История и современные тенденции
в фотографии Японии

08 апреля 2020
Д.А. Иващенко
Феликс Беато. Самураи клана Сацума во время войны Босин. 1868
  Самураи клана Сацума во время войны Босин. 1868
  Феликс Беато
 
 
 

В наши дни фотография является одним из самых молодых, динамичных и актуальных видов искусства. Мы можем видеть ее везде: в Интернете, на рекламных баннерах, в книгах и на выставках. Выставки работ японских фотографов сейчас крайне престижны и высоко оцениваются как критиками, так и простыми зрителями. Кроме того, фототехника японского производства по праву признается одной из лучших в мире. Задача данной статьи состоит в том, чтобы проследить становление фотографии как вида искусства в Японии с самого появления и до современности.

Изобретение фотографии стало возможным благодаря трудам европейских ученых в начале XIX века, а первая сохранившаяся фотография, снятая на натуре, относится к 1826 году.  Для изготовления снимков применялись специфические химические процессы и технология камеры-обскуры, известной человечеству уже в V в. до н. э. В Японию же фотография проникла в период открытия страны: в середине XIX столетия первые фотокамеры вместе с другими заморскими диковинками привезли в порт Нагасаки иностранные мореплаватели. Для них фотография в первую очередь была инструментом отображения увиденной действительности. Иностранцы фотографировали одежду, быт местных жителей или же пейзажи японских островов. Привозя снимки на родину, они использовали их в качестве красивых открыток, материалов для этнографических исследований или просто показывали людям фотоальбомы, полные экзотических видов и портретов из далекой страны. Первая завезенная в Японию камера была передана будущему главе княжества Сатцума, Симадзу Наритака, который проявлял огромный интерес ко всему новому, западной культуре, изучал науку и был сторонником вестернизации страны. Он и стал моделью для первой фотографии, сделанной в Японии, - из тех, что сохранились к нашему времени.

Ранние японские фотографы шли по стопам европейских путешественников. Одна за другой стали появляться фотостудии, в которых работали ученики западных мастеров. Они продолжали делать семейные портреты, снимать исторически важных личностей. Кроме этого, хороший доход приносили открытки с фотографиями городов, природы, различных достопримечательностей. Их, как правило, продавали за границу.

Однако, уже в 1920-е годы модные тенденции фотографии проникают в Японию. Мастера постепенно перестают видеть в фотографии лишь способ отобразить конкретный предмет или же человека, без какой-либо концепции. Во всем мире, и в Японии в частности, начинают формироваться жанры фотографии. Одним из первых в Японии прижился так называемый пикториализм. Сформировавшийся в Европе, он возводил в абсолют эстетические качества фотографии, ее максимальное внешнее приближение к живописи. Это пришлось по нраву японцам. Японские фотографы этого направления зачастую снимали натюрморты, так или иначе связанные с едой, что не удивительно, учитывая то, что в Японии всегда существовал и существует до сих пор культ еды. Затем быстрое развитие технологий, индустриализация, активное градостроительство и социальные изменения спровоцировали появление в Японии такого новаторского направления как «новая фотография». Его приверженцы вдохновлялись входящей в то время в моду сюрреалистической живописью и европейским авангардом. Они фотографировали железные дороги, монументальные стройки заводов и т.п. Особым источником вдохновения для них являлась эстетика советского конструктивизма. К примеру, фотограф Хорино Масао посвятил целую монографию и большое количество фотоальбомов красоте портовых кораблей и строительных кранов. Эти мастера высоко ценили первые техники фотомонтажа, с помощью которого создавались сюрреалистичные, несуществующие в природе формы и сюжеты. В своих работах они отражали собственное ощущение времени и то, как они переживали перемены, происходившие вокруг них.

Футирами Хакуё. Поезд мчится. 1930
  Поезд мчится. 1930
  Футирами Хакуё
 
 
 

На стыке третьего и четвертого десятилетий XX века большую роль для японского общества начинают играть внешнеполитические события. Японская интервенция в Манчжурию, а затем и начало Второй мировой войны 1939 - 1945 годов не могли не волновать деятелей искусства. Фотографы не были исключением. Кто-то делал снимки ради политической пропаганды, кто-то просто пытался показать ужасы войны и то, как она отражается на населении. Тенденция продолжалась и в послевоенное время. Для многих фотографов было важным не оставить незамеченными жизнь и быт жертв войны, а также, безусловно, - ужасающие последствия бомбардировок Хиросимы и Нагасаки в августе 1945 года. Ведущую роль в искусстве фотографии Японии в тот период занимает фотожурналистика. Наверное, ценителям фотографии во всем мире знакомы трогательные кадры, снятые Домон Кэном в регионах, пострадавших от военных действий. На них маленькие дети играют на улицах и радуются жизни, несмотря на пережитое горе, голод и окружающую их разруху.

Настоящий расцвет японской фотографии начался вместе с «японским экономическим чудом». Можно говорить о том, что все те тренды и отличительные особенности фотографии, которые сформировались именно в 1950 - 1960-е годы, остаются актуальными и лидирующими и сейчас. Экономика Японии стремительно улучшалась, темп жизни людей заметно убыстрялся, произошло значительное развитие технологий, поднялся уровень жизни. Существенно менялось и само японское общество, оно отходило от былого радикального традиционализма, все более приближаясь к европейским стандартам. И это не могло не отразиться на искусстве фотографии. Новое время требовало новых средств выражения. Довоенная японская фотография в значительной мере имитировала традиционное изобразительное искусство. Ее объекты были, как правило, лиричными, понятными, мировоззренчески приемлемыми. Какой бы новаторской ни была тогда тематика снимков, фотографы не старались намеренно вывести зрителя из безопасного психологического состояния, атмосфера их работ была исключительно созерцательной. Во многом эти работы были созданы под большим влиянием произведений западных фотографов.

В послевоенные годы японские фотографы благодаря своему энтузиазму, любви к самому процессу съемки и индивидуальному подходу к созданию работ становятся все более известными и узнаваемыми во всем мире. Начиная с данного периода фотографию Японии принято называть авторской. С того времени и по сей день яркой чертой японской авторской фотографии можно считать осознанное старание мастеров заставить зрителя почувствовать себя неуютно и дискомфортно. Фотографы не стеснялись фиксировать порой неприятные для человеческого восприятия вещи или снимать портреты в «декорациях» грязных улиц. Они не боялись крупных планов лиц, морщин и крови, изображения обнаженных тел. Все это буквально подрывало привычные устои и нормы японского общества, но именно такая смелость и непокорность и позволила подобным работам стать востребованными и популярными. Одним из самых эпатажных фотографов современной Японии является Араки Нобуёси. Его работы известны элементами эротики и необычной детальностью. Он многократно «заигрывал» с темами смерти, насилия и жестокости. Их табуированность и провокационность притягивает внимание широкой публики и, безусловно, ценителей фотоискусства.

Нобуёси Араки. Арбуз. 1991
  Арбуз. 1991
  Нобуёси Араки
 
 
 

Пожалуй, самым выдающимся фотографом-экспериментатором послевоенной Японии можно назвать Дайдо Морияма. Он активно использовал высокую контрастность и расфокусированность изображения, особенно для съемки ночных видов города, и превратил это в свой неповторимый авторский стиль. В его творчестве стирается грань между традиционным подходом к фотографии и абсолютно непривычным. Иногда фотограф намеренно запечатлевал себя отраженным в витринах магазинов или же зеркалах, «размазывал» кадр. К тому же он очень часто снимает обычной компактной камерой, более того, без использования видоискателя. Особенно интересны серии работ, выполненные с помощью фотоаппаратов «Полароид» и «Хольга», что является одним из главных трендов современности. Не только Морияма, но и другие авторы применяют старую пленочную технику, а кадры, сделанные фотоаппаратами моментальной печати, сейчас продаются на мировых аукционах за очень крупные суммы. Это не удивительно, ведь с появлением цифровой фотографии, несмотря на все ее новые технические возможности, процесс съемок значительно упростился. Поэтому умение поймать нужный кадр и передать магию момента именно с помощью пленки с течением времени приобретает все большую ценность.

Стоит сказать об еще одной важной особенности японской авторской фотографии. Несмотря на любовь к нарушению запретов и условностей, японские мастера никогда не забывали свою культуру и очень часто к ней обращались. Японская традиционная культура является по сей день визитной карточкой многих творцов. В их работах мы можем увидеть различные приметы национального колорита: девушек в кимоно или ритуальных масках, иероглифические вывески, традиционные пейзажи, различные отсылки к искусству гравюры. К примеру, известный во всем мире Томацу Сёмэй снимал портреты актеров театра кабуки или людей, облаченных в традиционную японскую одежду. Авторская фотография для японских фотохудожников - это в первую очередь гармоничное сосуществование многовековых устоев с их вечными философскими категориями и модных современных тенденций.

Безусловно, в наше время фотография стала доступна всем и каждому - так, как никогда ранее. И Япония не исключение. Многие ныне знаменитые и любимые публикой фотографы - это люди, которые создают блоги в Интернете и размещают в них свои снимки. Стоит ли говорить, что одним из главных трендов последних лет в Японии являются фотографии домашних животных, в особенности, кошек? Фотографии эти настолько популярны, что встречаются не только на просторах Интернета, но и во многочисленных печатных изданиях.

Фотография как искусство за свою недолгую историю успела пройти большой путь, полный различных перемен. Японские же фотографы смогли не просто идти в ногу с современными тенденциями, но и сформировать собственный узнаваемый почерк, опираясь на опыт прошлых эпох и на историю своей страны и своего искусства. Благодаря своей смелости и индивидуальному взгляду на вещи, они сумели занять достойное место среди фотографов других стран.

В статье использованы иллюстрации из следующих источников