с ручками, изделия из нефрита. Особое место среди них занимают курильницы в виде горы (博山炉 бошаньлу) эпохи Хань (206 г. до н.э.—220 г. н.э.). Курильницы бошаньлу, в свою очередь, имели множество разнообразных форм: например, в этой же главе упоминаются бронзовые курильницы бошаньлу (銅博山香炉 тун бошань сянлу), курильницы бошаньлу из изумрудной яшмы (绿玉博山炉 люйюй бошаньлу), девятиярусные курильницы бошаньлу, (九层博山炉 цзюцэн бошаньлу) и посеребренные курильницы бошаньлу (银涂博山连盘 иньту бошань ляньпань). Все вышеперечисленные разновидности бошаньлу особо ценились при императорском дворе.

    В середине правления династии Цин (1644–1912) трактат «История благовоний» был включен в обширный императорский каталог «Полное собрание книг по четырем разделам» (四库全书 Сыку цюаньшу).

    В трактатах «Описание иноземных стран» (諸蕃志 Чжу фань чжи) [1] эпохи Сун и «Достопримечательные края, виденные во время плаваний на звездном плоту» (星槎胜览 Син ча шэн лань) [2] эпохи Мин характеризуются местность, географические и климатические особенности, люди, традиции и обычаи других стран. Обычно авторы подобных трудов либо проживали в портовых городах и занимали должности в торговых ведомствах, либо служили на торговых кораблях. Так, автор «Описания иноземных стран» Чжао Жугуа был инспектором в управлении «Торговых кораблей» в крупнейшем портовом городе Цюаньчжоу (ныне провинция Фуцзянь), а автор трактата «Достопримечательные края, виденные во время плаваний на звездном плоту» Фэй Синь служил на кораблях знаменитого адмирала XV века Чжэн Хэ и совершил с ним четыре путешествия в южные моря.

    В рассказе о каждой из стран упоминаются и ароматические вещества, которые добываются там или входят в число наиболее часто используемых предметов. К примеру, вторая глава «Описания иноземных стран» содержит 47 разделов, которые соответствуют 47-ми видам товаров. Среди них 18 разделов посвящены 18-ти видам благовоний. В них указываются места и способы добычи ароматических веществ, их разновидности и сорта, свойства и возможности применения. Описания отличаются краткостью и деловитостью, однако раздел 45 выделяется среди них – там подробно говорится о мифологическом происхождении амбры, которое якобы связано со слюной драконов. Возможно, это соотносится с китайскими представлениями о том, что драконы обитают в морях (в действительности амбра образуется в пищеварительном тракте кашалота).

    Судя по приведенным сведениям из вышеуказанных сочинений, большая часть используемых в то время ароматических веществ добывалась на территории современных арабских стран и на островах Хайнань, Ява и Суматра. Наиболее часто упоминаются такие благовония как сандал, амбра, аквилярия и камфора.

    «Компендиум лекарственных веществ»
      «Компендиум лекарственных веществ»

    В Китае было создано большое количество похожих по содержанию трактатов, например, «Записки об обычаях Камбуджадеши» (真腊风土记 Чжэньла фэнту цзи), «Краткое описание островных чужеземцев» (夷依志略 Дао и чжи люэ) (эпоха Юань); «Достопримечательные земли отдаленных морей» (瀛涯胜览 Ин я шэн лань), «Обозрение иноземных стран западного океана» (西洋番国志 Си ян фань го чжи), «Записки о дани ко двору из стран Западного океана» (西洋朝贡典录 Си ян чао гун дянь лу), «Заметки о гостях-посланниках» (咸宾录 Сянь бинь лу) (эпоха Мин). Несмотря на то, что благовония являются значимой частью китайской традиционной культуры, эти труды все еще остаются малоизученными в отечественном и зарубежном востоковедении.

    Наряду с названными сочинениями широкой известностью пользовались такие фармакологические трактаты как «Расширенное толкование собрания трав» (本草衍义 Бэньцао яньи) (эпоха Сун) и, особенно, «Компендиум лекарственных веществ» (本草纲目 Бэньцао ганму) (эпоха Мин), где описывались лечебные ароматические травы и растения, а также способы их применения. Большинство ароматических веществ также имеют целебные свойства, например, благовония из аквилярии являются успокаивающим средством, лекарством от астмы, боли в желудке и др. В «Компендиуме лекарственных веществ» обращается внимание на эффективность древесины аквилярии в регулировании работы внутренних органов и поддержании физических и духовных сил человека.

    Современная упаковка алойной древесины
      Современная упаковка алойной древесины

    Об ароматических веществах, пользующихся большим спросом, также сообщают различные арабские средневековые письменные источники. Там подчеркивается важность воскурения благовоний в культовых и религиозных мероприятиях, приводятся различные классификации и рецепты смешивания благовоний. Так, в сочинении IX века «Трактат о простых ароматических веществах» (араб. جواهر الطيب المفردة «Кита̄б джава̄хир аль-т̣ӣб аль-муфрада») выделяются пять основных ароматических веществ аль-усӯл и 24 других аль-афавӣх. Согласно трактату, пятью основными маслами являлись мускус, амбра, алойное дерево, камфора и шафран. В сохранившейся копии книги также излагаются правила соединения ароматических средств и несколько способов, помогающих определить, является ли ароматическое средство настоящим или содержит добавки.

    В «Краткой истории ароматов» (араб. مختصر في الطيب Мухтас̣ар фӣ аль-т̣ӣб) Х века  содержится описание основных ароматических веществ (мускус, амбра, аквилярия и камфора), которые часто упоминаются и в китайских трактатах. В труде указывается, что с помощью этих основных материалов можно составить более двадцати различных ароматических соединений.

    Арабские медицинские трактаты так же, как и китайские, представляют большой интерес для изучения информации об использовании ароматических веществ в медицине. Например, считается, что амбра улучшает работу сердца, необходима людям преклонного возраста, а бальзамы, которые содержат амбру, полезно прикладывать к суставам. Сандал может входить в состав лекарственных средств для лечения заболеваний печени и желудка, а также для лечения опухолей; мускус помогает останавливать возникшее кровотечение.

    Благовония играли огромную роль в традиционной культуре государств, находившихся в Восточной Азии и на Ближнем Востоке, и можно предположить, что одновременное появление в средние века обширных трудов, посвященных изучению ароматического сырья, отнюдь не случайно. Вероятно, подобные сочинения, имеющие большую практическую ценность, приобретали популярность в связи с активизацией торговых и культурных отношений между этими регионами (в том числе, благодаря серии путешествий знаменитого адмирала-мореплавателя Чжэн Хэ в эпоху Мин). Эти сочинения, где был систематизирован колоссальный опыт изучения свойств ароматических веществ в Китае и на Ближнем Востоке, представляют собой ценнейшие исторические источники. Однако большое количество материалов, связанных с ароматической культурой в Восточной Азии и Ближнем Востоке, остается еще не исследованным, а тексты, упомянутые в данной статье, требуют последующего углубленного изучения.

    Литература


    1 Чжао Жугуа. «Чжу фань чжи» («Описание иноземных стран») / Пер. с кит., исслед., коммент. и прилож. М. Ю. Ульянова. М. : Изд-во восточной литературы, 2018. 407 с.
    2 Фэй Синь. Достопримечательные края, виденные во время плаваний на звездном плоту.
    3 Чжоу Цзячжоу. Сян шэн [香乘]. История благовоний.

    В статье использованы иллюстрации из следующих источников